Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с алгоритмом выполнения проверки примеров на деление с остатком.
2. Продолжить работу над развитием логического мышления, вычислительных навыков, математической речи учащихся.
3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся, прививать интерес к предмету.
Оборудование: Слайд-презентация, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, демонстрационные карточки с примерами для физкультурной паузы, ребусы с «окошечками».
Тип урока: Урок освоения нового материала по учебнику «Математика» М.И.Моро и др.
I. Организационный момент
Учитель: Кто получил награды за работу в тетрадях? Спасибо вам за старание и труд! Какой сегодня день недели? Назовите дату. Вспомним нашу рифмовку о правилах посадки при письме.
Дежурный: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь! (Запись даты).
II. Каллиграфическая минутка
Учитель: Охарактеризуйте число 457.
Дети: Это число четыреста пятьдесят семь. Оно нечётное, трёхзначное. Чтобы его записать понадобились три цифры: 4, 5, 7.
Учитель: Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети: 457 = 400 + 50 + 7
Учитель: Сколько всего единиц в этом числе? Десятков? Сотен?
Дети: 457 единиц, 45 десятков, 4 сотни.
III. Актуализация знаний учащихся
а) Учитель: Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Дети: Деление с остатком.
Учитель: Вспомните, как называются числа при делении? (Слайд 1)
Дети: Делимое, делитель, частное.
Учитель: Как найти неизвестное делимое?
Дети: Надо делитель умножить на частное.
Учитель: Что вы знаете про остаток?
Дети: Остаток всегда меньше, чем делитель.
Учитель: Прочитайте эти правила со слайда и расскажите их друг другу. (Работа в парах). (Слайд 2)
б) Учитель: Какое число до 39 без остатка делится на 4? На 8? На 9? Какие остатки могут получиться при делении на 3? На 6? На 12? На 99? (Слайд 3)
в) Игра «Расшифруй слово»
Учитель: Рассмотрите примеры. Что в них общего? (Слайд 4)
Дети: Все примеры на деление с остатком.
Учитель: Решите примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово.
У |
49:8 |
|
О |
66:9 |
|
Р |
75:8 |
П |
19:4 |
С |
26:6 |
К |
35:4 |
||
Э |
55:6 |
В |
59:8 |
И |
43:6 |
||
Р |
45:7 |
Е |
38:5 |
А |
84:9 |
Дети: Это слово «Проверка».
IV. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Проверка – это один из важных этапов любой деятельности. Вчера, проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила такое решение примеров (Слайд 5) :
25:3 = 7 (ост.4) 58:9 = 7 (ост.5)
Найдите ошибки. Какой совет вы хотели бы дать своему товарищу? Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?
Дети: Надо выполнить проверку деления.
Учитель: Уточните, проверку какого вида примеров? Итак, сегодня мы учимся проверять решение примеров на деление с остатком.
V. Изучение нового материала
а) Введение алгоритма проверки
Учитель: Кто уже догадался, как выполнить проверку первого примера? Какой первый шаг? (Мнения детей). Составление алгоритма по ходу работы:
1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель).
2. Делитель умножаем на частное.
3. К полученному результату прибавляем остаток.
4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.
25:3 =
¨ · ¨ + ¨ = 25 (Слайд 6)
б) Закрепление знаний по учебнику стр.29 (устно)
в) Развитие умений учащихся работать по алгоритму
(Один ученик решает пример на доске с подробным объяснением, другой – выполняет проверку по алгоритму)
67:8 = 100:33 = 87:21
VI. Физкультурная пауза. Игра «Хлопай-топай»
Учитель: Я показываю вам примеры. Если это табличный случай – вы хлопаете. А если пример на деление с остатком – топаете. (8 карточек).
VII. Закрепление изученного материала
а) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам (по выбору ученика).
Вариант А 18:5 = 29:7 = 37:9 = 23:3 = 56:9 = 68:8 = 50:8 = 44:6 = 75:9 = |
Вариант Б 28:13 = 34:10 = 47:15 = 75:20 = 59:28 = 100:45 = 90:35 = 78:12 = 88:21 = |
б) Взаимопроверка и оценка работы по карточкам. (Слайд 7)
Учитель: Пользуясь данным алгоритмом, проверьте свою работу, а затем – работу соседа. А теперь сравните ответы (показ ответов на экране). Вспомните критерии и оцените работу своего товарища.
Кто получил 5? 4? Очень надеюсь, что ребята, получившие сегодня оценку ниже четырёх баллов, ещё потренируются дома, и на следующем уроке мы порадуемся их успехам.
VIII. Решение задач
а) стр.26, №2.
Учитель: Что нужно узнать в задаче? Что обозначает число 20? Сколько самолётов было в группе? Подумайте, как узнать, сколько групп получилось?
б) стр.27, №1 (устно).
IX. Разгадывание ребусов. (Слайд 8)
¨ : 9 = 7 (ост.4)
- Некоторое число разделили на 9. Получилось частное 7 и остаток 4. Найди делимое.
¨ : 6 = 6 (ост. 3) ¨7 : 5 = 9 (ост.¨ ) 5¨ : 8 = 7 (ост.¨ )
X. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали? Как проверить деление с остатком? Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет востребовано в дальнейшей работе и, конечно, пригодится вам всем в повседневной жизни.
– Кого из товарищей вы бы хотели отметить за хорошую работу?
Комментирование оценок.
Домашнее задание: составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.
Автор: Кидрасова Рашида Дикабристовна, учитель начальных классов высшей категории «Приобской средней общеобразовательной школы», г.п. Приобье Октябрьского района Тюменской области. Педагогический стаж 29 лет.
Рашида Дикабристовна дважды (2006 г., 2008 г.) участвовала во Всероссийском фестивале «Открытый урок», имеет три печатные работы. В 2010 году на Всероссийском конкурсе «Профессии, профессии…», организованным профориентационным центром «Ступени роста» г. Якутска, удостоена Диплома I степени в номинации «Лучший классный час по профориентации».
В 2008 году награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. (ram)
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Добрый вечер, Рашида Декабристовна! Ознакомившись с Вашей работой не смогла увидеть инноватики. Это обычный рабочий урок по методическому комплекту к учебнику М.И.Моро, дополненный презентацией.
С уважением Ольга Александровна
Доброго времени суток, Ольга Александровна! В начале девяностых я в Москве В РИПКРО прошла курсовую подготовку по занковской системе, работала по "Школа 2100", из опыта своих коллег знаю об ОС Эльконина-Давыдова. Но все они, что бы не говорили, не рассчитаны на слабоуспевающих детей. Выручает УМК "Школа России", по которому работают более 70% школ страны. На данном уроке работа по учебнику взята на этапе закрепления изученного материала. А остальные задания, если Вы заметили, все развивающего характера: и проблемные ситуации, и составление памятки, и игровые моменты, и домашнее задание и др. Присутствуют элементы личностно ориентированного и опережающего обучения. Всё взаимосвязано, подчинено достижению цели урока и созданию комфортной обстановки для учащихся. Для меня это является "инноватикой! Успехов Вам! С уважением Кидрасова Р.Д.
Применение на уроке презентации можно назвать инновацией... вот, если бы в презентации была продуманна анимация, т.е. информация на слайде "выдавалась" бы не вся и сразу, а постепенно, чтобы у ребят была возможность воспринимать новое с интересом... Спасибо автору за подробный конспект урока и за желание поделиться своим опытом с коллегами, удачи!
Уважаемая Ольга Александровна! Я очень признательна Вам, что нашли время заглянуть на мою страничку. Да, ИКТ, в том числе, слайд-презентация-это одно из современных средств обучения. На этапе актуализации знаний слайд целиком открываю только после повторения (служит в качестве помощника для более лучшего усвоения слабыми учащимися). Приму к сведенью Ваш совет, что к некоторым слайдам можно было применить "выплывающий" вариант. Я не сторонник показа "мультиков" на уроках, тем более на уроке математики. Презентация должна работать на продуктивность занятия! Желаю Вам творческих успехов! Кидрасова Р.Д.
Уважаемый коллега! Позвольте хоть краешком глаза взглянуть на Ваш урок, инновациям поучиться. Оставьте, пожалуйста, координаты!
Конкретный урок! Позвольте, милые дамы, с Вами не согласиться.Я внимательно изучила конспект и приложение к уроку. Во-первых, мне, как учителю математики, сразу бросилось в глаза, что Рашида Дикабристовна грамотно оперирует терминологией предмета и обучает этому своих учеников. Во-вторых, структура и содержание урока, методы и приёмы, которые применяет автор, всецело служат выполнению триединой дидактической цели занятия, т.е. работают на результат! А продуктивность - самый главный критерий урока и нашего с вами труда. В- третьих, учитель незаметно, но умело применяет здоровьесберегающие технологии, методы создания проблемных ситуаций, дифференцированное и опережающее обучение (обратите внимание на примеры варианта Б). И ИКТ на уроке присутствует. Использование презентации позволяет сэкономить время, достичь более глубокого осмысления и запоминания учебного материала. Похвально, что исполнение презентации соответствует санитарным нормам: количество слайдов (10-12шт.), зелёный цвет фона, его однородность, правильность выбора цвета букв и их размеров, отсутствие лишних элементов, отвлекающих внимание детей. Чувствуется учитель-практик и его система работы. Не вешать нос! любознательных Вам учеников!
Здравствуйте, учитель математики! Скорее всего Вы не участник номинации "УВП в начальной школе", коли даёте моему уроку высокую оценку. Спасибо Вам за поддержку! И Вам благодарных учеников! С уважением Кидрасова Р.Д.
Рашида Дикабристовна, радует, что Вы сохранили лучшее в традиционном. Хотя конечно же, набившие оскомину правила посадки при письме в 3 классе совершенно ни к чему, и про логическое мышления можно говорить с большой натяжкой. В конспекте можно было поместить текст задачи - стр.26 №2 , и задание -стр.27 №1.В традиционных подходах есть свои плюсы, но Вы же помните название конкурса? Советую Вам принять участие в конкурсе "Мой лучший урок" (время ещё есть). Конечно же, для начинающих учителей Ваша работа послужит хорошим методическим подспорьем для начала.
Уважаемая Любовь Владимировна! Спасибо за комментарии. Считаю, что одна из главнейших задач учителя - это забота о сохранении здоровья детей. Поэтому каждый урок начинаю с напоминания о правильной посадке (в данном случае взята рифмовка). А ещё у меня в классе четверо леворуких и восемь учеников, забывающих как правильно надо держать ручку при письме. Детям нравится, они с удовольствием даже хором декламируют различные рифмовки. Кстати, хороший эмоциональный настрой урока обеспечивается.
Школа наша сельская. Я напросилась в соседний город с тремя своими четвероклассниками на городские предметные олимпиады. А в городе гимназии, гимназические классы ... Вернулись с грамотами: окружающий мир -1 место, математика - 2 место, русский язык - 3 место. Это я к вопросу об организации работы по развитию уровня логического мышления учащихся.
Видела Вашу публикацию в рубрике "Детская психология". Вы психолог по образованию? "Карты успеха" очень уместны на уроках-зачётах в 4 классе. Если применять их чаще, у детей теряется к ним интерес. Так у нас было в 1классе с рефлексией в бунеевских дневниках. Хватило на несколько недель, а потом "надоело рисовать настроение"... Успехов Вам, Любовь Владимировна! Кидрасова Р.Д.
Здравствуйте,Рашида Дикабристовна!Я не психолог. "ЛИСТ УСПЕХА" , конечно же, не для ежедневного применения. Использую раз-другой в неделю, иногда реже,на разных уроках; работаем так с 1 класса ( сейчас 3-ий),разочарования со стороны детей нет, и мне плюс - новые стандарты предполагают и новые способы оценивания.Хочу заметить - ведь обсуждалась не вся Ваша работа, а только представленный конспект урока.Ничуть не сомневаюсь в Ваших заслугах и достижениях! И ещё хочу сказать - мне тоже очень нравится "Школа России", хотя второй набор иду по системе Занкова( и тоже не жалею).И Вам,Рашида Дикабристовна, тоже ВСЕГО-ВСЕГО ДОБРОГО!
Спасибо за математические ребусы! Я сделала подобные демонстрационные карточки с "окошечками". Дети сначала затруднились.Понравилось.Ребусы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Спасибо за опыт. Успехов!
Я очень рада, что кому-то мой опыт пригодился. С уважением Кидрасова Р.Д.
Рашида Дикабристовна, это здорово, что Вы даете ребенку право выбора и возможность самостоятельно выполнять задания разной степени трудности. Удачи Вам!
Уважаемый Тимур Тимурович! Я благодарна Вам за добрый отзыв.
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!
Спасибо, Любовь Владимировна, за замечательные пожелания. Вас тоже с прошедшими праздниками! Всех земных благ!
я просто в восторге от урока и от того как грамотно он составлен а также и документация просто супер! вообщем по вашему образцу провела урок!
Уважаемый коллега! Спасибо на добром слове! Может Вам будет полезна другая моя работа - праздник "Мы школьниками стали" в рубрике "Внеклассная работа"? Загляните. С благодарностью Кидрасова Р.Д.
Уважаемая Рашида Декабристовна, спасибо, что пригласили познакомиться с Вашим уроком. Получила массу нового для себя. Буквально вчера встречалась с учительницей начальных классов, к которой осенью пойдут учиться наши "подготовишки". Она будет первопроходцем в нашей школе по освоению ФГОС 2 поколения. И как раз мы с ней говорили на тему формирования у дошкольников логического мышления и развития математической речи, что я и увидела в задачах Вашего урока. Я не специалист по урокам, но здесь я вижу настоящего профессионала своего дела! Удачи и победы! С уважением, Екатерина Леонидовна.
Не расстраивайтесь Рашида Дикабристовна! У меня тоже много единичек, я об этом писала и в комментариях. Конечно, лучше бы оценку все-таки давало компетентное жури. Урок или внеклассные занятия, это сложный механизм и структуру, и механизм реализации может увидеть человек нашей же профессии. Да родители и дети могут выразить слова благодарности. Но грамотную экспертизу нет. Я тоже работаю по "Школе России". Ваш урок хороший, я бы сказала добротный, но соглашусь с мнениями некоторых коллег, что традиционный. Для интереса можете посмотреть мой урок "Будь природе другом". Буду рада объективному комментарию.