Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Работа, выставленная нами для конкурса, представляет собой разработку урока изобразительного искусства в 3 классе. Тема предложенного урока: «Страна цвета».
К конспекту прилагается две слайдовые презентации. На занятии используется нестандартная для урока рисования форма работы - цветотренинг. Урок прошёл апробацию, лёгок в проведении. Используется минимальное компьютерное обеспечение (компьютер, проектор).
Предмет, класс: Изобразительное искусство
Тема урока: Страна цвета
Актуальность использования средств ИКТ: Визуализация изучаемых явлений, необходимость работы с моделями изучаемых объектов.
Цель урока: Расширение представлений детей о разных цветах и умение их различать. Хроматические и ахроматические цвета.
Задачи:
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Компьютер, оснащённый проектором.
ЭТАП 1. Организационный.
Цель: Настроить учащихся на познавательную деятельность
Фронтальная форма организации деятельности учащихся
Преподаватель контролирует наличие учебных принадлежностей, организует и настраивает на работу, информирует.
ЭТАП 2. Этап подготовки учащихся к цветовому игротренингу.
Цель. Развитие слухового и зрительного внимания.
Основной вид деятельности, средства ИКТ.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, коллективный учебный диалог.
Координирующая, направляющая мыслительную деятельность учащихся, демонстрирующая функции преподавателя.
Преподаватель организует, управляет, координирует рассуждения учащихся; демонстрирует слайды.
Звучит мелодия.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Страну цвета. Какие цвета вы знаете? Зачем нужны разные цвета? (Слайд 1)
Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме чёрной и белой. Какое настроение вызывает чёрно-белый мир?
А теперь сказка о том, как появился разноцветный мир.
Давным-давно, когда весь мир был только чёрным и белым, жили на Земле две феи (Слайд 2) – фея тьмы и фея света. Фея света озаряла весь мир чудесным светом. Когда приходила ночь, фея тьмы укрывала Землю чёрным покрывалом и все предметы становились черными-пречерными. Так они сменяли друг друга долгие века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея цвета решила подарить Земле краски. Пригласила она на землю разноцветных фей (Слайд 3).
«Добрые феи, – сказала фея света, – Вам предстоит нелёгкая работа – превратить Землю в цветную планету». И принялись феи за нелёгкую работу.
Славно потрудились феи! Преобразилась с той поры Земля и расцвета яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов.
Вопросы к детям:
Цветовой игротренинг – упражнение «Любимый цвет».
У каждого из вас есть любимый цвет. Выберите кружочек любимого цвета.
Дети выбирают кружки разного цвета.
А теперь посмотрим, на сколько вы внимательны. Сейчас я буду называть предметы, а вы поднимаете кружок того цвета, который имеет этот предмет. Если предмет может быть двух и нескольких цветов, поднимаете несколько кружочков.
Приготовились – слушайте. Апельсин, снег, море, небо, василёк, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыплёнок, туча, трава, ворона, заяц.
Молодцы, вы очень хорошо поработали! Но вот над нашим городом сгустились тучи (педагог шуршит конфетными фантиками). Кажется, шумит необычный, цветной дождь. Закройте глаза и послушайте. Подставьте ладони под разноцветный конфетный дождь (педагог кладёт в ладошки разноцветные конфетки). А теперь найдите своих одноклассников, у которых конфеты такого же цвета и поменяйтесь местами, найдите стол с вашим цветом.
ЭТАП 3. Повторение раннее пройденного материала.
Цель: Постановка и решение основной цели урока.
Основной вид деятельности с использованием средств ИКТ.
Коллективно-распределённая деятельность учителя и учащихся, коллективный учебный диалог.
Организующая, направляющая , координирующая, информационная, демонстрационная функции преподавателя
Преподаватель организует и направляет деятельность учащихся.
Учитель: Посмотрите, прямо на столе лежит какое-то письмо. Его бумага пожелтела от времени. На письме написано: «Прочти меня, странник». Кто такой странник? (Тот, кто приехал из далекой страны). По-моему, странники в стране цвета, как раз мы с вами.
Дети читают письмо: Этот город — Белый город.
Он под белым полотном.
Очевидно, этот город
Околдован колдуном.
Ты, мой странник,
Не спасуешь,
Ярких красок припасешь,
Белый город расколдуешь,
Разрисуешь и спасешь!
Но чтобы спасти город мы должны вспомнить какие цвета бывают. Презентация к уроку.
А теперь, храбрые странники, вы должны спасти белый город.
У каждого города Страны цвета должна быть своя палитра. Палитра – это цвета, которые использует художник. А теперь один человек из группы выберет палитру для вашего года.
Дети выбирают название цветов (теплые, холодные, звонкие, глухие, родственные).
Практическая часть
Создание цветного города. По шаблону дети раскрашивают площадь города.
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Анализ коллективный
Обратимся к некоторым работам. Здесь хорошо подобран цвет. Эти работы очень аккуратны.
Этап 4. Этап закрепления.
Цель: Подготовка к выставке работ.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ.
Самостоятельная, коллективная форма организации деятельности учащихся
Контролирующая функция преподавателя
-Ребята, а теперь мы можем увидеть страну Цвета на доске.
Этап 5. Этап информации о домашнем задании.
Цель: Объяснение домашнего задания.
Коллективная форма организации деятельности учащихся.
Информационная, организаторская, управленческая функции преподавателя
Промежуточный контроль.
Нарисовать цветик-семицветик, объяснить, почему вы выберете эти цвета.
Ответы на вопросы по домашнему заданию.
Этап 6. Рефлексия.
Цель. Первичный этап формирования «Я-концепции». Вовлечение учащихся в процесс самопознания.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ.
Форма организации деятельности учащихся. Учебный диалог.
Организаторская функции преподавателя.
Преподаватель оценивает, стимулирует.
Ребята, для кого работа оказалась несложной?
А кто испытывал трудности? Какие? Кто считает, что ему еще многое нужно узнать о цветах? Наше путешествие походит к концу.
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с красотой вокруг нас.
Приложение 1: Презентация Страна цвета.
Приложение 2: Сказка.
Автор: Старцева Марина Александровна, учитель изобразительного искусства Белоярской СОШ № 1, п. Белый Яр, Сургутский район.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень понравился Ваш урок! Множество интересных моментов, как с точки зрения психологии, так и с точки зрения цветописи. Желаем удачи!!!
Уважаемая Марина Александровна, интересная, достойная работа! Успехов, удачи в творчестве!
К сожалению, плохо разбираюсь в тонкостях музыки и ИЗО как учебных предметов, но первое восприятие Вашей работы - замечательно!Думаю, я не ошиблась!
Здравствуйте! Очень хороший урок! Дети учатся видеть, чувствовать и изображать красоту. Спасибо! Желаю удачи!
Как психологу, мне очень близки такие "чувственные" уроки! Удачи!
Здравствуйте, Марина Александровна! С большим удовольствием познакомилась с вашей работой. Ставлю пять. Удачи!
Грамотно сформулирована цель урока (первое слово существительное) и задачи (первое слово глагол). Этапы урока чётко прослеживаются. Интересная сказка подобрана. А вот презентация "Страна цвета", по-моему, немного не соответствует теме урока: буквы теряются на фоне слайдов.
Светлана Александровна! Огромное спасибо за комментарий и за внимание к работе. По поводу презентации - спасибо огромное за замечание. Учту - и правда теряются:)
"Повторить теплые и холодные, звонкие и глухие". Что - цвета? Не знала, что они бывают звонкие и глухие.
"Что интересного вы узнали в сказке?" - Правильнее- "из сказки". Есть много вопросов к пунктуации.
Почему не прописан этап 4-5 и частично 6?
У меня дочь учится в 3-м классе и мне кажется, что такой урок ей был бы куда интереснее в первом классе, а я бы провела его вообще в подготовительной группе детсада.
Ева Владимировна, спасибо Вам огромное за комментарий и за такое пристальное внимание к моей работе. Опечатки, и правда, в неё закрались. Но вот по поводу Вашей неуверенности в надобности и уместности урока - смею не согласиться с Вами. Так как, во-первых, тема и наполнение урока были не придуманы мной, а разработаны, согласно программе, по которой мы занимаемся, а во-вторых, урок уже проходил апробацию и был встречен учениками с восторгом и интересом, как раз в третьем классе. Цвета, как средство изображения окружающей действительности, также бывают и звонкими, и глухими. В этом можно убедиться, если обратиться к книге Н.Н. Волкова "Цвет в живописи" . Ещё раз спасибо за замечания. С наилучшими к Вам пожеланиями.
Очень приятно ощущать поддержку. Тем более, что участие в этом интернет-проекте для нас в новинку.
Любовь Владимировна, спасибо Вам огромное за поздравления и за поддержку. Ваше мнение для меня очень важно!
От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!
Наталия Васильевна, спасибо огромное за добрые слова! Признаюсь, радостная весть пришла к нам совсем неожиданно!