Регистрация

Информатика – как инструмент познания

  • 10 ноября 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»


В наше время информатика обучает прикладным возможностям компьютера. Но возможности его выросли и интегрировались во все сферы деятельности человека. Компьютер породил понятие «информационная среда», так как у человека появился доступ к колоссальной по объёму информации, в этой среде нужно уметь искать информацию, обрабатывать, усваивать.

Цель: Модернизировать понятие информатики не как предмета, изучающего компьютер и его прикладное применение, а как предмет, обучающий методам получения, обработки, усвоения информации человеком. 

Задачи:

  • научить безопасности в современной информационной среде;
  • научить классификации поступаемой информации;
  • научить сравнению и анализу полученных знаний;
  • научить культуре общения;
  • научить спорить.

Безопасность в современной информационной среде

В современной действительности люди, не осознавая того, что вокруг мощное «информационное поле», оставляют собственных детей практически без защиты. Информационное поле – это всевозможная информация, которая попадает в нас через любые органы чувств. Например, ребёнок, сидя за телевизором, бессознательно поглощает огромное количество информации в виде рекламы, кино и мульт продукции; находясь на улице, он опять бессознательно продолжает поглощать информацию в виде рекламы на постерах, автомобилях, и т.п. В школе практически целый день в него заливают огромное количество информации. 

Насколько мы уверены, что вся информация, которую получает наш ребёнок, полезна? Речь, конечно, идёт не об ограничении ребёнка от информации, а том, что имеет смысл обратить на этот факт внимание. Не для кого не секрет, что любая информация, которая подаётся как реклама, служит для её автора средством влияния на наш выбор при покупке. Чем выше конкуренция на рынке товаров, тем более реклама похожа на вымысел, чем на правду.

Поэтому в дело вступают психо-технологии, чтобы люди не могли упрекнуть рекламу во лжи, проще всего наделить товар свойством, которым оно не может обладать в явном виде. Например, «воздух – свободы» или «хлеб – богатырь» и т.п. В художественных фильмах уже давно используют скрытую рекламу товаров и услуг, а сейчас и в мультфильмах можно встретить её сплошь и рядом.

Будьте бдительны и старайтесь комментировать всё происходящее вокруг вас, когда вы с детьми. Не бойтесь повторять, так как это классический метод запоминания. Пока у ребёнка не сформируется устойчивый аналитический аппарат по улавливанию «ноток» манипуляции вашего сознания в рекламе. Например, «Таёта – управляй мечтой. Они пытаются связать наше желание управлять своей судьбой с управлением машиной этой марки».

Классификация поступаемой информации

В концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий. Так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора.

Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги развития общества. Но для человека путь один – чем больше у человека информационных источников, а у него навыков обрабатывать (классифицировать) информацию у себя в голове, тем с большей вероятностью человек будет иметь полное представление о протекающих вокруг него процессах.

Что значит классифицировать информацию и как это работает на практике?

Место возникновения

По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю. Входная информация – это информация, поступающая извне, которую мы узнали от других. Выходная информация – это информация, поступающая от нас к окружающим, то есть мнение или представление, ваша личная интерпретация происходящего.

Стабильность

 По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной). Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики. Она может меняться для каждого случая, как по назначению, так и по количеству. Постоянная (условно-постоянная) информация – это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация.

Для ребёнка это обычно выглядит так: если информация поступает извне, её нужно классифицировать (повесить на неё «ярлык») – «чужая», и она требует проверки на стабильность для последующего усвоения. Если информация приходит изнутри, то есть от вас (семьи), значит – это стабильная информация и требует трансляции вовне, в социум.

Сравнение и анализ полученных знаний

Методы сравнения устанавливаются связью между основной мировоззренческой парадигмой человека (нравственной нормой) и новой информацией, поступившей из вне.

Мировоззренческая парадигма человека формируется в детстве и поэтому стоит обратить своё внимание на этот факт. Изменить её в будущем ребенку, будучи уже сформированным, очень сложно. Проще корректировать мировоззрение или формировать его в детстве.

В современном обществе мировоззрение ребенка формирует, в большей степени, художественные фильмы, сериалы, мультфильмы: они создают на время просмотра видеоряда виртуальное пространство с полным погружением в него и обманывая тем самым ощущения человека, так как он невольно считает себя сопричастным к событиям сюжета. И все факты, доказательства и выводы ложатся сразу ему в подсознание.

Прививать культуру общения 

Знание основной концепции по образованию информации, в том числе требований к познанию способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Информатика способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность учащегося не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, применяя нестандартность подхода.

Умение спорить

Учить диалектике — значит учить спорить. Умение строго фиксировать противоречие, а затем находить ему разрешение. А не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле – скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

Выводы

Если вам некогда заниматься с собственным ребёнком, вы сажаете его за телевизор или компьютер и надеетесь, что всё будет хорошо – это ваш выбор. Но если вы хотите вырастить себе опору, то обратите внимание на ту информационную среду, в которой растёт ваш ребёнок. Чтобы не было потом неожиданностью отсутствие у вашего ребенка каких-то конкретных чувств, которые вы потом будите искать в нём.

Информация формирует мировоззрение человеку. Если человек не будет понимать этого, то его мировоззрение будет формироваться «как бы» случайно. А фактически общее информационное поле будет формировать человека под себя, во благо распространителя информации, но никак не во благо получателя информации.

Практика

Как применить полученные знания на практике? Я это делаю так.

Всю поступающую информацию с телевизора, компьютера, улицы, школы я максимально  комментирую и поясняю ребёнку. Конечно, в меру своих физических возможностей, везде и всюду быть не возможно. Но это приносит свои плоды, так как ребёнок начинает понимать озабоченность своих родителей.

Классифицируйте понятия и догмы. Сравнивайте события и диалоги. Когда спорите, никогда не поднимайте голос и не настаивайте на своём, а аргументируйте и дайте время «переварить» ребёнку информацию и убедиться. Если вы оказались не правы, честно признайте это и поясните свою мысль.

Не делайте глупостей в стиле, мне можно, а тебе пока рано или «ты ребёнок», поэтому это только тебя касается. Таким поведением вы потеряете к себе авторитет мгновенно. Завоевать его обратно будет непросто, и тут не помогут нинаказания, ни лишения ребёнка чего-либо. Вернуть сможете только тогда, когда ребёнок поверит, что вы решили себя изменить и решительно делаете, то что сами просите от него.

Литература: 

  1. С.Т.Шацкий. «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа»).
  2. Л.Н.Толстой Сборник статей. Пособие для учителей. М. 1955.
  3. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. 1896. № 2.
  4. Жан-Жака Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau) — писатель и мыслитель.

Автор: Шикерин Иван Викторович, зам.директора по ИКТ ГБОУ НПО ПУ90, г. Реутов Московской области. Педагогический стаж с 1993 г. Специалист в сфере информационных технологий. Аспирант МГОУ.

3.9 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 27)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (15)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 12.11.2013 в 23:24

Уважаемый Иван Викторович! Я так понимаю: Вы – вне номинаций? Прекрасная консультация для родителей! Я впервые задумалась о том, о чём вы пишете в своей статье. Актуально, практически значимо, материал хорошо разработан и грамотно изложен… Не хватает визуального сопровождения вашей статье, можно было бы сделать интересную презентацию… Удачи Вам!

Иван Шикерин 02.04.2015 в 21:07

Я решил просто поделиться опытом.
Как я понял, что информация актуальная, готов принять участие новых номинациях для популяризации своих идей.

Геннадий 16.11.2013 в 00:09

Отличная работа!

Ольга Николаевна 16.11.2013 в 20:17

Уважаемый , Иван Федорович! Полезные, актуальные, методически грамотные рекомендации для родителей и педагогов. Однако, цели ставите на детей. Возможно, материал может быть использован и на уроке (если подредактировать). Удачи!

Иван Шикерин 02.04.2015 в 21:09

Пользуйтесь, если считаете, что пойдёт на пользу! (редактируйте)

Земфира 16.11.2013 в 20:58

Всё сказанное - верно! Иван Викторович, спасибо за вашу работу. А в какой она номинации? Пишите нам что-нибудь ещё об информатике!

Иван Шикерин 02.04.2015 в 21:15

Хорошо!
Можно глянуть последнее выступление старшей дочки на "Международной научно-практической конференции школьников «Карбышевские чтения 2015»"
https://www.youtube.com/watch?v=_IIUa9s6yvI&list=UU9JqODp38yP uVZCWrNOJ7mw&index=16

Мы не ограничиваем детей от компьютера или интернета, это инструмент. Любой инструмент опасный, если им не уметь пользоваться или пользоваться для баловства. Мы стараемся дать детям понимание, а не запреты.

Олеся Викторовна 23.11.2013 в 21:22

Уважаемый Иван Викторович! Хорошо подобранный материал, грамотное его изложение. В наш век технологий информационная грамотность стоит на одной ступени с обязательными предметами. Только почему номинация не работа с родителями? Удачи в конкурсе.

Елена 29.11.2013 в 21:50

Иван Викторович, у меня к вашей статье есть классная презентация!!!

Иван Шикерин 02.04.2015 в 21:16

Высылайте, рады любому сотрудничеству.

Мария Сергеевна 22.12.2013 в 22:14

Иван Викторович, почему вы не отзываетесь? К вам обращались столько женщин... Хорошая статья, интересная, я узнала много нового. Спасибо и от меня -5!

Олеся Соколова 27.01.2014 в 16:46

Уважаемый Иван Викторович! Спасибо за вашу работу! 5

Цырен-Жаб Доржиевна 11.02.2014 в 17:42

Уважаемый Иван Викторович, спасибо за интересный материал! Удачи вам!

Иван Шикерин 13.07.2014 в 09:20

Спасибо за отклики.
Занимался реорганизацией учебного процесса.
Собственные дети заканчивают учебный год, так что подвожу итоги.
До встречи.

Иван Шикерин 02.04.2015 в 21:05

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!