Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
«Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно
в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит».
Д.Локк
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
С развитием СМИ и сети Интернет школа перестала быть единственным источником знаний и информации для школьников. В чём заключается задача школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря овладению учащимися системы универсальных учебных действий.
В связи с внедрением ФГОС НОО на базе нашей гимназии была создана стажировочная площадка по теме: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО».
Я как учитель первых классов приняла участие в работе стажировочной площадки в качестве учителя-модератора: был изучен теоретический материал, проведены индивидуальные консультации по подготовке уроков для стажёров и мастер-класс по литературному чтению. Для участников площадки провела открытый урок математики по теме «Числа от 11 до 20». Структура урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Тип урока: «Урок открытия нового знания».
Тема урока: «Знакомимся с числами от 11 до 20».
Цели урока:
– познакомить детей с числами второго десятка: особенности чтения, записи, десятичный состав каждого числа от 11 до 20;
– продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
– формировать умения работать в паре, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность;
– формировать универсальные учебные действия:
Оборудование: фишки двух цветов (красного и жёлтого), карточки с числами второго десятка, карточки с заданиями для парной работы, числовые вееры. Учебник Е.Э.Кочуровой, В.Н.Рудницкой «Математика.1 класс.Часть первая», М.:Вентана-Граф, 2011г.-с.72-73. Печатная тетрадь №2 Е.Э.Кочуровой «Математика.1 класс.», с.18-19. (Система учебников «Начальная школа XXI века»/ под редакцией Н.Ф.Виноградовой).
I. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
– Начнём с зарядки для ума. Математический диктант. (Дети работают с числовым веером, учитель ответы фиксирует на доске.)
III. Выявление места и причины затруднения.
– Поставьте указательный пальчик правой руки на строчку, где записана тема урока. Расскажите, где она расположена.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
V. Реализация построенного проекта.
– Как получить следующее число? (Взять две жёлтые фишки.)
Физминутка
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
– Слово «десяток» заменили словом «дцать». Давайте отправим это слово в копилку «Новых слов».
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Ребята, образование чисел рассмотрели, давайте выполним задания в тетради.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
– Возьмите карточку №2 и придумайте задание. (На карточке стоят точки, над ними числа от 11 до 20.)
Приложение 1. Полный конспект урока.
Приложение 2. Презентация к уроку.
Автор: Салбиева Надежда Петровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «Гимназия № 1», г. Железногорск Курской области, Почётный работник общего среднего образования Российской Федерации, Лауреат профессионального конкурса «Призвание». Стаж работы 22 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Я не совсем согласна с определением УУД НА НЕКОТОРЫХ ЭТАПАХ УРОКА. Например -
1 ) 1 этап - личностные УУД - НЕ ПРОСМАТРИВАЮТСЯ, равно как и КОММУК - планирование учебного сотрудничества.
2 ) 2 этап - АНАЛИЗ И СИНТЕЗ - очень невнятно; нрав.этич.ориентация - не видна по конспекту вообще
3) 3 этап - в чём кроется мотивационная основа...
4) 6 этап - волевая саморегуляция
5) 7 и 8 этап - самоопределение
Добрый вечер. Ещё раз просмотрела конспект урока и пришла к выводу, что конспект должен быть более подробным. В "живом " уроке как-то всё просматривается по-другому. С уважением Надежда Петровна.
Спасибо большое, Светлана Александровна. Копилка "Новых слов" находится у нас в классе. Я взяла обычную картонную коробку, обклеила,сделала прорезь для того,чтобы опускать туда листочки с новыми словами,а внизу оставила вход. (Принцип почтового ящика.) К этой идее подтолкнули дети - почемучки в предыдущих выпусках. Если встречается новое слово,мы находим его значение (По контексту догадываемся, в толковом словаре, в других источниках.Иногда в классе, а иногда даю домой задание). Через некоторое время я достаю из копилки слово, прошу объяснить, если помнят значение - убираю.Таким образом расширяем свой словарный запас, тренируем память,учимся добывать информацию.Особенно приятно ,когда трудное слово встречается,а мы его уже знаем.
От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!
Наталия Васильевна, огромное спасибо за поддержку. Очень приятно общаться с позитивными коллегами.