Регистрация

Урок математики «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз в косвенной форме»

  • 9 сентября 2020

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе» 

В статье представлен проект и сценарий урока постановки и решения учебной задачи по математике во 2 классе в рамках образовательной системы «Школа 2100». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Тема урока: Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз в косвенной форме.

Цель: создание условий для формирования способности обучающихся к открытию способа решения задач нового вида за счет включения в понятийную базу новых элементов.

Задачи:

1) содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися косвенную форму задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;

2) деятельностная (формирование умений новых способов деятельности):

  • формировать у обучающихся умения отличать косвенную и прямую формы задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
  • формировать у обучающихся навыки решения задач указанного вида;

3) развивающая (формирование ключевых компетенций обучающихся):

  • информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую);
  • проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

Содержание учебного материала: задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Единица содержания образования:моделирование задач указанного типа; практическая работа, направленная на подведение к решению учебной задачи.

Планируемые результаты: 

Личностные УУД:

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий, предложенных учителем).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметные УУД:

На данном уроке обучающиеся получат возможность:

  • усвоить, что косвенную форму задачи можно преобразовать в простую форму путем составления обратного высказывания;
  • усвоить алгоритм решения задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение в несколько раз;
  • сделать первые шаги по применению полученного знания при решении задач.

Технологии обучения: технология проблемно-диалогического обучения, технология оценки образовательных достижений. 

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  • Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник. 2-й класс, часть 3. М. Баласс, 2012.
  • Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. ФГОС. М. Баласс, 2012.
  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
  • карточки-задания для работы в группе.

Приложение № 1. Проект и сценарий урока.

Приложение № 2. Презентация к фрагментам урока.

Автор: Грунина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов 1 категории МАОУ «Средняя школа № 8», г. Когалым ХМАО-Югры Тюменской области. Стаж работы 18 лет.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 25, сумма баллов: 113)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (23)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Шишкова 20.11.2013 в 21:32

Замечательный урок, обязательно возьму себе на заметку приемы, которые использовал автор. В соответствии с требованиями ФГОС на уроке четко прослеживается системно-деятельностный подход. Спасибо, Светлана Анатольевна!

Ануфриева Ирина Викторовна 21.11.2013 в 23:47

Уважаемая Светлана Анатольевна! Мне очень понравилась ваша разработка… Ваш урок составлен не по учебнику Петерсон Л.Г.?.. Методический материал разработан профессионально, грамотно и логично изложен. Урок построен в деятельностной парадигме. В ходе урока реализованы все дидактические принципы и, по-моему, цель достигнута. Урок не только формирует способность обучающихся к открытию способа решения задач нового вида, но и создает интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика и повышая творческий потенциал учителя. Единственное, что мне не хватило на вашем уроке, Светлана Анатольевна, это физкультминутки и визуального сопровождения (карточки-задания, схемы задач и т.п.).

Светлана Анатольевна 22.11.2013 в 07:54

Большое спасибо за положительные отзывы. Уважаемая Ирина Викторовна, урок не по учебнику Петерсон, по учебнику Демидовой. Физкультминутку действительно не написала, а карточка-задание в конце сценария (только почему-то там последняя строчка "уползла": "Сделайте вывод по предложенной работе").

Ануфриева Ирина Викторовна 22.11.2013 в 10:53

Светлана Анатольевна! Я видела карточку-задание к конце сценария… Но если Вы участвуете в конкурсе и стремитесь к победе, или, хотя бы, к большому числу положительных отзывов и баллов, то можно было бы сделать Приложение с наглядным материалом урока (т.е. карточки, задания и т.п.), можно было бы сделать презентацию проведения самого урока (фото с детьми), ну, то есть оформить так, чтобы это выходило за рамки обычной разработки… Желаю удачи!

Светлана Анатольевна 22.11.2013 в 19:40

Уважаемая Ирина Викторовна, большое спасибо за внимание к моей работе. Мой опыт участия в конкурсах такого уровня не так велик, в следующий раз обязательно воспользуюсь Вашими советами.

Олеся Викторовна 23.11.2013 в 21:16

Уважаемая Светлана Анатольевна! Ваш урок действительно составлен в соответствии с требованиями ФГОС, отлично расписана деятельность и детей и учителя, какие УУД формируете, основной вид деятельности групповая работа. Видно, что Вы отлично владеете технологиями проблемного диалога и оценки достижения результатов . Понравилось, что презентация к уроку не перенасыщена, чем часто грешат педагоги( не презентация для урока, а урок для презентации) Но удивило, что нет физминутки, тогда как по новым стандартам она должна быть и не одна ( физминутка, пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, дыхательная гинастика и т.д). Не совсем понятна фраза " Если гипотезы нет, то предлагается работа в группе" А ели есть, то получается урок должен идти по другому сценарию? И еще, неужели на уроке совсем не было работы с учебником, других заданий? Спасибо за работу. Удачи!

Светлана Анатольевна 24.11.2013 в 10:59

Уважаемая Олеся Викторовна. По поводы "гипотезы" в сценарии указано, что если она возникнет, то она требует проверки, и тогда урок идет по тому же пути, только цель практической работы другая. На уроке, проводимом практически, гипотеза возникла и была проверена. Другой работы на уроке не было, потому что это урок постановки и решения учебной задачи, работа проведена большая, практическая работа только заняла около 15 минут урока, дискуссия, обсуждения, оценка достижения результата ... Урок закончился ровно по звонку. Спасибо за комментарии и Ваши советы.

Олеся Викторовна 25.11.2013 в 20:06

Уважаемая Светлана Анатольевна! Спасибо за подробный комментарий. Удачи!

Анна 25.11.2013 в 08:15

Светлана Анатольевна, ваш урок очень познавательный и интересный. Попросила своего ребенка решить несколько задач. Вся семья очень увлеклась. Спасибо вам большое. По больше было бы таких преподавателей, которые действительно любят свою работу.

Светлана 30.11.2013 в 12:03

Уважамая Светлана Анатольевна, спасибо за замечательный урок! Сама работаю по программе "Школа 2100" и по достоинству могу оценить данный урок!!! Все замечательно и заслуживает высшего балла.

Светлана Анатольевна 30.11.2013 в 20:37

Большое спасибо, Светлана Николаевна. Рада встретить единомышленника в Вашем лице.

Татьяна Васильевна 22.12.2013 в 01:37

Уважаемая Светлана Анатольевна! Я думаю, что дети на вашем уроке получили возможность усвоить, что косвенную форму задачи можно преобразовать в простую форму путем составления обратного высказывания; Вы отлично владеете технологиями проблемного диалога. Мне понравилось всё, поэтому от меня - 5, удачи в конкурсе.

Елена 24.12.2013 в 23:49

Уважаемая Светлана Анатольевна! Ваш урок заслуживает высокой оценки! Получите! Анализ вашей работы на конкурсе не буду давать - всё уже до меня расписано отлично! Успехов вам!

Цырен-Жаб Доржиевна 31.12.2013 в 03:50

пишет 31.12.2013 в 05:31
Уважаемая Светлана Анатольевна, урок замечательный (если не учесть, что вы "забыли написать" физминутку), хорошо прослеживается владение учителем технологией проблемного диалога. Весь материал урока методически грамотно и логично изложен. Хотелось бы отметить практическую значимость данного урока - формирование умений переводить информацию из одной формы в другую. Жаль, что конкурсная работа не сопровождается фотографиями, иллюстрирующими текст работы.
Удачи вам! С Новым годом!

Светлана Анатольевна 31.12.2013 в 19:04

Уважаемая Цырен-Жаб Доржиевна, спасибо за комментарий и высокую оценку моей работы. С фотографиями, действительно не удачно получилось. Урок был представлен в рамках городского семинара, фотографировать некогда было. А "задним числом" что-то делать не люблю и не умею. Хотя работа без сомнения только выиграла бы. Поздравляю и Вас с праздником, спасибо.

Величко Наталия Ивановна 06.01.2014 в 21:48

Светлана Анатольевна Ваш сценарий урока постановки и решения учебной задачи полностью разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Вы постарались максимально заинтересовать детей задачей с отсроченной отгадкой, при этом создать условия для формирования способности обучающихся к открытию способа решения задач нового вида. Урок интересен, насыщен разнообразными методами и приемами, чувствуется, что Вы владеете новыми технологиями. Удачи Вам а конкурсе!
Не расстраивайтесь, что забыли о физкультминутке, поверьте для урока математики - это не главное! Настоящие специалисты,будут оценивать Ваш урок математики , а не умение проводить физкультминутки. Еще раз удачи!

Ануфриева Ирина Викторовна 03.03.2014 в 23:48

Вот "прицепились" все к этой физминутке!!! Конечно, она не повлияла на оценку вашего замечательного урока, Светлана Анатольевна! Но не соглашусь с Натальей (Юркевич), что "для урока математики - это не главное"... Вот это противоречит требованиям ФГОС, здесь мелочей не бывает!

Ануфриева Ирина Викторовна 03.03.2014 в 23:49

Уважаемая Светлана Анатольевна, поздравляю с выходом в финал конкурса, душевно за Вас рада!

Светлана Анатольевна 05.03.2014 в 18:43

Спасибо, Ирина Викторовна, за поздравление. Наверно, Наталия имела в виду именно оценку урока.

Светлана Анатольевна 05.03.2014 в 18:44

Спасибо всем за комментарии, за оценки. Я рада, что мой урок произвел впечатление.

Светлана Павловна 06.03.2014 в 16:50

Поздравляю с выходом в финал! Интересная работа. От меня +5!

Ольга Николаевна 06.03.2014 в 18:20

Уважаемая Светлана Анатольевна! Мне очень понравилась ваша разработка. Методический материал разработан профессионально, грамотно и логично изложен. Урок построен с применением деятельностного подхода. Цель достигнута. Присутствует чередование видов деятельности, поэтому, я думаю, дети не устали. Поздравляю с выходом в финал!

Светлана Анатольевна 06.03.2014 в 20:20

Уважаемая Ольга Николаевна, большое спасибо за поздравление и положительный отзыв о моей работе.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!