Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Перед учителями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Разработка урока окружающего мира представлена в рамках конкурса методических разработок уроков «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: формирование универсальных учебных действий». Данный урок проводился в дни празднования юбилея города, направлен на изучение истории своего края, на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Этому мероприятию предшествовала большая подготовительная работа: экскурсии по городу, встречи с первостроителями, подготовка докладов и презентаций.
Для проведения урока предусмотрены нестандартные задания, неожиданные вопросы, приемы с использованием поисковых методов, элементов занимательности. Применение ИКТ на уроке позволяет включить большой объём учебного материала, повышает уровень познавательной активности учащихся. Данная разработка может быть использована на уроках литературного чтения, окружающего мира в начальной школе, а также на истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях.
Актуальность
Разработанный урок направлен на формирование важнейших духовных качеств личности, а оно начинается с ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями, знаменитыми земляками, а также с изучения родословного древа — история родного города неразрывно связана с людьми.
Патриотическое воспитание в наши дни актуально и должно начинаться с привития любви к своему дому, городу. Способы его формирования могут быть разнообразными. Дети очень отзывчивы к мероприятиям, в которых можно путешествовать, играть, соревноваться. Особенно если они проводятся не в учебном заведении, а на природе, в музее, театре. Поэтому перед уроком дети познакомились с городом на экскурсии, побывали в городском музее и встретились с первостроителями нашего города.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Основные принципы, положенные в основу урока:
«Всё дорого в тебе,
Кругом родные лица:
Знакомые, соседи и друзья,
За всё, что есть, и что не повторится,
Тебе, мой город, благодарна я».
Э.Герасименко
Цель урока: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, интереса к истории родного края.
Задачи:
1) Расширить представления учащихся об истории города.
2) Показать младшим школьникам роль человека в истории города.
3) Активизировать познавательную деятельность учащихся.
4) Продолжать работу по сплочению классного коллектива.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
В процессе работы на уроке использовались следующие методы организации учебно-познавательной деятельности:
Самоанализ урока
В результате использования предложенных материалов я смогла организовать и провести интересный урок для младших школьников в нетрадиционной форме и поддерживать на уроке атмосферу оживлённого общения.
Сегодняшний урок:
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Считаю, главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и «затруднительным» материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, головоломки. Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном. Выбор оптимальных методов обучения чтению – один из самых главных моментов оптимизации учебного процесса.
Урок соответствует содержанию программы и задачам урока. На уроке учащиеся показали свои знания о родном городе. Урок способствовал развитию творческих способностей учащихся – подготовленные учащиеся делали доклады и сообщения по заданной теме. Содержание урока способствовало развитию интереса к учению, к чтению – выставка книг, иллюстрации и фотографии города, презентации.
На уроке прослеживались следующие принципы обучения: наглядности, доступности, сознательности с оптимальным сочетанием форм обучения в режиме работы: учитель – ученики, ученик – ученик.
Прослеживалась связь урока с предыдущими уроками. Этапы урока последовательны и логически взаимосвязаны, осуществлялся контроль за разными видами деятельности учащихся на каждом этапе урока.
В течение урока пыталась осуществлять развитие логического мышления учащихся, критичность мыслительной деятельности, умение сравнивать, делать выводы.
На уроке были использованы задания исследовательского характера – эти задания способствовали осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.
Учащимся были предложены дифференцированные задания по объёму, в основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения:
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.
Присутствовала новизна (отличительные особенности, оригинальность) предлагаемой разработки относительно традиционного подхода, ее соответствие потребностям информационного общества:
Актуализация знаний и проверка домашнего задания включили в себя проверку степени усвоения знаний и умений, приобретенных на предыдущей экскурсии по городу . Задача осуществляется репродуктивным методом, методом контроля в виде фронтального и индивидуального опроса. Задание дифференцированное, учитывается уровень развития учащихся класса.
На этапе объяснения нового материала используется частично-поисковый метод, беседа, репродуктивный метод, метод контроля, метод самостоятельной работы, тестирование, проблемный вопрос, индивидуальная работа и работа в группах.
В большом объеме использовалась мультимедийная система.
Автор: Лебедева Евгения Васильевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МКОУ СОШ №5, город Шелехов, Иркутская область, Россия. 33 года педагогического стажа. Участник районных (1 место «Мое педагогическое портфолио») , региональных («Первый учитель»), федеральных (победитель приоритетного национального проекта «Образования») и международных (педагогическая олимпиада) конкурсов.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Евгения Васильевна, познакомилась с вашей конкурсной публикацией на актуальную тему во все времена. Хорошая методическая разработка, чего не могу сказать о практической значимости вашего материала… Почему Вы не приложили Презентации? Что означает в конспекте – «Приложения (смотреть в гиперссылке)»? Я думаю, что самоанализ урока к конкурсным материалам прикладывать не обязательно, тем более что там у вас есть непонятные моменты: представляя урок окружающего мира, в самоанализе вы упоминаете «урок литературного чтения»… А в остальном – очень интересный урок в нетрадиционной форме.
Добрый день, Ирина Викторовна! Урок был представлен на районный конкурс (библиотечный) как интегрированный: окружающий мир и литературное чтение. Презентаций было несколько, но выложила наиболее интересную по содержанию. Спасибо за комментарий.
Да, отличный урок! Если б были приложены, хотя бы, минимум того, что указано у вас в конспекте в приложении, публикация была бы достойна победителя. Вы, Евгения Васильевна, наверное участвуете впервые и не обратили внимание, что одно из требований - метод.разработанность материала, его практическая значимость. Совсем недавно мои дети интересовались вашим городом, поэтому я заинтересовалась вашей разработкой, но без презентаций она пустая. Жаль.
Здравствуйте, Евгения Васильевна! Очень понравился Ваш урок! Глубокий, содержательный, заставляющий детей думать и искать сведения о родном городе. Это очень важно в наше время. Сегодня на уроке дают учителя готовую информацию в виде презентаций, но это вчерашний день. А у Вас презентацию готовили дети. Считаю, что урок соответствует современным требованиям ФГОС. Таких уроков очень мало в огромной образовательной сети. Вы - молодец!
Евгения Васильевна! Возьму Ваш бесценный опыт в закладки, покажу молодым коллегам, пусть учатся у опытных педагогов, перенимают всё то, что годами наработано и проверено практикой! Спасибо Вам за разработку замечательного современного урока и подробный самоанализ. Современный урок он и старый, вчерашний, и далеко шагнувший вперед. Все в нем органично соединяется согласно предъявленным новым требованиям ФГОС. А презентации…. Их сейчас миллионы, но почти все они имеют репродуктивную цель и не всегда они нужны на уроке.
Светлана Леонидовна, здравствуйте! Очень приятно, что моя работа окажет помощь молодым специалистам. Спасибо за комментарий.
Евгения Васильевна, спасибо за желание делиться опытом с коллегами. В целом - хорошая методическая разработка.
Уважаемая Евгения Васильевна! В целом неплохой урок, составленный по всем требованиям ФГОС. Хороший детский проект, интересная идея книжек малышек. Но вот все таки описываете вы урок литературного чтения , а называете окружающий мир. Если он был задуман как интегрированный( хотя что там от литературного чтения, кроме стихотворений не пойму) надо было так и указать. Скорее это было бы замечательное внеклассное мероприятие. Спасибо за работу . Удачи!
Евгения Васильевна, коллеги, ну, урок-то отличный, спору нет! Но нам, живущим далеко за пределами Иркутской области и интересующимися прекрасным городом Шелеховым, так бы пригодились эти 4 презентации, указанные в конспекте урока. Спасибо за теоретический материал, Евгения Васильевна.
Уважаемая Евгения Васильевна, спасибо за интересный, познавательный материал! Все же я согласна с коллегами, нет конкретности в конспекте урока, методические недоработки имеются, самоанализ - лишний, инновации не вижу.
Удачи вам!
Спасибо, Евгения Васильевна, за отличную разработку краеведческого урока.Работаю методистом 30 лет, таких современных уроков, к сожалению, вижу мало. Грамотно, в соответствии с нормами ФГОС составлена технологическая карта урока. Это очень кропотливый труд.Прослеживается межпредметная связь, дети на протяжении всего урока думают, размышляют, работают - это деятельностный подход!!! Успехов Вам!
Евгения Васильевна! Спасибо за полезный материал! Да, нужно воспитывать в наших детях чувство патриотизма, любовь к родному краю. Приятно было встретить на страницах конкурса землячку! Удачи Вам!
Евгения Васильевна, Вы - настоящий мастер! Тема краеведения одна из трудных направлений. Насыщенный, познавательный, современный ФГОСовский урок.Желаю Вам удачи и надеюсь на знакомство и сотрудничество.
"Город, в котором мы живем" - вечная тема. Каждый может ее интерпретировать по-своему. Нестандартные задания, неожиданные вопросы, приемы с использованием поисковых методов, элементов занимательности - это все способствует развитию патриотизма в наших детях.