Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Во всех официальных документах правительства Российской Федерации заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании.
Ещё в 1999 году эксперты отмечали беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов).
В настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Я предлагаю на рассмотрение методическую разработку урока по математике во 2 классе по теме «Периметр», где, по-моему мнению, решаются именно эти задачи.
Мотивация учащихся на работу. Школьники объединяются по четыре человека.
Учитель предлагает ребятам «примерить» на себя роль учёного, исследователя: они самостоятельно должны прочитать задания (напечатаны на отдельных листах), провести измерения, занести данные в таблицу, проанализировать результат, сделать вывод. Причём учащимся нужно будет самостоятельно сделать выбор задания и принять решение, договориться в группе.
Измерение отрезков, меры измерения, понятие ломаной незамкнутой и замкнутой (тогда их можно назвать многоугольниками), понятие сумма.
Учитель предлагает ребятам поработать с тремя видами шнура:
Ученики должны поработать с каждым шнуром, к ним предлагаются определённые задания. Порядок выбора работы со шнурами любой.
1. Задание по работе со шнуром красного цвета
а) Разложить шнур на столе в виде треугольника.
Измерить каждую сторону треугольника и записать в таблицу. Найти периметр треугольника, если периметр треугольника – это сумма длин его сторон.
б) Разложить шнур на столе таким образом, чтобы получился треугольник с равными сторонами. Измерить каждую сторону треугольника и записать в таблицу. Вычислить периметр треугольника и результат записать в таблицу.
№ |
Длины сторон треугольника |
Периметр треугольника |
1. |
Длина стороны а – Длина стороны б – Длина стороны с – |
|
2. |
Длина стороны а – Длина стороны б – Длина стороны с – |
|
в) Сравните периметры треугольников и объясните результат сравнения.
2. Задание по работе со шнуром синего цвета
а) Разложить шнур на столе в виде прямоугольника.
Измерить каждую сторону прямоугольника и записать в таблицу. Найти периметр прямоугольника, если периметр прямоугольника – это сумма длин его сторон. Результат записать в таблицу.
б) Разложить шнур на столе таким образом, чтобы получился квадрат. Вычислите периметр квадрата с записью в таблице. Найдите другой способ вычисления периметра квадрата.
№ |
Длина сторон прямоугольника |
Периметр прямоугольника |
1. |
Длина стороны а – Длина стороны б – Длина стороны с – Длина стороны д – |
|
2. – |
Длина стороны а – Длина стороны б – Длина стороны с – Длина стороны д – |
|
в) Сравнить периметры четырёхугольников. Объяснить результат сравнения и способы вычисления периметра.
3. Задание по работе со шнуром зелёного цвета
а) Разложить шнур на столе в виде пятиугольника.
Вычислить периметр пятиугольника, если периметр пятиугольника – это сумма длин его сторон. Результат записать в таблицу,
б) Разложить шнур на столе в виде треугольника.
Вычислить периметр треугольника, если периметр треугольника – это сумма длин его сторон. Результат записать в таблицу.
в) Разложить шнур на столе в виде прямоугольника.
Вычислить периметр прямоугольника, если периметр прямоугольника – это сумма длин его сторон. Результат записать в таблицу,
г) Сравнить периметры пятиугольника, треугольника, прямоугольника. Объяснить результат сравнения.
№ |
Длина сторон |
Периметр фигур |
1. |
Длина стороны а пятиугольника – Длина стороны b пятиугольника – Длина стороны с пятиугольника – Длина стороны d пятиугольника – Длина стороны е пятиугольника – |
|
2. |
Длина стороны а треугольника – Длина стороны b треугольника – Длина стороны с треугольника – |
|
3. |
Длина стороны а прямоугольника – Длина стороны b прямоугольника – Длина стороны с прямоугольника – Длина стороны d прямоугольника – |
|
Обобщение, коллективное обсуждение полученных результатов, обсуждение выводов, полученных в группах.
Понравилось ли быть учёным, исследователем? Как работалось в группе? Что было труднее? Кто был главным в группе? Что мешало быстро выполнить задание?
Коллективное выполнение заданий. Учитель предлагает учащимся решить задачи. В процессе решения задач можно использовать шнур.
Задача 1. Периметр квадрата равен 24 см. Найдите длину стороны квадрата.
Задача 2. Длина прямоугольника 6см. Чему равна ширина, если периметр этого прямоугольника равен 20 см.
Автор: Желнина Светлана Робертовна, учитель начальных классов II квалификационной категории МОУ «Добрянская СОШ № 3», город Добрянка Пермского края. Стаж работы по специальности – 18 лет.
Об авторе: с большим удовольствием и интересом занимаюсь научно-исследовательской деятельностью с учащимися. Принимаем участие в муниципальных и краевых конкурсах научно-исследовательских работ учащихся.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Небычная форма работы, но раьоты имеет тольуо практическую направленность. Хотелось бы немного логико-мыслительной деятельности