Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»
Конспект–презентация классного часа «Вода – источник жизни» для учащихся 2 класса.
Цель: расширить представления учащихся о свойствах и значении воды в жизни человека и природы.
Задачи:
1. Учить детей наблюдать за окружающим миром, понимать его законы и проблемы.
2. Закрепить знания учащихся о воде как веществе природы, о трёх состояниях воды.
3. Развивать познавательные интересы учащихся; речь, воображение, мышление.
4. Прививать детям навыки личной гигиены и безопасного поведения на воде.
5. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, показывать необходимость природоохранных мероприятий.
1. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия.
Учитель:
а) Послушайте стихотворение:
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. |
Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это всё вокруг – природа. |
– Что относится к природе? Как вы это поняли?
– Что такое «живая» и «неживая» природа? Приведите примеры.
б) Отгадайте, о чём сегодня мы будем говорить (слайд 1).
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода).
2. Какая бывает вода. (Кроссворд) (слайд 3).
– Мы уже знаем о свойствах и состояниях воды. Отгадав загадки, вы узнаете о природных явлениях, связанных с водой.
Утром капельки воды |
С неба облако спустилось |
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! |
Пушистая лошадка, |
Лёгкий, белый и пушистый, |
Мороз на воду опустился |
Пляшет Туча. |
|
– Какое ключевое слово появилось в кроссворде? (Снежинка).
– Попробуйте составить самостоятельно загадку об этом природном явлении.
– Итак, повторите, в каком состоянии бывает вода в природе?
– Какие явления природы связаны с водой?
4. Память воды (слайды 4 – 8)
5. Уникальные свойства воды
– Как вы думаете, какие свойства есть у воды?
(Вода – это жидкость без цвета, формы, запаха и вкуса. Она текуча и прозрачна, растворяет многие вещества, принимает форму сосуда, в который налита. Вода единственное вещество на Земле, которое может находиться в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном).
6. Соотношение поверхностей суши и воды на Земле
Соленая вода морей и океанов покрывает ⅔ земного шара. Запасов же пресной воды гораздо меньше – всего около 3% от общего объема воды на земле. При этом около 2% пресной воды в мире находится в прудах, ручьях, реках и озерах. Остальные запасы cосредоточены в подземных источниках, ледниках и снежных покровах.
7. Вода – наш друг и враг
а) Значение воды (Стихотворение И. Воробьёвой «Это я», см. приложение № 2, используется по усмотрению учителя. На слайдах дети рассматривают варианты использования воды в жизни человека, в работе промышленных предприятий) (слайды 12 – 16).
(После просмотра дети приводят примеры использования воды человеком)
Мировой океан – это что–то вроде гигантского котла центрального парового отопления Земли! Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…
Есть у Мирового океана и другая задача – он поит Землю, ведь воду пьёт всё живое. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Вода также кормит человечество. Хотя на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд, потому что в океанах и морях вода солёная, а человеку для использования нужна только пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.
Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога.
Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без неё е замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.
б) «Где вода, там и беда» (слайд 17).
– Посмотрите на фотографии. О чём они рассказывают. Согласны ли вы с заголовком слайда?
– Вода может быть человеку и другом, и врагом (наводнения, цунами). Необходимо быть осторожным на воде. (Правила поведения на водоёмах в разное время года. Высказывания детей).
8. Экологическая страница. Берегите воду! (слайды 18 – 24).
а) «…И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе, Словно самую малость |
Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро своё губим. А гордимся природой И Отечество любим». (А. Яшин) |
– Посмотрите на фотографии и скажите, в чём опасность этих действий человека для водоёмов. Подумайте, как можно исправить нанесённый ущерб.
– Что можете сделать вы для сохранения водных запасов Земли?
б) – Человек широко использует воду для своих нужд. Очень часто люди наносят непоправимый вред природе, загрязняя воду промышленными отходами. Это приводит к экологическим катастрофам. Необходимо помнить: вода – источник жизни на Земле. Берегите воду!
(Выставка рисунков детей на тему «Берегите воду!»).
в) Творческое задание: послушайте сказку. Возможно, она покажется вам знакомой.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.
– Подумайте, что бы сказала тогда рыбка?
9. Подведение итогов. Игра «Топаем–хлопаем».
а) А теперь поиграем. Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
В Чёрном море вода чёрная, в Красном – красная, в Жёлтом – жёлтая.
б) Молодцы! (слайд 25).
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли.
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… ВОДЫ!
10. Отдохнём и поиграем. Что бы это значило? (Слайд 26).
– Объясните, что обозначают эти устойчивые выражения.
Продолжите фразу: «Сегодня я понял…» (слайд 27).
Автор: Мурдасова Елена Вадимовна учитель начальных классов МАОУ МСОШ № 16, г. Миасс Челябинской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
И конспект и презентация отличные! Использовала для беседы с детьми в летнем лагере. 5 из 5 баллов!
Елена Вадимовна, познакомилась с вашим конспектом и презентацией к классному часу. Материал интересный, легко воспринимаемый. Очень важные воспитательные моменты со слайдовыми фотографиями. Конечно я себе сделала ссылку на вашу работу и буду использовать в этом году. Спасибо!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!