Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Введение
В осуществлении задач воспитания, образования и развития глухих учащихся, в формировании и развитии представлений об окружающем мире, в котором они живут, важную роль играет курс природоведения. Проектная деятельность служит средством комплексного решения задач, формирующее научно-теоретическое, нестандартное мышление, особенно важного для детей с нарушением слуха. Через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности, создаётся ситуация успеха.
Таким образом, при изучении курса природоведения в начальной школе с использованием приемов и методов проектной деятельности, расширяется кругозор, словарный запас обучающихся как в области предмета, так и в окружающей действительности, формируется социальный опыт в труде и общении.
В процессе изучения природы в 3 классе устанавливается, какие изменения происходят в разное время года в неживой природе, какое влияние они оказывают на характер и содержание сельскохозяйственных работ. В этом случае в учебном процессе комнатные растения находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений.
В нашем классе есть замечательная традиция: дарить на День матери и 8 Марта маме цветы, выращенные самими ребятами. В течение нескольких месяцев ребята проращивают семена, сеют их, пересаживают молодые растения, обеспечивают им стабильный уход, но некоторые растения всё равно либо «сбрасывают» листья, либо вытягиваются. Ребята задались вопросом: «Почему растения умирают?», «Что нужно растению, чтобы оно жило?», «Как правильно ухаживать за комнатными растениями?».
Раздел курса природоведения «Весенние изменения в природе» предполагает проведение практических работ, в том числе и «Как правильно ухаживать за комнатными растениями». Таким образом, перед педагогом была определена проблема, которая заключается в необходимости выявления педагогических условий эффективного формирования базовых компетенций у обучающихся младших классов с нарушением слуха.
Сложившаяся ситуация помогла сформулировать тему исследования: «Почему умирают растения?».
Актуальность данной исследовательской работы: привлечение внимания к миру растений, к взаимосвязи человека и растительного мира.
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: процесс размножения, роста и развития комнатных растений в различных природных условиях.
Цель: определить, при каких условиях возможна жизнь растений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-воспитывающие:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-социализирующие:
В ходе проектной деятельности использовались следу следующие группы методов:
теоретические: изучение и анализ литературы, моделирование и проектирование различных этапов поисковой работы;
экспериментально-теоретические: создание экспериментальных участков, эксперимент;
эмпирические: наблюдение, беседы, объяснение, демонстрация, практическая работа, фотографирование, анализ творческих работ.
Практическая значимость проекта определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких коррекционно-развивающих задач образования, как:
І этап. Подготовка к исследовательской работе
1. Выбор темы исследования.
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности в формировании движений в связи с нарушением слухового анализатора. В процессе выполнения какой-либо деятельности у глухих учащихся наблюдаются трудности в соотнесении цели деятельности, результата и рациональных способов осуществления этой деятельности. Поэтому при выборе темы детских проектов и исследований ребятами, учитывается и мнение педагога, который выступает для учащихся младших классов главным советчиком и помощником, исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Наиболее «благодатным» для детей с нарушением слуха, по моему мнению, является курс природоведения.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Название творческо-исследовательского проекта предполагает быть кратким, понятным и интересным, вызывающим интерес глухих младших школьников к содержанию и исследованию, а именно: «Почему умирают растения?».
2. Постановка проблемы.
Учащимся предлагается:
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
Учащимися совместно с педагогом прогнозируется продолжительность, сроки, участники эксперимента и составляется общий план деятельности по разработке проекта.
Вид проекта: Творческо-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный. Сроки проведения: 10.02.2015 - 17.04.2015
Участники: педагоги, учащиеся, родители. Возраст: обучающиеся младших классов.
План.
ІІІ этап. Процесс исследования
На этом этапе педагог грамотно и ненавязчиво осуществляет руководство работой, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети (с помощью учителя) обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), за помощью к родителям, друг к другу, используют Интернет.
Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления глухих детей приводит к большим трудностям в процессе исследования. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом.
Многие моторные акты глухих детей в младшем школьном возрасте формируются при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и кинестетического анализаторов. Следовательно, особое значение в процессе исследования приобретают рече-кинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).
Другой важной задачей педагога является развитие у детей с нарушением слуха осязательного восприятия, которое выступает как средство компенсации. Таким образом, учитывая возрастные, психологические, физические возможности были проведены следующие эксперименты:
Эксперимент № 1.
От одного комнатного растения мы отрезали несколько веточек. Одну веточку мы положили на сухую поверхность. Другие – поставили в ёмкость с водой. В результате наблюдений, мы отметили, что без воды растение высыхает, становится хрупким, листья рассыпаются. В итоге – оно погибает. Другие веточки, напротив, не только сохранили свой внешний вид, но и пустили корни. Веточки комнатного растения продолжали жить.
Значит, растениям для жизни нужна вода.
Эксперимент № 2.
В полиэтиленовый пакет мы положили зелёный лист комнатного растения и плотно упаковали его. Перекрыв, таким образом, доступ воздуха к растению. В течении трёх недель мы наблюдали за испарением влаги из листа. Это говорит о том, что растение дышит: при «выдохе» выделяется водород и углекислый газ. При вдохе, как и человеку, растению нужен кислород, которого не хватало в закрытом пакете. В результате – растение погибает.
Значит, растениям нужен воздух.
Эксперимент № 3.
Один из ростков мы положили в холодное место. Через 3 часа мы вернули росток в тёплое помещение. В течение первых суток, оно потемнело, а через 4 дня – высохло. В результате наблюдений, мы отметили, что после мороза растение не оживает. Мороз губит комнатное растение.
Значит, растения нуждаются в тепле.
Эксперимент № 4.
Взрослое растение мы поставили в тёмный шкаф. в течение нескольких дней оно оставалось таким же, как было. Но со временем, растение стало вытягиваться. Его новые растущие веточки были тонкими и белыми, а листочки – маленькими и жёлтыми. Растение будто тянулось к солнышку, но оно не светило. Растение постепенно умирало.
Значит, растениям нужен свет.
ІV этап. Выводы
Большие различия между глухими и слышащими детьми возникают при выполнении заданий, где требуется сделать умозаключение о причине, следствии или цели события на основе сопоставления сведений, содержащихся в разных местах рассказа. Часто смешивают причину события и его следствие, нередко в их описаниях встречается лишь перечисление обстоятельств, сопутствующих данному событию.
В результате предварительной работы совместно с родителями, руководителем, специалистами Камчатской школы-интерната, ребята составили вывод: Растение – часть живой природы. Оно, как человек» нуждается в воде, пище (в виде удобрений), воздухе, тепле, свете, заботе».
Чтобы комнатное растение чувствовало себя комфортно в нашем классе, нужно за ним ухаживать: рыхлить, удобрять и поливать почву, протирать листья, опрыскивать растение, держать его в светлом месте, проветривать класс. При заботливом и постоянном уходе за растением, оно будет жить: расти, цвести, давать плоды и радовать нас своей красотой.
В результате проделанной работы, у ребят, участвующих в проекте, активизируется их познавательная способность, обогащается личный опыт, расширяется словарный запас, раскрывается взаимосвязь растений и условий их произрастания, показывает связь, взаимодействие и влияние человека на окружающую природу, приобщает к нормам и ценностям общества.
V этап. Отчет и защита работы
Отчет о наблюдениях, эксперименте и успехах в исследовательской деятельности был представлен участниками проекта обучающимся и педагогам Камчатской школы-интерната во время прохождения традиционного праздника «Книжкины именины».
Материал проектной работы в настоящее время используется на различных этапах уроков природоведения, ознакомления с окружающим миром и развития речи.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
Активное применение проектно-исследовательских технологий на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у учащихся всех видов базовых учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социальных компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.
Конечно, младший школьный возраст и физические возможности накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Заключение
Проектно-исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов – необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение глухими учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.
Используемая литература
Автор: Соложеницин Андрей, учащийся 3 б класса, Калина Прискилла, учащаяся 1 б класса. Руководитель: учитель начальных классов Высокая Алевтина Николаевна, Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Петропавловск – Камчатский.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Проект "Почему растения умирают" очень познавателен, многогранен, интересен с точки зрения экологии и воспитания бережного отношения к окружающему миру. Спасибо огромное за Ваш, Алевтина Николаевна, труд.
Алевтина Николаевна и ребята! Ваш проект к сожалению не оценен по достоинству. Есть недочеты: оформление не по положению к конкурсу, отсутствие подтверждающих фотографий и презентации, тема не раскрывает полностью суть проекта. Поэтому, на мой взгляд проект выглядел менее выигрышным. Работа проведена интересная, познавательная. Благодарю вас за участие в конкурсе! Успехов в будущем!