Цель урока: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Задачи урока:
Материал и инструменты: бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: презентация, иллюстрации из книги, работы учащихся.
Музыкальный ряд: музыка Л.Бетховена.
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Объяснение нового материала
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я хотела бы начать наш урок с прекрасных строк.
Дивясь, внизу он видит пред собой,
Как в небольшом пространстве совместилось
Для услаждения человека все,
Что лучшего произвела природа,
И даже больше: небо на земле! (Д. Мильтон)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о памятниках архитектуры. Давайте вспомним, что они несут в себе, о чем нам рассказывают. (Ответы детей).
Учитель: Но не только архитектурные памятники и дома украшают города, а так же места, где можно отдохнуть душой. Пожалуй, нет ни одного города, в котором не было бы скверов, парков, бульваров. Они словно зеленые островки в городе. Здесь, как и в лесу, зеленеет трава, растут деревья, поют птицы. Только все устроено для людей.
Давайте узнаем ребята, как все начиналось, и заглянем в историю создания парков. Когда-то давно, когда архитекторы создавали красивые дворцы, замки, как например, замки Италии. Они старались украсить территорию, которая прилегала к зданию. Архитектор работал совместно с садовником, чтобы создать неповторимый стиль и атмосферу в парке. Раньше каждый парк был частным владением, и только гости, приглашенные хозяином дворца, могли прогуливаться по живописным дорожкам и аллеям парка.
На рубеже XVIII-XIX вв. многие дворцовые парки утратили придворный характер и превратились в общедоступные места, куда при наличии приличного костюма могли приходить все желающие. И такие публичные парки приобрели новые названия – бульвары.
Они возникли во многих городах, обычно вблизи рыночных площадей, на месте скрытых городских крепостей. Так появилось московское Бульварное кольцо и Александровский сад. Постепенно бульвары превратились в излюбленное место прогулок простого народа. Но еще сохранились в большинстве российских городов, дворцовые городские парки, скверы и бульвары.
Показ иллюстраций из книги и слайдов презентации.
Учитель: Сейчас, оказавшись в парке, мы можем увидеть, как и в те далекие времена, дорожки, посыпанные цветным песком, клумбы и газоны самой невероятной формы, деревья с необычной стрижкой в форме шара или пирамиды, полюбоваться красотой фонтана или мраморных скульптур.
Человек как бы подчиняет себе природу, изменяет ее. Вот почему о парках говорят «зеленое строительство». Создатели парка должны продумать все до мелочей и спроектировать его как целостный ансамбль. Парк, разбитый внутри города, предоставляет человеку приятную возможность освободиться от чрезмерного давления города, отдохнуть на лоне природы.
Даже поэты воспевали красоту садов и парков. Здесь был особый мир, где душа человека отдыхала. Ребята, как вы думаете, какое может быть назначение у парка?
Дети: Старинный, детский, парки-музеи.
Учитель: Для чего предназначены перечисленные парки?
Дети: Старинный парк – рассказывает нам об истории. Детский парк – предназначен для отдыха и развлечения взрослых и детей. Парки-музеи – для увековечивания памяти героев.
Учитель: Дети, подумайте, а как должен быть распланирован детский парк? Какое настроение он должен нести людям?
Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации с изображением элементов паркового искусства. В парках должно сочетаться все: и форма, и цвет. Как вы думаете, в какой цветовой гамме должен быть решен детский парк?
В каких парках были вы, ребята? Охарактеризуйте их.
Сейчас вместе с вами на доске мы создадим две композиции парка, в одной – мы добавим элементы старинного парка, в другой – элементы детского парка. И попробуем расставить так, чтобы сохранился стиль и при этом соблюсти все правила композиции.
Дети работают по – группам. Обсуждение, что в итоге получилось.
Учитель: Напоминаю еще раз о правилах композиции (перспектива линейная и воздушная) и о цветовом решении работы. Надо продумать: какой это будет парк, где расположить в нем дорожки, скамейки, фонтаны, скульптуру и какой они будут формы. Конечно же, оживить атмосферу парка помогут фигуры людей.
3. Практическая работа
Изобразить свой образ парка. Это может быть парк для сказочных героев, веселый детский парк или старинный (по выбору обучающихся).
Выполнить коллективные работы (одна группа детский парк, другая старинный и т.д.).
Выбор лучших работ (выбирают дети), мини выставка и обсуждение.
Выставление оценок.
4. Домашнее задание
Обратить внимание на парки, которые есть в нашем городе.
Автор: Лариса Николаевна Прокудина, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» города Энгельса Саратовской области. Фото автора.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Лариса Николаевна Вы очень творческий человек !По Вашему уроку видно ,что Вы очень любите свою профессию,ТАК ДЕРЖАТЬ!!!
Это правда! Лариса Николаевна у нас очень творческий человек. И очень скромный... Она не рассказала Вам о ПОБЕДАХ своих учеников на конкурсах Международного уровня!
Лариса Николаевна, Выш урок прекрасен тем, что дети работают в группе. Они учатся не только изображать на бумаге свои замыслы, но и уметют творчески подходить к поставленой задачи совместно выполняя работу. Желаю творческих успехов!
Вашим ученикам повезло! Спасибо за подробный конспект урока. Удачи!
Лариса Николаевна, Вы умница!! Удивительное сочетание в Вашей жизни - искусство и спорт... Надо тоже попробовать...Удачи Вам в конкурсе!!!
Лариса Николаевна, на фото видно качество детских работ: композиция, проработка, цветовое решение. Просто замечательно! Очень понравилось, как спланирован урок, как сделана презентация. Желаю успеха!