Регистрация

Дидактическое пособие «Времена года. Кроссворды. Ребусы. Загадки»

  • 1 апреля 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Одним из основных философских и физических понятий является понятие «время», как мера длительности существования всех объектов, последовательная смена их состояний в процессе их изменения и развития. Понятие о времени достаточно сложно и неоднозначно. На сегодняшний день не существует единой общепризнанной теории объясняющей и обосновывающей это явление.

Необходимость согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезона послужила причиной выделения единиц измерения времени, основанных на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращение Луны вокруг земли. Основной единицей для измерения коротких временных интервалов стали «сутки» («день» и «ночь»). Меньшие временные интервалы были обозначены как «час», «минута», «секунда». Для измерения более длинных временных интервалов используют понятия «неделя», «месяц», «год». Существуют и другие единицы измерения времени.

Первые практические представления о времени формируются у человека ещё в дошкольном возрасте. Уже в раннем возрасте малыша приучают различать время суток: день и ночь, тем самым, приучая его к режиму, что, в свою очередь, положительно сказывается на его здоровье.

Дальнейшее формирование у ребёнка понятий о времени имеет, бесспорно, огромное значение в воспитании у ребёнка таких качеств, как организованность, дисциплинированность, точность, собранность, умения планировать свою деятельность. К моменту начала обучения в школе, дети не только регулируют собственную деятельность во времени, чувствуют его, меняют, в зависимости от ощущений, темп и ритм собственных действий, но и способны измерять время, правильно обозначать в собственной речи.

Изучение мер времени у детей с нарушением интеллекта отличается качественным недоразвитием и поздним формированием временных представлений. Поступившие в 1 класс школьники С(к)ОУ VIIIвида не знают дней недели, времён года, их последовательности, характерных временных изменений в природе. Особенностью восприятия временных представлений детей рассматриваемой категории является то, что, чем крупнее единица времени, тем труднее ребёнку её конкретизировать.

Начиная с 1 класса, каждый учебный день учитель ставит перед собой задачу уточнять и развивать временные представления у детей в беседе через использование терминов, характеризующих время («сегодня», «завтра», «вчера»), уточнять представления учащихся о частях суток («день», «ночь», «утро», «вечер»), в практической работе с отрывным календарём, через наблюдения формировать понятие «неделя».

Ко 2 классу учитель продолжает вести работу по закреплению знаний последовательности дней недели. Лишь к 3 классу школьники, обучающиеся по программе С(к)ОУ VIIIвида, должны получить понятие о месяце, как новой единице измерения времени, познакомится с последовательностью месяцев года и количеством дней в каждом месяце.

Изучение мер времени учащимися С(к)ОУ VIIIвида осуществляется на уроках математики. Кроме того, рекомендуется формирование временных представлений у детей рассматриваемой категории осуществлять и на других учебных предметах и во внеурочное время.

Предложенное дидактическое пособие нацелено на формирование представлений у учащихся С(к)ОУ VIIIвида о месяце, годе, временах года, как единицах измерения времени. Дидактическое пособие представляет собой подборку кроссвордов, ребусов, загадок, стихов по предложенной тематике. Задания могут быть использованы как на уроках математике, так и на уроках чтения, уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, природоведения и других.

Пособие имеет вид индивидуальной рабочей тетради, первая часть которой содержит дидактические задания, ответы к ним прикреплены во второй части. Несмотря на то, что формирование понятий «месяц», «год» в условиях работы С(к)ОУ VIIIвида, осуществляется в 3 классе, рабочая тетрадь может быть предложена детям разного возраста, в зависимости от психофизиологических возможностей каждого ребёнка, его личной подготовленности.

Пособие «Времена года. Кроссворды. Ребусы. Загадки»

Автор: Катаева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми, I квалификационная категория, стаж работы 7 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 31, сумма баллов: 155)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (24)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Марина 02.04.2015 в 11:27

Полезная и много функциональная подборка, Елена Викторовна, обязательно возьму в копилку. Материалы, действительно, можно использовать на многих уроках и с детьми разного уровня подготовленности.

Любовь Владимировна 03.04.2015 в 17:59

Замечательная тетрадь. Спасибо большое!

Светлана Александровна 04.04.2015 в 21:51

Отличная работа, радует эстетика оформления и логичность изложения, удачи автору!

Елена 05.04.2015 в 09:07

Спасибо, Елена Викторовна, за опыт работы, замечательное дидактическое пособие! 5+!

Любовь Николаевна 05.04.2015 в 11:39

Уважаемая Елена Викторовна! Замечательный материал,подходит для как для детей младшего школьного возраста, так и для детей старших дошкольников! Чудесный подарок педагогам! Ваша работа заслуживает высшей оценки 5++++!

Галина Викторовна 05.04.2015 в 11:47

Елена Викторовна, спасибо за разработку пособия, обязательно возьмем себе в копилку.Ваше пособие пойдет и для старших дошкольников, особенно практично , как дидактический материал для индивидуальной работы.Вам 5, удачи!

Щепкина Надежда Александровна 05.04.2015 в 13:54

Уважаемая Елена Викторовна! Спасибо Вам за Ваш труд, такую огромную проделанную работу, подборку хорошего материала! Примите от меня 5 звезд! Удачи в конкурсе!

Елена 06.04.2015 в 10:18

Всем большое спасибо за комментарии и оценки. Рада сотрудничеству. Желаю всем творческих успехов.

Олеся Викторовна 07.04.2015 в 15:06

Уважаемая Елена Викторовна! Спасибо за Ваш труд, за нелегкие будни. Работа с такими детьми нелегка и ответственна. А Вы еще находите время для творчества. Интересная тетрадь. Надеюсь, что многие коллеги воспользуются Вашей работой.Ведь она составлена педагогом - практиком, а не теоретиком, как часто случается.Удачи в конкурсе! Спасибо!

Татьяна Николаевна 11.04.2015 в 12:35

Здравствуйте Елена Викторовна! Вы предоставили очень интересный и многоплановый материал. Спасибо за творческий подход. Вашей работой могут воспользоваться многие педагоги. Удачи! и 5!

Наталья Владимировна 14.04.2015 в 17:54

55555 молодцы!

Иван Иванович 15.04.2015 в 19:45

Очень полезное и нужное пособие!

Иван Иванович 15.04.2015 в 19:46

5!

Марьяна Богдановна Муравлева 17.04.2015 в 00:08

Уважаемая, Елена Викторовна! Спасибо огромное за дидактический материал. +5 Желаю Вам здоровья, сил и творческих успехов!

Раушания Рамазановна 22.04.2015 в 11:57

Уважаемая, Елена Викторовна! Спасибо большое за дидактический материал. Предлагаемый Вами материал универсален. Вы затронули все аспекты психологического и интеллектуального развития детей. Материалы дают возможность всем детям получить удовольствие от результата выполнения заданий. Только тот педагог ищет интересные методы работы с детьми, несмотря на уровень их развития, кто любит свою работу и своих учеников. Творческих Вам успехов. Спасибо Вам за методический совет.

Любовь Владимировна 22.04.2015 в 17:44

Елена Викторовна!Желаю Вам победы в конкурсе и всего доброго!!!

Олеся Викторовна 25.04.2015 в 20:38

Уважаемая, Елена Викторовна! Достойный выход в финал! Удачи и дальнейших успехов!

Любовь Николаевна 26.04.2015 в 11:32

Уважаемая Елена Викторовна!Примите мои поздравления с выходом в финал конкурса! Желаю Вам здоровья,развиваться и совершенствоваться дальше! Удивляйте нас и радуйте!

Любовь Владимировна 27.04.2015 в 19:05

Поздравляю,Елена Викторовна!Жаль,что не Вы победили!

Евгения Геннадьевна 18.05.2015 в 11:37

Очень хорошая работа!

Наталья 26.05.2015 в 05:31

Спасибо за идею, 5+!

Гаврикова Нина 06.11.2015 в 12:44

Уважаемая Елена Викторовна, очень понравилась работа.
Скорее всего что-то возму даже на наше заседание Детского литературного клуба "Озаренок"
для младшей группы.
С наилучшими пожеланиями!!!

Гаврикова Нина 06.11.2015 в 12:45

ВОЗЬМУ - прошу прощения - в текст забралась опечатка

Иванова Евгения Владимировна 06.02.2019 в 20:46

Да, работа кропотливая, объемная, познавательная. Кроссворды - это то, что привлекает детей и вместе с тем развивает их. 5 баллов!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!