В теории и практике экологического образования обосновываются различные пути формирования экологической компетентности в рамках учебной и внеурочной деятельности, дополнительного экологического образования. Цель формирования экологической компетентности определена как создание педагогических условий для становления экологичной личности, экологических ценностей, экологического мышления, экологической культуры.
Младший школьный возраст – это один из этапов формирования основ нравственно-экологической позиции личности. Особую значимость в этом процессе, на мой взгляд, имеет технология проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы над экологическими проектами и исследованиями учащиеся развивают следующие виды компетентностей:
Работа моих учащихся в инновационной экологической деятельности носила личностный характер, учащиеся выстраивали собственные образовательные цели, планировали свою исследовательскую и проектную деятельность, выстраивали собственную образовательную траекторию по обогащению необходимыми знаниями для реализации своих экологических проектов.
В рамках экологического центра «Зелёная орбита» ребята реализовали проекты экологической направленности: «Сохраним ёлку» и «Красавицы и чудовища». Экологический проект под названием «Сохраним ёлку!» предназначен не только для учащихся начальной школы, он интересен и актуален для тех, кому небезразлична судьба нашей природной красавицы ёлки.
Актуальность проекта «Сохраним ёлку!» в его социальной значимости: мы помогаем ответить на вопрос: Чем можно заменить ёлку в Новый год? Ведь взрослые, и дети с нетерпением ждут этого праздника с его веселыми играми и гуляниями, с неповторимым запахом хвои в каждом доме, со сверкающими нарядными игрушками и с сюрпризами. А наш проект предлагает различные альтернативы природной красавице!
В ходе проекта мы проделали следующую работу: сформировали группы социологов (они занимались проведением и обработкой анкет по теме проекта), журналистов (они рассказывали в школьной газете и по школьному радио о нашем проекте), оформителей (они оформляли выставку прикладного конкурса).
Сбор информации в нашем проекте проходил через изучение справочной и энциклопедической литературы об этом дереве; через устный журнал и классный час собранный материал о ёлке был представлен учащимся начальной школы. Также мы узнали, что в России есть питомники по выращиванию ёлок: в Томске село Аникино, а в Томске службы ЖКХ собирают выкинутые ёлки и сдают на деревообрабатывающее предприятие, где наши ёлки превращаются в стружку или в опилки и используются в строительстве и для изготовления мебели. В ходе исследований мы использовали такое современное средство видео и фотосъемки как квадрокоптер syma x5sw.
Результат нашего проекта: выставка поделок наших ребят по теме проекта; это создание мини-альбома проектов «Альтернатива Новогодней ёлке»; это фоторепортаж на темы «Необычные ёлки» и «Новогодний вернисаж».
На уроках в школе мы часто говорим о добром отношении людей к животным, т.е. мы в ответе за тех, кого приручили. А как же быть с теми животными, которые приносят пользу людям, но порой вызывают у них отвращение и брезгливость? Это амфибии и рептилии. Люди иногда их из-за незнания называют чудовищами. Но ведь они незаменимое звено в общей цепи жизни.
А можно ли чудовище превратить в красавицу? Ответ на этот вопрос нас очень заинтересовал, и мы решили провести исследование, на примере земноводных, в частности лягушек, через участие в экологическом проекте под названием «Красавица и Чудовище». Цель проекта: изменить отношение и привлечь внимание учащихся начальной школы нашего лицея к незащищённым животным, через решение следующих задач: обратить внимание ребят на эту проблему; найти способы, как это сделать; провести мониторинг результатов исследования;
Актуальность нашего проекта заключается в его социальной значимости: своим проектом мы поможем ребятам понять – зачем нам нужны лягушки и жабы, тритоны и саламандры? Что может быть привычней лягушек и жаб! И что может быть загадочней и необыкновенней их? Ведь если их не станет, то: расплодятся гусеницы и слизни, личинки и улитки, разные вредные корнееды и листогрызы; придётся травить этих вредоносов ядовитыми порошками, от которых погибнут и полезные насекомые, расплодятся малярийные комары. Полчища кусачих слепней и мошек набросятся на нас и наших домашних животных, поэтому мы должны охранять всех земноводных, а самых редких заносить в Красную книгу.
В ходе проекта мы собрали различную информацию на тему «Удивительные существа земноводные!», провели анкетирование в начальной школе по проблеме проекта. Итоги анкетирования показали, что ребята очень мало знают о лягушках и жабах и хотят пополнить свои знания; среди опрошенных ребят есть такие, которые могут ударить это незащищённое животное палкой; другим лягушка просто неприятна; кому-то вообще безразлична лягушка. Поэтому вся дальнейшая работа по проекту, была адресована именно таким ребятам.
Мы посчитали, что именно содержание нашего проекта должно изменить отношение ребят к этим беззащитным животным. Поэтому мы организовали экологические чтения по книге Николая Сладкова «Покажите мне их!» и узнали много о жизни земноводных. Подготовили устный журнал о земноводных с театральным представлением экологической сказки, поучаствовали в зоологическом уроке о земноводных, приняли участие в областном конкурсе экологических сказок, организовали среди учащихся начальной школы конкурс стихов собственного сочинения о лягушках и жабах.
Результат проекта – это мониторинг результатов исследования, который показал, что мы сумели нашим проектом изменить отношение многих ребят к таким беззащитным животным, как лягушка; доказали, что лягушка – это красавица: они красивы внешне; полезны не только природе, но и человеку; являются участниками научных исследований и открытий; являются диетическим, деликатесным блюдом для некоторых жителей нашей планеты; им воздвигнуты памятники в разных городах мира.
Мониторинг овладения учащимися4 класса экологическими компетентностями показал следующие результаты:
Автор: Сергеева Татьяна Иосифовна, учитель начальных классов МБОУ «Самусьский лицей имени академика В. В. Пекарского», п. Самусь ЗАТО г. Северск, Томская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.