В МОУ гимназии №2 г. Екатеринбурга проходила неделя математики. Учителя среднего звена и старших классов попросили показать рабочий урок, как в начальной школе работают над терминологией, поскольку учащиеся недостаточно используют её в речи, допускают ошибки в устном счёте, путают названия компонентов, знаки и действия…
В результате учителя математики посетили по одному уроку в каждой из 4 параллелей, данный урок признали самым продуктивным и по-настоящему математическим. Предлагаю познакомиться с ним и Вам, уважаемые учителя.
Цель урока: Развитие образного и логического мышления, воображения, формирования предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.
Задачи урока:
Предметно-информационные:
Деятельностно-коммуникативные:
Ценностно-ориентационные:
Оборудование урока: Плакат «Знаки и действия», «Названия компонентов при делении», линейка, тесьма и ножницы для учащихся.
Эпиграф на доске: Семь раз отмерь – один раз отрежь(пословица).
1. Начинаем наш урок с математического диктанта. Зачем мы это делаем?
Вывод: чтобы понимать математическую речь, уметь быстро и правильно считать, развивать математические навыки, которые пригодятся в жизни.
– Какой совет дадите одноклассникам, чтобы они справились с заданием?
– Кому нужна помощь? (выдаются памятки с названиями компонентов для тех, кто плохо усвоил названия терминов).
Вопросы математического диктанта:
Взаимопроверка. Ответы на обратной стороне доски:71, 56, 73, 16, 18,52.
– Тема сегодняшнего урока математики: снова арифметическое действие. Кто догадался, как оно называется? Почему так думаете?
Тема урока: арифметическое действие деление.
2. Назовите, пожалуйста, родственные однокоренные слова к слову деление.
В словаре Сергея Ожегова и Натальи Шведовой написано:
Делить – разделить на части, распределить.
Дело – работа, занятие, деятельность.
Они имеют разные значения, поэтому слова делить и дело не родственные.
3. Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится в жизни? Разделить торт, конфеты, деньги и т. д.
4. Сегодня на уроке мы попробуем разделить тесьму, которая нам пригодится на уроке технологии. Возьмите её с парты.
– Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью глазомера определите её длину. Зачем нужно развивать глазомер? (Чтобы во время прыжка не упасть в лужу, попасть мячом в цель…) Теперь проверьте свой глазомер с помощью линейки. Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.
Длина тесьмы – 40 см. Запишем в тетрадь: 40 см.
– А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части. Как вы это сделаете? Верно, снова наложим один конец на другой и согнём пополам.
– Как записать наши действия на языке математики? С помощью математического знака «деление». Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке. В какой из 3 записей знак поставлен точнее? Почему вам так считаете?
: - знак действия деления. Сегодня мы закончиваем заполнять таблицу «Знаки и действия».
– Продолжаем запись в тетради:
40 см
: 2 = 20 см
Как можно прочитать эту запись?
40 разделить на 2. А ещё как?
– У каждого компонента в арифметическом действии делении тоже есть свои названия.
Назовите целое в нашей записи (40 см).
Что мы с целым делали? (Делили).
Поэтому то число, которое делят, называется делимое. Прочитаем вместе новый термин, используя плакат на доске.
– Итак, 1 компонент 40 см – делимое.
На что указывает 2 компонент? Верно, на сколько частей делить, поэтому он называется делитель. 2 – делитель. Читаем хором и запоминаем новый термин.
Результат действия деления это значение целого или части?
Поэтому 3 компонент 20 см в делении называется значением частного. Он часть от целого!
– Давайте вместе прочитаем запись, используя новую терминологию хором.
5. Для закрепления новых терминов мы сделам физминутку.
Встаньте, пожалуйста. Делимое – руки – широко расставлены вокруг туловища, мы похожи на бочонок. Само слово Вам подсказывает: Дели моё! (Делимое)
Делитель – рубим сложенными ладонями, как топором.
Значение частного – руки – в стороны. Остались только части в руках.
Сначала показываем и повторяем термины, а затем играем как в игру «Пол, нос, потолок», путая действия и слова.
6. Открываю записи на доске:
1) 4 дм : 2 = 2 дм
2) 8 дм : 4 = 2 дм
– Какая из этих записей подходит для нашей операции с тесьмой? Обсудите сначала в парах, а потом поделитесь своим мнением с классом.
Вывод: делить можно не только на 2 равные части, но и на 4, 6, 8…
7. Первое время мы будем деление сопровождать схематичными рисунками. Этому мы будем учиться сейчас, выполняя №4. на стр. 62.
– Подходит к концу наш урок. Что нового сегодня вы узнали? Для тех, кому сегодняшняя новая тема не до конца понятна, я рекомендую прочитать стр. 62. А тем, кто всё понял, выполнить № 5 на стр. 62. Спасибо всем за старание и активную работу на уроке.
Автор: Халтурина Галина Павловна, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии №2, победитель ПНПО 2009, руководитель Городской Ассоциации учителей начальных классов г. Екатеринбурга.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо, Галина Павловна! Урок заслуживает высокой оценки! Здоровья и творческих успехов!
С Крещением Вас спешу поздравить
И пожелать Вам чистоты
Всех помыслов и всех стремлений,
Здоровья, счастья и любви!
Пусть Ангелы Вас охраняют
И стерегут Ваш крепкий сон
Пусть горя близкие не знают
И будет рядышком Господь!
Мы в своём саду тоже занимаемся по прграмме "Школа 2100". Учителя начальных классов замечают у наших деток высокий уровень подготовки к школе, но занимаются по другим программам. А ваши детки из сада пришли тоже после программы "Школа 2100"?