Регистрация

Урок по теме «Арифметическое действие деление»

  • 6 января 2011

В  МОУ гимназии №2 г. Екатеринбурга проходила неделя математики. Учителя среднего звена и  старших классов попросили показать рабочий урок, как в начальной школе работают над терминологией, поскольку учащиеся  недостаточно используют её в речи, допускают ошибки в устном счёте, путают названия компонентов, знаки и действия…

В результате учителя математики посетили по одному уроку в  каждой из 4 параллелей, данный урок признали самым продуктивным и по-настоящему математическим. Предлагаю познакомиться с ним и Вам, уважаемые учителя.

Урок математики во 2  классе по программе «2100»

Цель урока: Развитие образного и логического мышления, воображения, формирования предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.

Задачи урока:

Предметно-информационные:

  • знакомимся с понятием деление, раскрываем  смысл действия;
  • знакомимся со знаком и записью действия деления.

Деятельностно-коммуникативные:

  • учимся самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;
  • мотивируем деятельность учащихся на понимание действия деления.

Ценностно-ориентационные:

  • учимся исполнять разные социальные роли: умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в парном и  коллективном обсуждении.

Оборудование  урока: Плакат «Знаки и действия», «Названия компонентов при делении», линейка, тесьма и ножницы  для учащихся.

Эпиграф на доске: Семь раз отмерь – один раз отрежь(пословица).

1. Начинаем наш урок с математического диктанта. Зачем мы это делаем?

Вывод: чтобы понимать математическую речь, уметь быстро и правильно считать, развивать математические навыки, которые пригодятся в жизни.

– Какой совет дадите одноклассникам, чтобы они справились с заданием?

– Кому нужна помощь? (выдаются памятки с названиями компонентов для тех, кто плохо усвоил названия терминов).

Вопросы математического диктанта:

  • Найдите сумму 63 и 8.
  • 1 слагаемое 40, второе 16.Найдите значение суммы.
  • Уменьшаемое 80 вычитаемое 7, найдите значение разности.
  • Найдите произведение 2 и 8.
  • 1 множитель 3, второй множитель 6. Найдите значение произведения.
  • Найдите разность 73 и 21.

Взаимопроверка. Ответы на обратной стороне доски:71, 56, 73, 16, 18,52.

  • Какие знания вы применили?
  • Какими  арифметическими действиями вы пользовались во время устных вычислений?

– Тема сегодняшнего урока математики: снова арифметическое действие. Кто догадался, как оно называется? Почему так думаете?

Тема урока: арифметическое действие деление.

2. Назовите, пожалуйста, родственные однокоренные слова к слову деление.

  • Делить, разделить,  делёжка, поделить, дело, разделительная полоса….              

В словаре  Сергея Ожегова и Натальи Шведовой написано:

Делить – разделить на части, распределить.
Дело – работа, занятие, деятельность.

Они имеют разные значения, поэтому слова делить и дело не родственные.

3. Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится  в жизни? Разделить торт, конфеты, деньги  и т. д.

4. Сегодня на уроке мы попробуем разделить тесьму, которая нам пригодится на уроке технологии. Возьмите её с парты.

Сегодня на уроке мы попробуем разделить тесьму.

  • Как поступить если тесьма одна на двоих, а нужна каждому?
  • Её нужно разделить.
  • Как вы это сделаете, чтобы у вас получилось поровну?
  • Её нужно сложить пополам и разрезать.
  • Верно. Можете приступать к разрезанию тесьмы.

– Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью глазомера определите её длину. Зачем нужно развивать глазомер? (Чтобы во время прыжка не упасть в лужу, попасть мячом в цель…) Теперь проверьте свой глазомер с помощью линейки. Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.

Длина тесьмы – 40 см. Запишем в тетрадь: 40 см.

– А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части. Как вы это сделаете? Верно, снова наложим один конец на другой и согнём пополам.

Делим тесьму ещё на 2 равные части.

– Как  записать наши действия  на языке математики? С помощью математического знака «деление». Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке. В какой из 3 записей знак поставлен точнее? Почему вам так считаете?

:  - знак действия деления. Сегодня мы закончиваем заполнять таблицу «Знаки и действия».

– Продолжаем запись в тетради:

40 см : 2 = 20 см  Как можно прочитать эту запись?
40 разделить на 2. А ещё как?

– У каждого компонента в арифметическом действии делении тоже есть свои названия.

Назовите целое в нашей записи (40 см).

Что мы с целым делали? (Делили).

Поэтому то число, которое делят, называется делимое. Прочитаем вместе новый термин, используя плакат на доске.

– Итак, 1 компонент 40 см – делимое.

На что указывает 2 компонент? Верно, на сколько частей делить, поэтому он называется делитель. 2 – делитель. Читаем хором и запоминаем новый термин.

Результат действия деления это значение целого или части?

Поэтому 3 компонент 20 см в делении называется значением частного. Он часть от целого!

– Давайте вместе прочитаем запись, используя новую терминологию хором.

  • Делимое 40, делитель 2, значение частного 20.
  • Частное 40 и 2 равно 20. 

5. Для закрепления новых терминов мы сделам физминутку.

Встаньте, пожалуйста. Делимое – руки – широко расставлены вокруг туловища, мы похожи на бочонок. Само слово Вам подсказывает: Дели моё! (Делимое)

Делитель – рубим сложенными ладонями, как топором.

Значение частного – руки – в стороны. Остались только части в руках.

Физминутка.

Сначала показываем и повторяем термины, а затем играем как в игру «Пол, нос, потолок», путая действия и слова.

6. Открываю записи на доске:

1) 4 дм : 2 = 2 дм

2) 8 дм : 4 = 2 дм

– Какая из этих записей подходит для нашей операции с тесьмой? Обсудите сначала в парах, а потом поделитесь  своим мнением с классом.

  • 1 дм =10 см, поэтому  запись 1 подходит.
  •  Мы считаем, что подходит и 2 запись. В начале урока наша тесьма была 8дм. Мы её разделили сначала на 2 части, а затем ещё раз на 2, всего на 4 части
  •  Верно, запишите эти записи  в тетрадь.

Вывод: делить можно не только на 2 равные части, но и на 4, 6, 8…

7. Первое время мы будем деление сопровождать схематичными рисунками. Этому мы будем учиться сейчас, выполняя №4. на стр. 62.

– Подходит к концу наш урок. Что нового сегодня вы узнали? Для тех, кому сегодняшняя новая тема не до конца понятна, я рекомендую прочитать  стр. 62. А тем, кто всё понял, выполнить № 5 на стр. 62. Спасибо всем за старание и активную работу на уроке.

Автор: Халтурина Галина Павловна, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии №2, победитель ПНПО 2009, руководитель Городской Ассоциации учителей начальных классов г. Екатеринбурга.

4.6 из 5 звезд
(голосов: 27, сумма баллов: 125)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наиля Фуатовна

Наиля Фуатовна 07.01.2011 в 09:08

Спасибо, Галина Павловна! Урок заслуживает высокой оценки! Здоровья и творческих успехов!

Ксения

Ксения 07.01.2011 в 10:33

Настоящий урок математики, без перегруза и пафоса. Спасибо!

Ольга Витальевна

Ольга Витальевна 09.01.2011 в 22:07

Отличный урок! Дети с удовольствием изучали действие деления.

Прохорова Наталия

Прохорова Наталия 18.01.2011 в 21:50

С Крещением Вас спешу поздравить
И пожелать Вам чистоты
Всех помыслов и всех стремлений,
Здоровья, счастья и любви!
Пусть Ангелы Вас охраняют
И стерегут Ваш крепкий сон
Пусть горя близкие не знают
И будет рядышком Господь!

Андрей Посохин

Андрей Посохин 04.12.2011 в 17:21

Просто и доступно. Здоровья Вам и творческих успехов.

Раушания Рамазановна

Раушания Рамазановна 21.01.2012 в 17:03

Здорово. Отличный урок. Только "5"

Нина Дмитриевна

Нина Дмитриевна 23.01.2012 в 12:11

Очень интересный урок! Однозначно высокая оценка!

Балтаева Елена Николаевна

Балтаева Елена Николаевна 22.02.2013 в 10:09

Мы в своём саду тоже занимаемся по прграмме "Школа 2100". Учителя начальных классов замечают у наших деток высокий уровень подготовки к школе, но занимаются по другим программам. А ваши детки из сада пришли тоже после программы "Школа 2100"?

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!