Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Урок в 1-ом классе с применением ИКТ по программе В.В. Алеева, Т.Н. Кичак.
Цель урока: Показать значение динамики в создании музыкального образа.
Задачи урока:
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока:
Е. Поплянова «Начинается урок» (пение).
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, Наталья Даниловна.
II. Повторение тем прошлых уроков. Разговор об осени, какая она бывает. Характер: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно, грустно, печально, жалобно, уныло, весело (слайд 2).
Пение песни А. Филиппенко «Мы на луг ходили» с движениями.
III. Просмотр мультфильма по сказке Ю. Короткова «Эхо» (название детям не говорится) (слайд 3). Дети сами должны определить, о чём этот мультфильм, и постараться назвать тему урока.
Ссылка на мультфильм: http://files.mail.ru/DVJQ7Y
Тема сегодняшнего урока «Музыкальное эхо» (слайд 4). Нам предстоит с вами разобраться, как создаётся музыкальное эхо (динамика) и как оно влияет на характер музыкального произведения.
А для начала давайте послушаем произведение норвежского композитора Эдварда Грига. Я не говорю, как оно называется, придумайте название этому произведению сами. Слушаем (слайд 5). Ссылка на музыку http://files.mail.ru/LUVZMV
После прослушивания дети высказывают свои впечатления, дают название произведению. Беседа о музыке. После этого учитель говорит настоящее название произведения (слайд 6).
- А кто-то из вас был в горах? (ответы детей) (слайд 7). Сейчас мы попробуем нарисовать картину «Эхо в горах». Выполняется упражнение «Эхо в горах». Дети друг за другом повторяют ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. В процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух и память, чистота интонирования.
- Где ещё можно услышать эхо? (ответы детей)
- А как нам отвечает эхо? (ответы детей)
Интересно, что слово «эхо» было знакомо людям давно. Древние греки считали, что эхо – это некое живое, невидимое существо, которое всё время наблюдает за человеком и природой. Так они назвали нимфу, потерявшую способность думать и говорить. Нимфа Эхо могла лишь повторять чужие слова или их окончания.
Разучиваем песню Е. Попляновой «Эхо».
- Как отвечает эхо на вопросы? Повтором? Верно. Я вас спрошу: «Сколько времени сейчас?» Что ответит мне эхо? Ну, конечно, «Час! Час!» Вот вы и стали эхом. А чтобы играть было веселей, эхо свои ответы будет сопровождать действиями. Ребята первого ряда, отвечая, будут дважды хлопать в ладоши, второго ряда – два раза притопывать, третьего ряда – дважды хлопать себя по коленям, четвёртого ряда – два раза по плечам. Готовы? Начинаем.
- Как отвечало эхо? За счёт чего получается музыкальное эхо?
Вводится понятие «динамика» (динамические оттенки) - сила звука (слайд 8). Произносим динамические оттенки с различной силой звука (слайд 9).
Piano (р) — тихо forte (f) — громко
pianissimo (рр) — очень тихо
fortissimo (ff) — очень громко
mezzo piano (mp) — умеренно тихо
mezzo forte (mf) — умеренно громко
sforzando (sf) – внезапно громко.
Давайте подберём словесные ассоциации к этим динамическим оттенкам, например: тихо – капает капель, громко – лает собака и т.д. (дети приводят свои примеры и обосновывают выбор).
Посмотрите на слайды с репродукциями картин русских художников и подумайте, если бы вы были композиторами, какую бы сочинили музыку к этим произведениям искусства – тихую или громкую, а может быть очень тихую или не очень громкую (рассуждения детей) (слайд 10).
А известны ли вам эти инструменты? (слайд 11). Ответы детей – пианино, рояль. А всё вместе называется? – Фортепиано. А откуда произошло название? (ответы детей)
IV. Закрепление темы на «Сказке про кота». (слайды 12 - 15)
Я вам сейчас расскажу «Сказку про кота». Слушайте, каким он был, и что с ним приключилось. По ходу чтения сказки называйте динамические оттенки, вписанные красным цветом.
И ещё одна сказка, но только музыкальная. Написал её русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Послушайте её. О ком эта музыка? С помощью чего композитор нарисовал такой яркий образ? (слушаем «Баба-Яга») (слайд 16).
Ссылка на музыку http://files.mail.ru/AM4QRQ
V. Ребята, вы работали сегодня на уроке дружно и активно.
- О чём же мы узнали на уроке?
- С помощью чего в музыке может создаваться эхо?
- Влияет ли динамика на настроение произведения?
VI. Д/з (вариативное – «если хотите») (слайд 17):
а) подбери дома репродукцию картины, изображающей тихие или громкие звуки;
б) к понравившемуся музыкальному произведению, прозвучавшему на уроке, нарисуй рисунок;
в) в рисунке изобрази тихую или громкую музыку.
VII. Музыкальное прощание (с применением динамических оттенков).
Литература
Автор: Топчу Наталья Даниловна, учитель музыки высшей категории МОУ СОШ №8 города Ноябрьска, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область. Стаж работы – 25 лет.
Наталья Даниловна – победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных школ ЯНАО (2009 г.); руководитель IV Всероссийской эвристической дистанционной олимпиады по музыке (2010 г.).
Фото автора Natalochka
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Из опыта работы знаю, что в большинстве школ, особенно в провинции, предмет "музыка" дают в "нагрузку" педагогам, часто никакого отношения к музыке не имеющим. Вашим ученикам повезло! Урок получился познавательным, по-настоящему музыкальным. Спасибо!
Хорошая работа, современная, информативная, стоящая...Удачи автору!
Наталья Даниловна! У Вас получилось рассказать ребятам о сложном понятии "Динамика" языком музыки, просто и эмоционально. Интересно Ваше мнение о моей работе
http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/outofcla ss/3014.html с уважением...
Татьяна Борисовна! Спасибо, что познакомились с моей работой и за хорошую оценку.
Спасибо автору за комплект грамотных методических и практических материалов к уроку музыки. Особая благодарность за информативность конспекта (радует наличие ссылок на музыкальные фрагменты и мультфильм, используемые на уроке, полный и доступный адресату список литературы). Повысит интерес к предмету в целом и к происходящему на уроке в частности презентация... Наталья Даниловна, удачи и успехов Вам в нелёгком труде музыкального воспитания современных деток...с уважением.
Светлана Александровна! Я благодарна Вам за приглашение участвовать в этом конкурсе и за высокую оценку урока. С уважением, Наталья Даниловна.
Тема урока сложная, когда-то приходилось в своём классе заниматься "Музыкой", Вам удалось "раскрыть" её грамотно и доступно, отличная работа!
Наталья Даниловна, вы молодец! Посмотрела вашу работу и говорю,
с такой подготовкой к урокам,
все ваши задачи всегда должны иметь положительный итог.
Удачи Вам!
Светлана Георгиевна, Анна Николаевна! Спасибо за достойную оценку урока.
К сожалению, я не очень хорошо разбираюсь в музыке, но сам ход урока меня заинтересовал, а презентация вдвойне этому способствует. Я очень доверяю мнению Светланы_Александровны и думаю, что урок получился замечательный.Презентация очень понравилась!
Хорошие материалы урока, а учебником ребята пользовались на уроке? Автору удачи и успехов!
Ирина, добрый вечер! Учебником мы не пользовались, так как по этой теме в учебнике один рисунок и три вопроса (которые я на уроке задавала). А ещё записано: громко - тихо.
Наталья Даниловна, несколько раз читала-перечитывала ваш конспект занятия, так и не смогла устранить для себя возникшие вопросы... поясните, пожалуйста, музыкальное эхо вы отождествляете с динамикой? Музыкальным эхом назвают средство музыкальной выразительности, которое использует композитор для переклички двух и более голосов либо контрастных тем. Музыкальный пример "В пещере горного короля" этого не раскрывает, там ведь идет сквозное наростание динамики и, что немало важно, темпа! Тут либо нехватает какой-то логической связки, либо музыкальный пример подобран неудачно.
Оксана Анатольевна, очень жаль, что Вы не поняли, почему сначала мы слушаем "В пещере горного короля". Пещера, горы, эхо в горах... Сказка! Создать образ, который поможет перейти к данной теме. А музыкальное эхо я отождествляю с динамикой.
А не с глаголами пишется раздельно.
Спасибо за ответ, Наталья Даниловна! Я буду внимательнее к орфографии, но речь шла о музыкальной иллюстрации. Ведь Вы сначала показываете мультфильм про эхо, а потом предлагаете детям послушать муз. произведение, не называя его. Как я уже сказала, никакой контрастной динамики либо приема "эхо" Григ не использует, идет сквозное развитие. Поэтому у меня и возник вопрос, к чему оно здесь? Если Вы хотели перейти к беседе, где рождается эхо, то есть прекрасная музыка Майкопара из цикла "Бирюльки", так и называется "Эхо в горах"... Я не настаиваю, просто привожу пример конкретной музыкальной иллюстрации. Она подходит для слушания в 1 классе. Кроме того, посмотрев программу, по которой Вы работаете, я не нашла в ней рекомендаций по включению произведений Грига и Мусоргского (кстати, у Мусоргского тоже есть "Гном", где динамика как раз таки очень контрастная) в эту тему, "Музыкальное эхо" (динамика). Авторы конкретизируют (динамика), а Вы пишете: "...Нам предстоит с вами разобраться, как создаётся музыкальное эхо (динамика)..." тоже как-то не по-русски.. Я желаю Вам всего самого хорошего, удачи и талантливых учеников!
Оксана Анатольевна, я прекрасно поняла, о чём Вы говорите! А слово "динамика", которое я взяла в скобки, детям на данном этапе урока не проговаривается. Оно поэтому и взято в скобки. Как-то не по-русски, по вашим словам, написано и в нотной хрестоматии и методических рекомендациях для учителя к этой программе. "Музыкальное эхо" (динамика: громко - тихо) - стр. 4. А Вы, когда готовите свои занятия, придерживаетесь только программы или вносите что-то своё? Кстати, прочитав Ваше занятие, я не со всем согласна. Ну и что?
Вам не понравился урок - прямо так и скажите. А за напоминание о музыке Майкапара (а) - большое спасибо. Готовясь к уроку, я о ней и не вспомнила.
Уважаемая Наталья Даниловна! Вы - МОЛОДЕЦ!!! Урок "Музыкальное эхо" и презентация - замечательные и заслуживают - 5. Желаю Вам творческого вдохновения, успехов, победы в конкурсе, благодарных учеников и родителей! Посмотрите, пожалуйста, мою работу в номинации "Методическая работа в ДОУ" - День рождения леса. Буду очень признательна за комментарий! С уважением Ирина Николаевна
Отличная работа, Наталья Даниловна! Желаю Вам творческих успехов и победы в конкурсе!
Наталья Даниловна, вы молодец.
Материал легко доступный,работа отличная!
Победы и удачи.Мы верим в вас!!!
Интересный, познавательный, грамотно выстроенный урок. Прекрасная презентация. На таком занятии и детям скучать-то некогда. Браво!!!
Наталья Даниловна! Поздравляю Вас со званием лауреата конкурса! А Вы очень волновались за единички. Они были у всех вышедших в финал. Разум всегда побеждает и лучшие работы в финале. Осталось совсем немного подождать, чтобы узнать победителей. Мы с вами в одной номинации. В любом случае, если вы будете победителем, я буду рада за вас! Удачи в дальнейшей работе!
Здравствуйте, Наталья Даниловна! Поздравляю Вас с выходом в финал 2-го этапа конкурса "МПИ"! Ваша работа имеет инновационную направленность, радует наличие презентации и ссылок на дополнительный материал к занятию. Для меня остался открытым вопрос использования музыкальных примеров в данной теме, а также хотелось бы увидеть несколько картин художников в презентации, т.к. судить об использованном Вами методе визуально-динамического сравнения по одной иллюстрации сложно. В любом случае, я благодарю Вас за приобщение детей к музыкальной культуре и за участие в конкурсе!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за поздравление! На счёт музыкальных примеров я с Вами согласна. Но на счёт картин художников - большой вопрос! На слайде 10 их только шесть. И посмотрите, какие они разные. Вы, видно, не внимательно просмотрели презентацию. На слайде 16 - 1 картина. На слайде 17, задавая д/з, я использую тоже картину художника. Не достаточно ли?
С уважением, Наталья Даниловна.
Наталья Даниловна, я внимательно смотрю все предоставленные на конкурс материалы, в слайде 10 - 1 картина, на слайде 17 - фото, а не картина. Поясните эти неточности.
Сразу хочу поправиться на счет предыдущего своего высказывания. При просмотре в полноэкранном режиме я увидела представленные Вами картины. В последнем слайде засомневалась насчет фото, ну, раз Вы говорите, что это картина, значит, так и есть. Суважением...
Оксана Анатольевна, чтобы Вы не сомневались. Картина называется "Облако", а нарисовал её А. Куинджи. На последних слайдах презентации есть все ссылки на использованные материалы. Одна из них http://www.bibliotekar.ru/kKuindzhi/8.htm
Посмотрите и убедитесь, что это не фотография.
Уважаемая, Наталья Даниловна!
Стать лауреатом Всероссийского конкурса - уже победа. Поздравляю вас! Ваша работа актуальна, методически разработана и приобщает детей к музыкальной культуре.
Спасибо за участие в конкурсе.
Здравствуйте, Наталья Даниловна! Очень хорошая работа, ставлю пятерку!