Регистрация

Урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10»

  • 3 апреля 2019

 Международные и Всероссийские конкурсы

Лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»

Тема: «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. Закрепление».

Класс: 1 «А».

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Подробнее об уникальной методике преподавания математики на сайте репетитора по математике с 25-летним опытом работы, кандидата педагогических наук.

Цель: систематизация и обобщение знаний нумерации чисел в пределах второго десятка, отработка умений выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10, основываясь на знаниях по нумерации. 

Предметные:

  • закрепление знаний и умений объяснять, как образуются числа второго десятка, из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи, выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10, основываясь на знаниях по нумерации;
  • закрепление знаний последовательности и записи чисел второго десятка;
  • закрепление знаний состава числа 10, табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10;
  • отработка умений решать задачи в одно действие на увеличение числа на несколько единиц.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формирование умения следовать учебным действиям;
  • формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока с помощью учителя;
  • развитие умения ориентироваться в информации, представленной в учебнике;
  • формирование умения осуществлять логические действия анализа, сравнения.

Регулятивные:

  • развитие умения выделять из темы урока известные знания и умения;
  • развитие умения фиксировать в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке(с помощью предложенных средств учителем);
  • формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

  • формирование умения применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий: «десяток», «единица», «сумма чисел», «разность чисел»;
  • формирование умения работать в паре, вести учебный диалог;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения.

Личностные:

  • развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие потребности сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник М. И. Моро, 1 класс, часть 2, презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт вам дети впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Вы пришли сегодня в школу, но, возможно, ещё не со всеми успели поздороваться. Сейчас вам представляется такая возможность. Давайте, молча, при помощи рукопожатий, поприветствуем друг друга. На ваших лицах я вижу добрые улыбки. Вот с этими улыбками, прекрасным настроением мы и начнём наш урок математики. Садитесь.

Актуализация знаний

Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы решали возникающие у вас проблемы вместе. Чтобы вы открыли что-то новое и интересное сегодня на уроке. И чтобы весь урок у вас было хорошее настроение. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

Девизом нашего урока я решила взять слова известного математика Маркушевич Алексея Ивановича:

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

Кто из вас хотел бы развивать эти качества?

Какой же нужно сделать вывод?

Сегодня герой одной сказки пришёл к нам на урок. Я думаю, вы его легко узнаете. (Звучит отрывок из песни о Буратино.) Как же называется сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»). Если вы помните, то Буратино не в восторге был от урока математики. Давайте сегодня попробуем ему доказать, что математика – нужная и очень важная наука.

Покажем Буратино, как увлекательно у нас проходит устный счет. Сегодня я предлагаю вам как коллективные задания, так и индивидуальную работу на доске.

Индивидуальная работа

Вставить пропущенные знаки действий.

10..5..3=8

10..4..2=8

6..2..4=8

Используя данные числа составить 4 верных равенства.

4, 9, 5

Групповая работа. Решение задач

Любит порядок мальчик Егорка.
Книги свои расставил на полки:
Пять книжек на одной
И четыре на другой.
Сколько на двух полках
Книжек у Егорки?

Можно ли это назвать задачей? Почему? (Есть условие и вопрос). Что надо узнать в данной задаче? Как это узнать? Поставьте вопрос, чтобы задача решалась действием вычитания. (На сколько больше на одной полке книг, чем на другой?) Как же узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего вычесть меньше).

Рано утром у реки
Распустились васильки.
Пять – на левом берегу.
Пять – на правом берегу.
Я цветочки – василёчки
Сосчитать легко смогу.

Что надо узнать в данной задаче? Что можно сказать о количестве цветов на правом и левом берегу? (Их поровну) Как узнать, сколько всего васильков распустилось? Как ещё можно назвать число 10? (Один десяток)

Проверка индивидуальной работы с помощью сигнальных карточек.

Работа с числовым рядом

  • Буратино подготовил для нас числа, прочтем их. (14, 20, 11, 17)
  • А теперь расположите числа в порядке возрастания. А что это значит? (11, 14, 17, 20)
  • Сколько в каждом из чисел десятков и сколько единиц?
  • Посмотрите внимательно, что происходит с каждым числом? (Оно увеличивается на 3)

Пальчиковая гимнастика

Будем мы сейчас считать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот какие дружные,
Крепкие и нужные.

К какому этапу мы сейчас подготовились?

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату 20 марта, начинайте писать с первой точки. Ниже, начиная со 2 точки, запишите «Классная работа». В следующей строчке восстановите целый ряд чисел от 11 до 20.

Но сначала вспомним правила при письме:

  • Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу.
  • Сяду прямо не согнусь,
  • За работу я возьмусь.

Поднимите руку, кто желает, прочитать числовой ряд от 11 до 20? Поднимите руку, у кого точно также? Молодцы! У кого по-другому исправьте.

Запись числовых выражений

У Буратино в руках письмо для вас. Я читаю запись, а вы составляете и записываете числовое выражение. К доске один ученик.

  • Первое слагаемое 10, второе 7.
  • Уменьшаемое 17, вычитаемое 7.
  • Разность чисел 17 и 10.

Оцените своих одноклассников.

Целеполагание

Ребята, давайте внимательно посмотрим на наши числовые выражения.

  • Знакомы ли вам они, учились ли вы находить значения подобных выражений?
  • Как вы думаете, чем сегодня тогда мы займёмся на уроке? (Будем тренироваться в решении таких примеров)
  • Совершено, верно, мы повторим изученные приемы вычислений данного вида. А зачем нужно повторять?

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Кто желает выйти к доске и найти значения выражений?

Объясни, как ты решил?

Первое слагаемое 10, второе 7 значение суммы равно 17.

  • 10+7. 10 – это 1 десяток. К 1 десятку надо прибавить 7 единиц, 1 десяток и 7 единиц – это число 17.

Уменьшаемое 17, вычитаемое 7, значение разности равно 10.

  • 17-7=10. 17это 1 десяток и 7 единиц. Из 1 десятка 7 единиц вычесть 7 единиц, получится 1 десяток, или число 10.

Уменьшаемое 17, вычитаемое 10, значение разности равно 7.

  • 17-10=7. 17это 1 десяток и 7единиц. Из 1 десятка 7 единиц вычесть 1 десяток, получится 7 единиц.

Оцените своих одноклассников.

Гимнастика для глаз

Глаза крепко закрываем.
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глаза вверх, глаза вниз,
Поработай, не ленись.

Работа в парах. Надо набрать число 10 разными способами. С какой целью мы будем выполнять данное задание. Число 10 можно набрать с помощью двух или трёх слагаемых. Например, сумма чисел 8 и 2 равна 10; к сумме чисел 5 и 2 прибавляем  число 3, получается 10.

Откройте учебник на 53 с. Рассмотрите первый рисунок и запись под ним. Объясните, сколько всего прибавили к числу, сколько всего вычли.

Устно по цепочке стр.53 №1.

Есть хорошая русская пословица «Сделал дело гуляй смело» и сейчас Буратино приглашает вас на весёлую физкультминутку.

Физкультминутка

Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Посмотреть немного снизу,
Вот он ключик золотой.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Включения изученного в систему знаний. Решение задачи

Стр.53 №2.

Прочитайте задачи. Посмотрите на схемы на доске. Какая схема подходит к первой задаче? Запишите решение задачи в тетрадь. Какая схема подходит ко второй задаче? Какое неизвестное число в первой задаче стало известным во второй? Запишите решение задачи в тетрадь.

Проверьте работу своего товарища по парте.  

Оцените работу своего товарища, пользуясь подсказками:

  • молодец, всё решено правильно;
  • хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
  • тебе нужна помощь учителя.

Самостоятельная работа.

Проверка. Учитель диктует правильные ответы, если у учащихся нет ошибок, рисуют себе смайлики.

Рефлексия

Ребята, посмотрите, у Буратино в руках появился учебник математики. Как вы думаете, о чём это говорит? (Наверное, он понял, что математика – очень важная наука.).  

Математика сложна, но скажу с почтением,
Математика нужна всем без исключения.

А что он узнал на нашем уроке и чему научился? Давайте закроем глазки, вспомним наш урок с самого  начала. (Высказывания детей).

Оценка учебной деятельности

У нас на доске есть «Дерево успеха». Сейчас мы украсим его листочками. Но они разного цвета. Если вам урок понравился, вы всё поняли и запомнили, то прикрепите жёлтый листок. Если всё поняли, но есть небольшие пробелы – зелёный листок. А если многое из того, о чём говорилось на уроке, осталось непонятным, то прикрепите коричневый листок. Каких листочков больше?

А ещё я советую вам вместе с родителями прочитать сказку «Золотой ключик» и узнать о всех приключениях нашего удивительного героя.

На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо за активное участие.

Разработала: Арбузова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, I квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2», г.о. Прохладный.

Презентация к уроку

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)
  • 3 апреля 2019
  • 5614
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


12.11.2020 в 19:11

Хорошая статья. Мой сын мучался с математикой, но потом начал самостоятельно разбираться в материале. Усвоение стало на много лучше!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!