Урок окружающего мира по теме «План и карта» во 2 классе, УМК «Школа 2100»
Цели урока:
1. Познакомить ребят с планом и картой и начать вырабатывать у них навыки применения планов и карт.
2. Познакомить учеников с масштабом.
3. Учащиеся должны знать, что такое карта и план, и понимать условные обозначения на них, то есть обладать элементарными навыками чтения карт. Понятия: план и карта.
4. В конце урока дети должны уметь различать план и карту, иметь представление о масштабе. Понятие: условные знаки, масштаб.
5. К концу уроку учащиеся получат представление, как самостоятельно построить план класса или комнаты.
Оборудование: Разнообразные планы и карты, компас, линейки на столах. Презентация по теме «План и карта». Головные уборы пиратов, сундук, клад ( фрукт «памела», наполненный монетами (шоколадки-медальки), флаг. Заказать учебные и наглядные пособия к уроку можно в интернет-магазин учебников.
Словарная работа: карта, масштаб, план.
1. Организационный момент.
Учитель: Слайд №1 Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости приехали учителя со всего Иркутского района. Они перед Вами. Поприветствуйте их. Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку окружающего мира.
Релаксационная игра «Дерево». Слайд №2 Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, закройте глаза. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается. Но не ломается. Ветки – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы – легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова – чиста и свежа. Вы прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.
Сегодня мы совершим путешествие по острову, где нас ожидают приключения и поиски клада. Совершить это путешествие без карты невозможно.
Слайд № 3 Карта – на ней указаны пункты наших остановок. Назовите их. Вы сами будете отмечать маршрут нашего движения. А теперь мы с вами разбились на группы, начнём наш урок с путешествия «Назад в прошлое».
– Чему были посвящены прошлые уроки? (Нашей планете как части солнечной системы).
2. Повторение пройденного.
Слайд №4. Решение филворда. Соберите из букв слова, связанные с темой «Земля и Солнце». Помните, каждая буква может повторяться только один раз, двигаться можно только по вертикали или по горизонтали.
П О Т Ж О Д Е О Г Е А Б Н Н Д А М Р Л О Ь В Е П К А Ч Ь Р Р Й И Ч Н О А А Т У Р А С Щ Е Н И Е Ь Т
(погода, вращение, температура, жаркий, облачность, день, ночь)
Учитель: Давйте, проверим ваши филворды. (Запустить диск) Слайд №5 Молодцы! Оцените свою работу. У вас на столах лежит «Карта Успеха». Раскрасьте кружок под №1.
3. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)
Учитель: Ребята, вы когда-нибудь слышали о пиратах? (Есть пираты и каперы, толька пираты незаконно грабят корабли, а каперы состоят на королевской службе и грабят только те корабли, с какой страной воюет их король).
А как они потом отыскивали свои сокровища? (Пираты составляли особые карты, секрет, которых разгадать мог не каждый). Хотели бы вы разгадать такую карту, найти сокровища?
4. Релаксационная игра «Пираты».
Учитель: Вы уже готовы играть? Тогда пришла пора превращений! Наденьте головные уборы, приготовленные вами. Какие они у вас красивые. Вы превращаетесь в пиратов. На стремительной каравелле мы отправляемся открывать новые знания. В сундуке лежит записка старого пирата и карты, по которым можно отыскать клад. Нужно найти, где он закопан.
Пират: Я старый пират и многое повидал за свою непростую жизнь. Я не привык к удобствам и считаю, что есть несколько необходимых вещей – это компас, подзорная труба и карта. Прежде чем отправляться в далёкое плавание, проверь, взял ли ты их с собой. Мои юные друзья, сокровища достаются потом и кровью, поэтому придётся вам потрудиться, чтобы их отыскать. Вот уже 10 лет, как я оставил морскую службу и поселился в маленьком тихом городке. Дом мой не очень большой, но вполне удобный. Из южного окна его виден сад. Вечерами я люблю сидеть на скамейке под старой яблоней. На восток выходит дверь моего дома. По тропинке на север я отправляюсь к живописному озеру. Оно окружено лесом. Там я и спрятал свои сокровища. У южного берега растёт ель. Клад под ней. Карта пирата (две: одна цветная, другая – чёрно-белая)
Учитель: Расскажите, почему вы решили, что клад находится именно здесь. Уверены ли вы в этом? Что сумели понять? Связан ли рассказ с определением сторон света. Удалось ли вам их определить? Сколько карт вам предоставил пират? Чем они отличаются? Какой вопрос возникает?
Мы никогда не читали карты. Мы не понимаем, что здесь изображено. Предположения детей: голубое –озеро. Чёрные –дорожки, белое – контуры дома. Нет, здесь нет точных ориентиров. По цвету: одна карта цветная, другая – чёрно-белая. На одной озеро большое, на другой маленькое. Почему даны две карты?
Учитель: Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Мы научимся читать карты).
Совместное «открытие» знаний (работа в группах).
Учитель: Вы правильно определили некоторые предметы по их внешнему виду. Как были составлены такие изображения?
5. Работа с учебником. Внизу, на стр. 78, найдите объяснение, как называется такое изображение предметов.
Словарное слово «ПЛАН». Что в плане особенного?
1. Изображение схематичное.
2. Вид сверху.
3. Уменьшенное.
Учитель: Можно ли по плану пирата определить расстояние от дома до озера? Значит, план совершенно бесполезен в этом смысле? Как можно сделать полезным план в измерении расстояния, прочитайте на стр.80.
Словарное слово «МАСШТАБ». Посмотрите два плана на стр.80.
Давайте разберёмся с масштабом. Почему пришлось уменьшить предметы на плане? А если продолжать это уменьшение. Что останется? Показать уменьшение: крупно, средне, мелко.
А если подняться на ещё большую высоту на самолёте или посмотреть из космоса? Какие объекты будут хорошо видны по-прежнему?Удобен ли в этом случае план?
Физкультминутка.
Только в джунгли мы зашли –
Налетели комары
(дети хлопают себя, будто, отгоняя комаров).
Дальше в тропиках шагаем,
Ягуара мы встречаем
(Дети рычат, имитируют когти).
Но его мы обхитрим –
На носочках убежим!
(Бегут на носочках).
Ближе к пальме мы подходим
И бананы там находим.
(Собирают бананы).
Привезём домой скорей,
Угостим своих друзей!
(Поворачиваются лицом к друг – другу, раскрыв объятия.)
Учитель: Посмотрите на стр. 81, как будет выглядеть такое изображение. Найдите его название.
Словарное слово «КАРТА» Работа со словарём.
Учитель: Ребята, откройте свои словарики и запишите их. Давайте посмотрим на «План» и «карту» и объясним ещё раз, чем карта отличается от плана? Как изображают дома на плане и на карте? Что можно изобразить только на карте и что только на плане? Какими условными обозначениями пользуются для этого? Обратите внимание на карточки, лежащие у вас на столе. Их используют при составлении плана. Есть ли на карте обозначение сторон света?
Посмотрите на условные обозначения на карте См. Приложение стр. 130
Запомните: на любой карте север – сверху.
Ответы: Отличия: На карте не обозначаются дома; На карте обозначаются реки, озёра, города, горы в очень уменьшенном виде; План более подробен. На плане дома изображены, а на карте показан лишь город, а домов нет. Только на плане можно изобразить такие сравнительно небольшие предметы, как мебель, здания, улицы, сады. Зато на карте можно изобразить города, большие реки, острова, материки и океаны.
Самостоятельное применение знаний.
«Лаборатория Открытий». Расшифровщик: Дети выполняют задание внутри группы и выступают перед другими группами. Каждая группа оценивается другими.
Учитель: Ребята, а что это за конверты лежат у вас на столах? Дети 3 Б класса прислали вам письма. Но что же в них написано?Расшифруйте их. Оцените свою работу. «Карта Успеха». Раскрасьте кружок под №. Учитель: С какими понятиями Вы познакомились?
Игра «Построй фразу!»
Постройте фразы, в которых свяжите эти понятия:
Карта дома реки города улицы лес крупный масштаб мелкий масштаб план
Проверка. Оцените свою работу. «Карта Успеха». Раскрасьте кружок под №.
Это интересно! Изучением закономерностей размещения всего, что находится на земле, занимается география. Карты – язык географии. Карты появились задолго до возникновения письменности. На Украине, у села Межичи, была найдена древняя карта, вырезанная на мамонтовой кости. Её сделал человек 15 тыс. лет назад.
6. Итог работы.
Выставление оценок. Домашнее задание. Составьте план своего дома, дачи, участка и т. д.
Учитель: Теперь мы можем попробовать снова найти клад пирата. Молодцы!
Игра «Улыбнитесь». Мы прощаемся с островом. Надеюсь, что наше путешествие было увлекательным и интересным для вас , вы узнали многое. Отлично поработали и были вознаграждены за работу. Давайте улыбнёмся на прощание всем нашим гостям, улыбнёмся друг другу и порадуемся. Поделитесь кладом с нашими гостями.
Автор: Бодрышева Оксана Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ ИРМО «Марковская СОШ», г. Иркутск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
До чего увлекательно искать клад пирата.А если еще в этом деле помогает карта... А еще можно узнать об отличии карты от плана... Здорово придумано. Интересно и полезно было бы поприсутствовать на этом уроке.