Регистрация

Конспект урока математики во 2 классе. Тема «Приёмы устных вычислений»

  • 27 ноября 2018

Тема урока: Приёмы устных вычислений. Придумывание и решение текстовых задач с устными вычислениями.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Цель урока: закреплять устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел; формировать логическое мышление в ходе решения примеров и текстовых задач с устными вычислениями; развивать навыки контроля и самоконтроля.

Онлайн калькулятор дробей с решением поможет школьникам сложить, вычесть, умножить и разделить дроби любого вида.

Конспект урока математики во 2 классе. Тема «Приёмы устных вычислений»

Ход урока

1. Оргмомент.

Математическая разминка у парт «Ответил – садись» (+ и – в пределах 20).

У. Кто успевал за темпом? Кому ещё не по силам такая скорость? Что  повторяли? (Таблица + и - в пределах 20)

2. Тема и задачи урока.

У. Сегодня в школе интеллектуальный праздник «Лицей - территория закона». Как вы понимаете это выражение? Как урок математики сочетается с темой сегодняшнего интеллектуального праздника? (Свободные высказывания детей).

Вывод: Математика – наука, где правила и законы обязательны для выполнения. Значит, наша задача на уроке: работать строго по математическим законам. А для этого их надо помнить, знать, когда применять, и соблюдать.

У. Озвучьте название раздела, который мы изучаем. (Учимся устно складывать и вычитать).

У. Какую задачу мы ставили на 1 уроке? (Довести устные приёмы сложения и вычитания до автоматизма).

У. Сегодня очередной урок, где мы отрабатываем изученные приёмы устных вычислений, закрепляем письменные приёмы + и – многозначных чисел и учимся составлять и решать текстовые задачи с устными вычислениями.

  • 3. Сложение и вычитание.
  • Устные приёмы, связанные с  правилом «+ и – взаимнообратные действия».

  • А) Игра «Отгадай число».

  • У. Я задумала число, увеличила его на 2 и получила 20. Какое число я задумала? (18)
  • У. Я задумала число, уменьшила его на 37 и получила 3. Какое число я задумала? (40)
  • У. Я задумала число, увеличила его на 5 и получила 60. Какое число я задумала? (55)
  • У. Я задумала число, уменьшила его на 18 и получила 2. Какое число я задумала? (20)

Б) Игра «Какое число ты задумал?».

  • У. Задумай двузначное число, увеличь на 9, назови ответ. Ты задумал… (учитель называет числа, которые дети задумали – вычти 9).
  • У. Задумай двузначное число, уменьши на 6, назови ответ. Ты задумал… (учитель называет числа, которые дети задумали – прибавь 6).

У. Я считаю, что у нас с вами удивительные способности угадывать чужие мысли!? А вы как считаете? (свободные высказывания детей).

Вывод: Мы знаем удивительное свойство «+ и – взаимнообратные действия».

4 Индивидуальная самостоятельная работа (на листочках).

  • У. Математическая цепочка «Увеличь, уменьши».

  • (3 группы «цепочек»: красная – 5 действий, жёлтая – 6 действий, зелёная – 7 действий).

  • (60)  Х-20+30-50+60-50=30
  • (90)  Х+10-70+50-60+40-30=30
  • (30)  Х-20+80-70+60-30+50-90=10

У. Ваша задача: найти неизвестное число.

У. Рассмотрите «цепочку». Какой приём + и – повторяем? (+ и – круглых десятков). Как складывали и вычитали круглые десятки? (как однозначные числа в пределах 20).

Алгоритм: - записать «цепочку» в строчку,  - записать решение, - посчитать, - сверить (ответы на цветной бумаге: красная, жёлтая, зелёная).

5. ФИЗПАУЗА: двигательная гимнастика.

6. Истина или ложь.

У. Послушайте высказывание. Оцените: да – нет, верно или неверно, истина или ложь:

«Письменно складывать и вычитать многозначные числа можно с любого разряда?!?!?!» (Свободные высказывания детей: «да – нет», «верно – неверно», «истина – ложь»).

У. Ребята, а вам интересно мнение гостей? Послушаем. (Свободные высказывания гостей: «да – нет», «верно – неверно», «истина – ложь»). Мнения разошлись.

Наша задача: доказать истинность или ложность высказывания.

7. Сложение и вычитание двузначных чисел.

Работа по вариантам.

У.  Рассмотрите примеры  Примеры на доске: 45+36, 53-25, 66+26, 71-43.

У. Какой приём повторяем? (Сложение и вычитание двузначных чисел с переполнением и разбиением).

Правило? (Если в единицах переполнение, десятков станет больше на 1; если в десятках разбиение, их станет меньше на 1).

«Сильная» группа – показывает ответ на абаке, 

«Слабая» группа – записывает цифру десятков в тетрадь, в строчку.

№1. Самостоятельная работа: записать ответы примеров в строчку.

Проверка: сверьте числовой ряд друг с другом. Вывод: двузначные числа устно + и – с любого разряда.

8. Сложение и вычитание многозначных чисел.

«Найди и исправь ошибки».

У. Дети решали примеры. Рассмотрите, что у них получилось. Чего не учёл каждый из них? Какой совет ты дашь каждому?

Примеры записаны в столбик:

Ян - 9253+96=10213 (единицы под десятками);

Яна – 567+475=1032 (не указано переполнение в единицах);

Ира – 826-457=379 (не указано разбиение в десятках);

Юра – 600-375=235 (не указана 9 над десятками).

№2. Самостоятельная работа в тетради: мальчики исправляют ошибки мальчиков и решают верно в столбик, девочки исправляют ошибки девочек и решают верно в столбик. Взаимопроверка.

9. Сложение и вычитание многозначных чисел. 

У. (Устно). А это АНФИСА.

Пример: 935+786 записан в столбик, указано количество цифр в сумме, обозначены все стрелки-переполнения.

У. Оцените её действия. (Ничего не нарушила, ничего не забыла).

У. Но ответ она закрыла. Предлагает нам посчитать с любого разряда. Тысяч? (1). Десятков? (2). Единиц? (1). Сотен? (7). Читаем ответ. Сверяем с ответом Анфисы.

У. Получилось посчитать с любого разряда письменно. При каком условии? (Анфиса ничего не нарушила, обозначила переполнение, указала количество цифр в сумме).

У. (Устно). Давайте коллективно проверим истинность высказывания при вычитании: 935-786: Разбиение есть? Количество цифр в частном? Десятков? Сотен? Единиц? Ответ? Как проверим? Хором складываем: 786+149.

Вывод: соблюдай все правила: обозначай количество цифр, разбиения и переполнения, проверяй обратными действиями, а удобнее – письменно считать с единиц.

10. Составление и решение текстовых задач с устными вычислениями.

А) У. Рассмотрите таблицу.

Озвучьте её название. Название зашифровано (семья года – 2010).

У. Назовите членов семьи (Марк, Оля, Денис, Алёнка).

У. Что могут обозначать числа справа? (год рождения).

У. Что могут обозначать числа слева? (сколько лет исполнилось в 2010 году).

У. Определите, кто есть кто в данной семье? Как? (папу, сына – по количеству лет; маму и дочь – по годам рождения).

У. Назовите их полные имена и отчества: Марк  сын Петра, Оля – дочь Льва, а Денис и Алёнка – чьи дети?

Б) У. Поставьте вопросы по «окошкам» слева? (Сколько лет в 2010 году исполнилось отцу? Сыну?

У. Как решать? (2010- ГОД рождения).

У. Поставьте вопросы по «окошкам» справа? (Сколько лет в 2010 году исполнилось маме? Дочке?

У. Как решать? (2010- КОЛИЧЕСТВО лет в 2010 году)

У. Какие ещё вопросы можно задать, используя данные? (Кто старше или моложе и на сколько лет).

У. Как можно сравнивать возраст? (по количеству лет или по годам рождения: из Большего вычесть Меньшее).

В) Поставь вопрос к решениям: 2011-2010; 1975+50.

У. Что вы заметили? (Введены новые данные).

№3. Самостоятельная работа.

У. Запиши решение по вопросам:

1 вариант

1) Сколько лет исполнилось Ольге Львовне в 2010 году?
2) В каком году родился Денис?
3) На сколько лет мама старше сына?
4) Сколько лет тебе исполнится в 2015 году?

2 вариант

1) Сколько лет исполнилось Алёнке в 2010 году?
2) В каком году родился Марк Петрович?
 3) На сколько лет сын моложе отца?
4) Сколько лет тебе исполнится в 2020 году?

Итог урока.

У. Оцени работу класса на уроке?
У. Оцени свою работу на уроке?
У. Когда ты чувствовал себя уверенно?
У. Что у тебя вызвало затруднения?
У. Восстанови  фразу (вставь подходящие по смыслу слова):
 «Мало _________ и законы ________________, надо уметь их _________________».

(Мало правила и законы знать, надо уметь их применять.)

 У. Спасибо за урок. 

Автор: Колесова Валентина Васильевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, лицей имени В.Г.Сизова, г. Мончегорск, Мурманская обл. Реализую УМК «Классическая начальная школа».

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!