Тема урока: Приёмы устных вычислений. Придумывание и решение текстовых задач с устными вычислениями.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Цель урока: закреплять устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел; формировать логическое мышление в ходе решения примеров и текстовых задач с устными вычислениями; развивать навыки контроля и самоконтроля.
Онлайн калькулятор дробей с решением поможет школьникам сложить, вычесть, умножить и разделить дроби любого вида.
1. Оргмомент.
Математическая разминка у парт «Ответил – садись» (+ и – в пределах 20).
У. Кто успевал за темпом? Кому ещё не по силам такая скорость? Что повторяли? (Таблица + и - в пределах 20)
2. Тема и задачи урока.
У. Сегодня в школе интеллектуальный праздник «Лицей - территория закона». Как вы понимаете это выражение? Как урок математики сочетается с темой сегодняшнего интеллектуального праздника? (Свободные высказывания детей).
Вывод: Математика – наука, где правила и законы обязательны для выполнения. Значит, наша задача на уроке: работать строго по математическим законам. А для этого их надо помнить, знать, когда применять, и соблюдать.
У. Озвучьте название раздела, который мы изучаем. (Учимся устно складывать и вычитать).
У. Какую задачу мы ставили на 1 уроке? (Довести устные приёмы сложения и вычитания до автоматизма).
У. Сегодня очередной урок, где мы отрабатываем изученные приёмы устных вычислений, закрепляем письменные приёмы + и – многозначных чисел и учимся составлять и решать текстовые задачи с устными вычислениями.
Устные приёмы, связанные с правилом «+ и – взаимнообратные действия».
А) Игра «Отгадай число».
Б) Игра «Какое число ты задумал?».
У. Я считаю, что у нас с вами удивительные способности угадывать чужие мысли!? А вы как считаете? (свободные высказывания детей).
Вывод: Мы знаем удивительное свойство «+ и – взаимнообратные действия».
4 Индивидуальная самостоятельная работа (на листочках).
У. Математическая цепочка «Увеличь, уменьши».
(3 группы «цепочек»: красная – 5 действий, жёлтая – 6 действий, зелёная – 7 действий).
У. Ваша задача: найти неизвестное число.
У. Рассмотрите «цепочку». Какой приём + и – повторяем? (+ и – круглых десятков). Как складывали и вычитали круглые десятки? (как однозначные числа в пределах 20).
Алгоритм: - записать «цепочку» в строчку, - записать решение, - посчитать, - сверить (ответы на цветной бумаге: красная, жёлтая, зелёная).
5. ФИЗПАУЗА: двигательная гимнастика.
6. Истина или ложь.
У. Послушайте высказывание. Оцените: да – нет, верно или неверно, истина или ложь:
«Письменно складывать и вычитать многозначные числа можно с любого разряда?!?!?!» (Свободные высказывания детей: «да – нет», «верно – неверно», «истина – ложь»).
У. Ребята, а вам интересно мнение гостей? Послушаем. (Свободные высказывания гостей: «да – нет», «верно – неверно», «истина – ложь»). Мнения разошлись.
Наша задача: доказать истинность или ложность высказывания.
7. Сложение и вычитание двузначных чисел.
Работа по вариантам.
У. Рассмотрите примеры Примеры на доске: 45+36, 53-25, 66+26, 71-43.
У. Какой приём повторяем? (Сложение и вычитание двузначных чисел с переполнением и разбиением).
Правило? (Если в единицах переполнение, десятков станет больше на 1; если в десятках разбиение, их станет меньше на 1).
«Сильная» группа – показывает ответ на абаке,
«Слабая» группа – записывает цифру десятков в тетрадь, в строчку.
№1. Самостоятельная работа: записать ответы примеров в строчку.
Проверка: сверьте числовой ряд друг с другом. Вывод: двузначные числа устно + и – с любого разряда.
8. Сложение и вычитание многозначных чисел.
«Найди и исправь ошибки».
У. Дети решали примеры. Рассмотрите, что у них получилось. Чего не учёл каждый из них? Какой совет ты дашь каждому?
Примеры записаны в столбик:
Ян - 9253+96=10213 (единицы под десятками);
Яна – 567+475=1032 (не указано переполнение в единицах);
Ира – 826-457=379 (не указано разбиение в десятках);
Юра – 600-375=235 (не указана 9 над десятками).
№2. Самостоятельная работа в тетради: мальчики исправляют ошибки мальчиков и решают верно в столбик, девочки исправляют ошибки девочек и решают верно в столбик. Взаимопроверка.
9. Сложение и вычитание многозначных чисел.
У. (Устно). А это АНФИСА.
Пример: 935+786 записан в столбик, указано количество цифр в сумме, обозначены все стрелки-переполнения.
У. Оцените её действия. (Ничего не нарушила, ничего не забыла).
У. Но ответ она закрыла. Предлагает нам посчитать с любого разряда. Тысяч? (1). Десятков? (2). Единиц? (1). Сотен? (7). Читаем ответ. Сверяем с ответом Анфисы.
У. Получилось посчитать с любого разряда письменно. При каком условии? (Анфиса ничего не нарушила, обозначила переполнение, указала количество цифр в сумме).
У. (Устно). Давайте коллективно проверим истинность высказывания при вычитании: 935-786: Разбиение есть? Количество цифр в частном? Десятков? Сотен? Единиц? Ответ? Как проверим? Хором складываем: 786+149.
Вывод: соблюдай все правила: обозначай количество цифр, разбиения и переполнения, проверяй обратными действиями, а удобнее – письменно считать с единиц.
10. Составление и решение текстовых задач с устными вычислениями.
А) У. Рассмотрите таблицу.
Озвучьте её название. Название зашифровано (семья года – 2010).
У. Назовите членов семьи (Марк, Оля, Денис, Алёнка).
У. Что могут обозначать числа справа? (год рождения).
У. Что могут обозначать числа слева? (сколько лет исполнилось в 2010 году).
У. Определите, кто есть кто в данной семье? Как? (папу, сына – по количеству лет; маму и дочь – по годам рождения).
У. Назовите их полные имена и отчества: Марк сын Петра, Оля – дочь Льва, а Денис и Алёнка – чьи дети?
Б) У. Поставьте вопросы по «окошкам» слева? (Сколько лет в 2010 году исполнилось отцу? Сыну?
У. Как решать? (2010- ГОД рождения).
У. Поставьте вопросы по «окошкам» справа? (Сколько лет в 2010 году исполнилось маме? Дочке?
У. Как решать? (2010- КОЛИЧЕСТВО лет в 2010 году)
У. Какие ещё вопросы можно задать, используя данные? (Кто старше или моложе и на сколько лет).
У. Как можно сравнивать возраст? (по количеству лет или по годам рождения: из Большего вычесть Меньшее).
В) Поставь вопрос к решениям: 2011-2010; 1975+50.
У. Что вы заметили? (Введены новые данные).
№3. Самостоятельная работа.
У. Запиши решение по вопросам:
1 вариант
1) Сколько лет исполнилось Ольге Львовне в 2010 году?
2) В каком году родился Денис?
3) На сколько лет мама старше сына?
4) Сколько лет тебе исполнится в 2015 году?
2 вариант
1) Сколько лет исполнилось Алёнке в 2010 году?
2) В каком году родился Марк Петрович?
3) На сколько лет сын моложе отца?
4) Сколько лет тебе исполнится в 2020 году?
Итог урока.
У. Оцени работу класса на уроке?
У. Оцени свою работу на уроке?
У. Когда ты чувствовал себя уверенно?
У. Что у тебя вызвало затруднения?
У. Восстанови фразу (вставь подходящие по смыслу слова):
«Мало _________ и законы ________________, надо уметь их _________________».
(Мало правила и законы знать, надо уметь их применять.)
У. Спасибо за урок.
Автор: Колесова Валентина Васильевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, лицей имени В.Г.Сизова, г. Мончегорск, Мурманская обл. Реализую УМК «Классическая начальная школа».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.