Регистрация

Педагогический проект «Ураловедение: природа, история, культура ….»

  • 10 марта 2022

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»

Номинация «Педагогический проект в начальной школе»

Понятно, что современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе поисковой деятельности. Эту работу стали вести совместно с «Командой искателей приключений». Проводили занятия по истории Урала, этнографии, орнитология. Мы много путешествовали по Свердловской области. Все это послужило причиной создания педагогического проекта «Ураловедение: природа, история, культура ….»

Актуальность проекта

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины» Самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости. 

Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество. «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый вид науки», – говорил известный русский ученый Д. С. Лихачев.

Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» – эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Тема проекта

Ураловедение: природа, история, культура …

1

Адресация проекта

Учителя начальных классов, дополнительного образования.

 

2

Руководитель проекта

Климентьева О.В., учитель МАОУ СОШ № 69

3

Участники проекта

Учителя начальных классов, дополнительного образования, ученики

4

Возрастная группа учащихся

1-4 классы

5

Особенности типа проекта

Участвуют ученики 1-4 классов на разных уровнях – от воспроизведения имеющегося краеведческого материала на уроках естествознания, истории и внеклассных мероприятиях до поисковой и оформительской работы и дополнительного образования по краеведению, написание и публикация научно-исследовательских работ по краеведению, подготовки презентаций. 

По продолжительности – 4 года, в течение обучения в начальном звене школы.

Координационная работа с учителями начальной школы, работающими в СОШ с использованием краеведения,

6

Цель проекта

Добиться повышения качества образования в МАОУ СОШ № 69 посредством внедрения краеведения в образовательный и воспитательный процесс.

7

Задачи проекта

  • повысить интерес учащихся к процессу обучения, сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
  • повысить адаптивность содержания образования; способствовать развитию личностных качеств учащихся посредством краеведения;
  • развивать навыки исследовательской работы;
  • создать условия для социальной адаптации и самоопределения учащихся;
  • способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательного коллектива, семьи;
  • способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
  • воспитывать учащихся на примере жизни и деятельности земляков;
  • организовать методическую работу учителей, ориентированную на разработку и внедрение элементов краеведения в образовательный и воспитательный процесс.

8

Ресурсы проекта

  • Учебные пособия по краеведению,
  •  методические рекомендации по краеведению,
  •  материалы городского Краеведческого музея,
  • материалов музея Истории Екатеринбурга, геологического музея, 
  • музей истории камнерезного и ювелирного искусства,
  • музей истории трамвайно-троллейбусного управления ,
  • музей истории Уралмашзавода,
  • музей истории циркового искусства г. Екатеринбурга,
  • музей плодового садоводства Среднего Урала,
  • музей природы,
  • музей радио им. А.С. Попова,
  • музей истории Екатеринбурга,
  • водонапорная башня на Плотинке ,
  • литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  •  Интернет-ресурсы.

9

Система показателей по достижению цели проекта:

 

  • повышение качества знаний по учебным дисциплинам, использующим краеведческий материал;
  • увеличение количества учащихся, использующих в своих творческих и исследовательских работах знания о родном крае;
  • повышение качества внеурочной деятельности обучающихся;
  • увеличение количества выпускников школы, решивших связать свою деятельность с Свердловской областью;
  • укрепление связи школы с семьѐй на основе совместной исследовательской работы по изучению родного края;
  • обобщение опыта педагогов школы по использованию краеведческого материала в образовательном процессе путем обсуждения на заседаниях методических предметных кафедр и методического совета школы;
  • выпуск сборника лучших методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием элементов краеведения;
  • публикации на сайте школы творческих отчетов о проведенных мероприятиях;
  • повышение внешней оценки результатов деятельности школы со стороны общественности и педагогического сообщества.

 

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

Обновление содержания образования:

  • использование материала по краеведению на уроках Окружающего мира (Ч - Пр, Ч - О) в 1 – 4 классах;
  • включение элементов краеведения в курсы других предметов в 1 - 4 классах;
  • использование дидактического материала краеведческого характера на уроках русского языка в 1-4 классах;
  • включение элементов литературного краеведения в уроки литературы 1- 4 классов;
  • использование материалов литературного творчества поэтов и писателей-земляков на уроках внеклассного чтения в 1-4 классах;
  • разработка и внедрение в уроки элементов краеведения по те- мам: «Мой город», «Моя семья», «Известные земляки»;
  • формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии на уроках окружающего мира в 1-4 классах;
  • знакомство обучающихся с развитием промышленности области; разработка и использование на уроках математики, информатики задач практического содержания краеведческой направленности;
  • использование на уроках технологии, изобразительного искусства краеведческих материалов;
  • совершенствование воспитательной работы:
  • разработка и проведение классных часов, способствующих развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине в 1-4 классах;
  • пополнение исследовательских проектов обучающихся;
  • использование учителями начальной школы материалов Краеведческого музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий;
  • проведение школьной научно-практической конференции в рамках Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся;
  • проведение школьной краеведческой олимпиады для выявления одаренных обучающихся;
  • активизация работы кружка «Эврика» для обучающихся начальной школы 1-4 классов;
  • организация и проведение выставок работ краеведческой направленности; развитие традиций школы:
  • организация и проведение экскурсий в музеи области;
  • проведение торжественного митинга 9 мая, посвящѐнного Дню Победы, у памятного знака с именами воинов, павших в боях за Родину;
  • совершенствование работы с родителями:
  • обогащение тематики родительских собраний;
  • публичная презентация краеведческих проектов;
  • привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности детей;
  • обновление содержания методической работы учителей:
  • подготовка и проведение научно-практического семинара «Нестандартные формы урока» с привлечением элементов краеведения;
  • проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов краеведения;
  • организация конкурса методических разработок уроков с использованием краеведческого материала;
  • создание банка методических разработок уроков с привлечением краеведческого материала.

Педагогический проект «Ураловедение: природа, история, культура ….»

Автор: Климентьева Ольга Васильевна, учитель начальных классов высшей категории, кандидат педагогических наук, МАОУ СОШ № 69, г. Екатеринбург.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Сергиенко Ольга Николаевна

Сергиенко Ольга Николаевна 29.05.2016 в 20:28

Ольга Васильевна! Вами представлена подробная разработка проекта по изучению родного края. Каких результатов вы достигли в ходе реализации проекта? Не достает для полноты картины фотоотчета с комментариями или презентации по проекту.

Ольга  Васильевна Климентьева

Ольга Васильевна Климентьева 30.05.2016 в 07:44

Ольга Николаевна, добрый день. Спасибо за отзыв. Но цель данной работы - проект, а не анализ работы. В разделе "Экскурсии" кое-какие результаты видны. Анализ работы будет подразумевать другие цели и задачи.

Иванова Евгения Владимировна

Иванова Евгения Владимировна 06.02.2019 в 20:43

Патриотизм в детях воспитываем с раннего детства. Данный проект этому способствует. Дети узнают "место своего края в отечественной и мировой истории". Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями.

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 10:04

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!