Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Предмет: математика (авторы учебника Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких 2класс, часть 2)
Класс: 2.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Тема урока: Площадь фигур. Единицы площади.
Основные цели урока:
1. Познакомиться с понятием площадь фигуры.
2. Начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей.
3. Учить находить площадь фигуры с помощью мерки – квадратного сантиметра.
4. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
5. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять ошибки.
Оборудование: мультимедиа, модели плоских геометрических фигур: квадраты, треугольники, круги, прямоугольники, 25 конвертов с раздаточным материалом.
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
Здравствуй, мой любимый класс,
Очень рада видеть Вас!
2. Фронтальная работа. Покажите и назовите фигуру.
II. Открытие нового знания.
1. Возьмите из конверта два квадрата с разными длинами сторон. (Работа в парах) Как их можно сравнить? (Сравнить на глаз, наложением).
Возьмите два круга, сравните их по размеру. Как можно сравнить эти фигуры? ( Наложить одну на другую).
Вы увидели, что фигуры совпадают. Что можно про них сказать? (Занимают одинаковое место на плоскости.)
Про такие фигуры говорят, что они имеют равные площади.
Возьмите квадрат и треугольник. Как эти фигуры можно сравнить? (Поместить треугольник в квадрате, т. е. сравнить их площади).
А площадь какой из фигур будет меньше и почему? (Площадь треугольника меньше площади квадрата, т. к. треугольник целиком помещается внутри квадрата.)
2. Работа по учебнику зад. 1, зад.2 , работа с текстом учебника со знаком ? Работа с текстом учебника со знаком !
Возьмите прямоугольник красного и синего цвета, определите, площадь какой фигуры больше? (Создалась проблемная ситуация, учащиеся не могут сравнить площади фигур наложением)
III. Формулирование темы и целей урока. Слайд 2.
У известных вам сказочных человечков Буратино и Незнайки тоже возник спор Слайд 3: какую коробку конфет купить?
Незнайка предлагает купить ту, которая больше. Буратино не может понять, какая из коробок больше (сравнивает наложением). Как им помочь?
(Дети предлагают свои варианты) А что думают Буратино Незнайка? Слайд 4. Попробуем им помочь.
1. Работа в тетради.
Чтобы ответить на этот вопрос, начертим в тетради эти фигуры.
Начертим прямоугольник со сторонами 2см и 8см и прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см. Как решили сравнить площади этих фигур?(Посчитаем, сколько клеток тетрадного листа поместилось в каждой фигуре. Клетка – это мерка).
Сделайте вывод, площадь какой фигуры больше и почему? Значит, как можно измерить площадь? (Дети самостоятельно делают вывод. Можно посчитать клетки – мерки.).(Сравниваем с предположениями Буратино, Незнайки)
Помогает разрешить проблему Буратино и Незнайки Карандаш. Слайд 5. Площадь фигуры можно измерять и другими мерками.
Возьмите из конверта квадрат жёлтого цвета. Измерьте его стороны. Квадрат со стороной 1 см называется квадратным сантиметром. Запишем в тетради 1 кв.см .
Слайд 6.Такой меркой измеряют площадь фигуры и называют единицей площади. Как измерить площадь?
Нет задачи проще:
Чтобы площадь нам узнать
Надо мерки посчитать.
Возьмите из конверта прямоугольник оранжевого цвета. Посчитайте вместе с соседом по парте сколько кв.см. уложилось в этом прямоугольнике.
Физкультминутка.
IV. Первичное закрепление. Задание №2 (а) №3 (а)
V. Самостоятельная работа в парах. №2(б), №3(б)
VI. Систематизация и повторение. №2(в), Слайд №9: Выбери правильное утверждение:
1. Единицы измерения площади:
а) см
б) кв.см
в) кг
2. Площадь – это …
а) сумма длин всех сторон
б) внутренняя часть фигуры
в) всё, что находится вокруг фигуры
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Пригодится ли вам в жизни умение находить площадь фигур? Где и зачем?
Как можно измерить площадь фигур?
VIII. Домашнее задание. Слайд 10.
IX. Задача на следующий урок. Слайд 11: Как измерить площадь классной доски? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Литература:
1.Веселая геометрия. Автор: Тимофеевский А.П. Издательство: М.: Омега Год: 2003
2. Методические рекомендации для учителя по курсу математики. Авторы Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. – М.:Баласс,2010.
Автор: Молчанова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, г. Березники, Пермский край. Общий педагогический стаж работы 15 лет. С 2010 года является руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. Закончив в 2006 году курсы ИКТ, внедряет информационные технологии в учебный процесс.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Урок очень хороший. Можно смело ставить 5. Большое Вам спасибо за интересный конспект
Ольга Анатольевна, Вы взяли верный курс в работе. Отличный урок. Творческих успехов Вам и любознательных учеников.
Грамотный и интересный урок! Бери и работай! Успехов Вам, Ольга Анатольевна, и новых творческих идей!
Ольга Анатольевна, если я правильно поняла, на уроке впервые вводится понятие "квадратный сантиметр", а цель урока - "познакомиться с понятием площадь фигуры". Тогда почему по типу урок "обобщения и систематизации"? Предполагается ли использование палеток для нахождения площади фигур?
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.
Светлана Александровна,на уроках велась пропедевтическая работа:какая фигура занимает больше места на листе в клеточку( плоскости),рассматривался способ наложения, а на данном уроке вводится само понятие "площадь"и "кв.см"