Регистрация

Реализация ФГОС второго поколения в системе «Школа 2100» (из опыта работы учителя)

  • 2 ноября 2020

В связи с необходимостью проведения уроков, нацеленных на новый образовательный результат, у педагогов возникает много вопросов о технологиях и формах работы. Рассмотрим, каким образом образовательная система «Школа 2100», предлагает обеспечить достижение результатов, предусмотренных ФГОС НОО на примере курса «Окружающий мир».

Учебник «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, Бурский О. В., Раутиан А.С.) соответствует ФГОС НОО, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100». Здесь можно узнать, как эти учебники рабочие тетради купить. В курс «Окружающий мир» интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, биология, история.

Учебник «Окружающий мир»

Программа и учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить. Эта особенность программы и учебников позволяет мне сформировать метапредметные умения, которые прописаны в государственном стандарте: «Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации».

С опорой на собственный опыт ребенка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук. В учебнике четко выделен минимум, включающий требования государственного стандарта. Он обозначен в начале каждой части в виде перечисления знаний и умений, которыми ученики овладеют в результате изучения материала.

Кроме того, в каждой теме главная мысль урока выделена рамкой. Полужирным шрифтом в конце каждой темы выделены понятия, которые ученики должны осознать и усвоить, обычным шрифтом – понятия, которые школьники изучают ознакомительно. Каждая тема учебника состоит из иллюстраций (пиктографический текст), заданий к ним и небольших текстов.

В учебнике имеется два типа заданий для учеников:

  1. Задания по изучению нового материала (расположены в начале каждой темы и снабжены проблемными вопросами) состоящие из нескольких вопросов по организации диалога по иллюстрации, проблемного вопроса для обсуждения с детьми и короткого текста, из которого дети выясняют правильность своих предположений.
  2. Задания по закреплению и применению знаний также состоят из иллюстраций с заданиями, но расположены во второй части текста. Их назначение – обучить умению применять знания.

Во 2 и 3 классах значительная часть заданий все еще представляет собой задания к рисункам. Тем не менее, наряду с заданиями к рисункам в учебнике появляется более развернутая система вопросов в конце изучаемой темы. Они мною используются на этапе первичного закрепления и самостоятельного применения знаний. 

Вопросы подразделены на две категории: вопросы репродуктивного и продуктивного видов. На мой взгляд, к заданиям, которые формируют не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты относятся продуктивные (творческие) задания и вопросы. На эти вопросы в учебнике нет ответа, а есть лишь подсказка.

Ученик, выполняя такие задания, выходит за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществляет умственное усилие по проектированию новых способов действий, именно в этом случае происходит развитие личности.

Во всех учебниках программы «Школа 2100» кружком определенного цвета помечена направленность задания на различные группы результатов:

  • серым – предметные,
  • красным – личностные,
  • синим – познавательные,
  • зеленым – коммуникативные УУД,
  • оранжевым – регулятивные УУД.

Этапы проблемно-диалогической технологии представлены теми ее элементами, которые предлагают осваивать в 1–м классе, побуждающий диалог с высказыванием предположений по иллюстрации, посвященной новому материалу, проверкой их правильности с помощью прочитанного. Эти элементы промаркированы в учебнике оранжевым цветом заданий.

В учебник включены дискуссионные, проблемные темы, которые не имеют однозначной трактовки, как в науке, так и в общественном мнении. Я согласна с авторской позицией –обучить учающихся не только высказывать, но и уметь слушать другую точку зрения, отличную от собственной.

Наряду с учебником я использую рабочую тетрадь «Окружающий мир». Содержание тетради связано с материалом учебника. При составлении заданий авторами учитывались задачи реализации личностно-ориентированного обучения учащихся и развития их творческого мышления. 

рабочая тетрадь «Окружающий мир»

Тетрадь включает задания на познавательную деятельность учеников, на получение информации из разных источников. Имеются задания, направленные на выполнение самостоятельных практических работ:

  • с текстом: дописать, соединить слова, составить рассказ, и т.д.
  • с иллюстративным материалом: дорисовать, раскрасить;
  • с разрезными карточками: подобрать необходимые элементы для составления картин.

Есть задания, используемые на этапе самостоятельного применения знаний (закрепления). Мои ребята выбирают те задания, которые их больше интересуют и могут дать ответы на возникающие у них вопросы. В конце каждой части тетради мне очень нравятся жизненные задачи, которые имитируют жизненные ситуации и помогают повторить важный учебный материал и научиться применять его в жизни.

Я работаю с учебником и рабочими тетрадями на каждом уроке. После изучения раздела курса мои ученики выполняют самостоятельные и проверочные работы с помощью пособий «Самостоятельные и проверочные работы».

Внедрение исследовательского метода в учебный процесс определяется необходимость использовать такой прием как опыт. Ценность опыта заключается в понимании явлений, происходящих в природе, выявлении причинных связей. В помощь учителю в данной образовательной системе разработано пособие «Мои первые опыты» (автор И.И. Курпатов под редакцией А.А. Вахрушева). С помощью пособия я организую практические работы на уроках по предмету и, опираясь на жизненный опыт ребенка, полученный в процессе выполнения работ, формирую целостное представление о мире, интерес к его познанию, повышаю мотивацию обучения.

В конце каждой части учебника помещены варианты заданий для проектной деятельности: (Н-р: проекты «Музей вашего края», «Сохраним красоту природы»)

Есть еще одно пособие, о котором бы хотелось упомянуть, это – «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы». (Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д.Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петерсон, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова). Это пособие является составной частью комплекта учебников и пособий Образовательной системы «Школа 2100». Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оно содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющее педагогам и родителям, выявить, насколько успешно у ребенка формируются универсальные учебные действия, как идет его личностное развитие.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить то, что используя в работе комплект учебников системы «Школа 2100» действительно можно достичь результата, заложенного в ФГОС НОО.

Список литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
  2. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных личностных результатов начального образования. Проверочныеработы . 3-4 классы. (Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д.Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петерсон, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова.- М.Баласс, 2012.- 48с.)
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. ( Я и мир вокруг). Учебник в 2 частях. 3-е изд., перераб. .- М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2012.- 96с., ил. ( Образовательная система «Школа 2100»).
  4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс ( Я и мир вокруг). - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2012.- 80с., ил. ( Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир, 3 класс («Обитатели земли»). - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2012.- 64с., ил. ( Образовательная система «Школа 2100»).
  6. Окружающий мир (Я и мир вокруг) . 1 класс. Методические рекомендации для учителя/Под ред.А.А. Вахрушева. – Изд.2-е, перераб.-М.: Баласс, 2011.- 320с. ( Образовательная система «Школа 2100»).
  7. Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Окружающий мир («Моё Отечество»). 3-й класс. Методические рекомендации для учителя/-М.: Баласс, 2008.- 240с. ( Образовательная система «Школа 2100»).
  8. Курапова И.И. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1-2 – го классов. / По науч. Ред. А.А. Вахрушева. Изд. 3-е, испр.- М.: Баласс, 2012.- 32с., ил. ( Образовательная система «Школа 2100»). 

Автор: Вершинина Алла Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №55, г. Пермь.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 2 ноября 2020
  • 747
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!