Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Одним из основных философских и физических понятий является понятие «время», как мера длительности существования всех объектов, последовательная смена их состояний в процессе их изменения и развития. Понятие о времени достаточно сложно и неоднозначно. На сегодняшний день не существует единой общепризнанной теории объясняющей и обосновывающей это явление.
Необходимость согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезона послужила причиной выделения единиц измерения времени, основанных на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращение Луны вокруг земли. Основной единицей для измерения коротких временных интервалов стали «сутки» («день» и «ночь»). Меньшие временные интервалы были обозначены как «час», «минута», «секунда». Для измерения более длинных временных интервалов используют понятия «неделя», «месяц», «год». Существуют и другие единицы измерения времени.
Первые практические представления о времени формируются у человека ещё в дошкольном возрасте. Уже в раннем возрасте малыша приучают различать время суток: день и ночь, тем самым, приучая его к режиму, что, в свою очередь, положительно сказывается на его здоровье.
Дальнейшее формирование у ребёнка понятий о времени имеет, бесспорно, огромное значение в воспитании у ребёнка таких качеств, как организованность, дисциплинированность, точность, собранность, умения планировать свою деятельность. К моменту начала обучения в школе, дети не только регулируют собственную деятельность во времени, чувствуют его, меняют, в зависимости от ощущений, темп и ритм собственных действий, но и способны измерять время, правильно обозначать в собственной речи.
Изучение мер времени у детей с нарушением интеллекта отличается качественным недоразвитием и поздним формированием временных представлений. Поступившие в 1 класс школьники С(к)ОУ VIIIвида не знают дней недели, времён года, их последовательности, характерных временных изменений в природе. Особенностью восприятия временных представлений детей рассматриваемой категории является то, что, чем крупнее единица времени, тем труднее ребёнку её конкретизировать.
Начиная с 1 класса, каждый учебный день учитель ставит перед собой задачу уточнять и развивать временные представления у детей в беседе через использование терминов, характеризующих время («сегодня», «завтра», «вчера»), уточнять представления учащихся о частях суток («день», «ночь», «утро», «вечер»), в практической работе с отрывным календарём, через наблюдения формировать понятие «неделя».
Ко 2 классу учитель продолжает вести работу по закреплению знаний последовательности дней недели. Лишь к 3 классу школьники, обучающиеся по программе С(к)ОУ VIIIвида, должны получить понятие о месяце, как новой единице измерения времени, познакомится с последовательностью месяцев года и количеством дней в каждом месяце.
Изучение мер времени учащимися С(к)ОУ VIIIвида осуществляется на уроках математики. Кроме того, рекомендуется формирование временных представлений у детей рассматриваемой категории осуществлять и на других учебных предметах и во внеурочное время.
Предложенное дидактическое пособие нацелено на формирование представлений у учащихся С(к)ОУ VIIIвида о месяце, годе, временах года, как единицах измерения времени. Дидактическое пособие представляет собой подборку кроссвордов, ребусов, загадок, стихов по предложенной тематике. Задания могут быть использованы как на уроках математике, так и на уроках чтения, уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, природоведения и других.
Пособие имеет вид индивидуальной рабочей тетради, первая часть которой содержит дидактические задания, ответы к ним прикреплены во второй части. Несмотря на то, что формирование понятий «месяц», «год» в условиях работы С(к)ОУ VIIIвида, осуществляется в 3 классе, рабочая тетрадь может быть предложена детям разного возраста, в зависимости от психофизиологических возможностей каждого ребёнка, его личной подготовленности.
Автор: Катаева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми, I квалификационная категория, стаж работы 7 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Полезная и много функциональная подборка, Елена Викторовна, обязательно возьму в копилку. Материалы, действительно, можно использовать на многих уроках и с детьми разного уровня подготовленности.
Отличная работа, радует эстетика оформления и логичность изложения, удачи автору!
Спасибо, Елена Викторовна, за опыт работы, замечательное дидактическое пособие! 5+!
Уважаемая Елена Викторовна! Замечательный материал,подходит для как для детей младшего школьного возраста, так и для детей старших дошкольников! Чудесный подарок педагогам! Ваша работа заслуживает высшей оценки 5++++!
Елена Викторовна, спасибо за разработку пособия, обязательно возьмем себе в копилку.Ваше пособие пойдет и для старших дошкольников, особенно практично , как дидактический материал для индивидуальной работы.Вам 5, удачи!
Уважаемая Елена Викторовна! Спасибо Вам за Ваш труд, такую огромную проделанную работу, подборку хорошего материала! Примите от меня 5 звезд! Удачи в конкурсе!
Всем большое спасибо за комментарии и оценки. Рада сотрудничеству. Желаю всем творческих успехов.
Уважаемая Елена Викторовна! Спасибо за Ваш труд, за нелегкие будни. Работа с такими детьми нелегка и ответственна. А Вы еще находите время для творчества. Интересная тетрадь. Надеюсь, что многие коллеги воспользуются Вашей работой.Ведь она составлена педагогом - практиком, а не теоретиком, как часто случается.Удачи в конкурсе! Спасибо!
Здравствуйте Елена Викторовна! Вы предоставили очень интересный и многоплановый материал. Спасибо за творческий подход. Вашей работой могут воспользоваться многие педагоги. Удачи! и 5!
Уважаемая, Елена Викторовна! Спасибо огромное за дидактический материал. +5 Желаю Вам здоровья, сил и творческих успехов!
Уважаемая, Елена Викторовна! Спасибо большое за дидактический материал. Предлагаемый Вами материал универсален. Вы затронули все аспекты психологического и интеллектуального развития детей. Материалы дают возможность всем детям получить удовольствие от результата выполнения заданий. Только тот педагог ищет интересные методы работы с детьми, несмотря на уровень их развития, кто любит свою работу и своих учеников. Творческих Вам успехов. Спасибо Вам за методический совет.
Елена Викторовна!Желаю Вам победы в конкурсе и всего доброго!!!
Уважаемая, Елена Викторовна! Достойный выход в финал! Удачи и дальнейших успехов!
Уважаемая Елена Викторовна!Примите мои поздравления с выходом в финал конкурса! Желаю Вам здоровья,развиваться и совершенствоваться дальше! Удивляйте нас и радуйте!
Уважаемая Елена Викторовна, очень понравилась работа.
Скорее всего что-то возму даже на наше заседание Детского литературного клуба "Озаренок"
для младшей группы.
С наилучшими пожеланиями!!!
Да, работа кропотливая, объемная, познавательная. Кроссворды - это то, что привлекает детей и вместе с тем развивает их. 5 баллов!