Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Начиная с первого года обучения (сентябрь 2011 год) мы, Иванова Наталья Валерьевна (учитель физики) и Смолькова Елена Юрьевна (учитель начальных классов), участвуем в совместном долгосрочном педагогическом проекте (4 года, 1-4 класс) «Интегрированные уроки. За и против».
Цель: разработать систему интегрированных уроков, способствующих формированию качеств личности заложенных в требованиях к результатам обучения обучающихся начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования.
Наш проект долгосрочный, рассчитанный на четыре года. Итоговым продуктом должен стать сборник методических разработок интегрированных уроков в 1 – 4 классах, способствующих формированию качеств личности заложенных в требованиях к результатам обучения обучающихся начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования.
Результаты интегрированных уроков, проведенных в 1-2 классах, показали, что приобретенные навыки на этих уроках дают возможность проведения уроков – практикумов, где не только измеряют, но и делают самостоятельные выводы о свойствах тел.
Одним из промежуточных продуктов является урок – проект по теме «Два состояния вещества».
Методическое описание урока.
Предмет: окружающий мир.
Педагогическая технология: проектное обучение, тип исследовательский проект.
Форма урока: исследовательский урок-проект.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Методы: поисковый, наблюдение, экспериментальный.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение учащихся к сбору информации, анализ и обобщение фактов, разработка исследовательского проекта.
Цели по содержанию:
1. Учить работать над проектом по этапам.
2. Познакомить со свойствами воздуха, воды, круговоротом воды.
3. Активизировать познавательную деятельность у учащихся.
4. Сформировать мыслительные и самостоятельные практические действия и развить творческие способности.
5. Продолжить развитие навыков работы в группе и умений налаживать взаимоотношения между ребятами, направленные на достижение общих целей.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, оформлять результаты своих исследований в виде презентации, сообщений, рисунков.
Работа над проектом способствует развитию познавательной активности, поисковой деятельности учащихся, исследовательских умений, приобретению навыков работы на компьютере, коммуникативных навыков.
Оборудование: колба с трубкой; спиртовка; тряпочка; подкрашенная вода; тарелка; лед; паспорт проекта; нетбуки.
Время выполнения проекта: краткосрочный.
Урок проводился в два этапа.
1 этап: работа над проектом (поиск информации, выполнение эксперимента, обработка полученных данных),
2 этап: представление проектного продукта (паспорт проекта, презентация, рисунки, фотографии).
Обучающиеся научились с помощью опытов исследовать свойства воздуха, воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, оформлять результаты своих исследований в виде презентации, сообщений, рисунков.
Работа над проектом способствовала развитию познавательной активности, поисковой деятельности учащихся, исследовательских умений, приобретению навыков работы на компьютере, коммуникативных навыков.
По нашему опыту можно сказать, что метод проектов дает положительные результаты.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Методические условия реализации
Учебный проект реализуется в рамках предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы. В учебном проекте охватываются темы: «Воздух и его охрана», «Вода»; «Превращения и круговорот воды». В ходе групповой работы над проектом, учащиеся исследуют проблемы:
Эксперименты проходят под руководством учителя физики. Учитель начальных классов направляет работу в группах-лабораториях. Конечно, обучающимся в составлении отчета о проделанной работе, необходима помощь взрослых, так как с этой формой работы на уроке они столкнулись впервые.
Для подведения итогов создается экспертная комиссия, в которую входят старший научный сотрудник от каждой группы. Оценочные протоколы заполняются экспертами и передаются технической группе. Компьютерная обработка данных экспертов производится с помощью прикладной программы (подготовлена старшеклассниками), данные в него заносятся технической группой вручную. Все расчеты выполняются автоматически. Их можно вывести на экран.
В конце урока подводится итог – определяется лучшая работа. Роль учителей заключается в том, чтобы направлять и ориентировать их на оценки по предложенным критериям.
Автор: Смолькова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 9 имени В.Т.Степанчеко, город Ржев Тверской области, 1 категория, стаж 27 лет; Иванова Наталья Валерьевна, учитель физики МОУ СОШ № 9 имени В.Т.Степанчеко, город Ржев Тверской области, высшая категория, стаж 18 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые коллеги! Замечательная конкурсная работа, изучала её с огромным интересом от первой строчки до последней. А какой богатый фотоотчёт! От меня - большая 5-ка!
Уважаемые коллеги!Замечательная работа, " перекочевавшая" в копилку. Фотоотчет замечательный. Что сказать! Молодцы! Отлично! Удачи в конкурсе. Спасибо за работу!
Браво! Сотрудничество учителей начальной школы и среднего звена - это здорово! Прекрасная работа и богатый фотоотчёт!
Уважаемые коллеги! Замечательная конкурсная работа, достойная самой высокой оценки! Победы вам в конкурсе!!!
Уважаемая Елена Юрьевна, отличная идея! Наконец-то что-то необычное встретила! Материал оформлен грамотно, логично, отличное визуальное сопровождение! Удачи вам!
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с выходом в финал, душевно рада за Вас!
Уважаемые коллеги! Замечательная конкурсная работа. Прекрасный фотоотчёт, который дает полную картину. От меня - + 5! С выходом в финал!
Уважаемые коллеги! Поздравляю со званием лауреата! От всей души здоровья и удачи!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.