Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Урок изобразительного искуссства проведен по программе Б.М. Неменского в 4 классе.
Цели урока:
Оборудование:
Зрительный ряд:
Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Брюллова «Гадающая Светлана», К.Коровина «Северная идиллия», К Маковского «У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и иллюстрации русского народного костюма.
Литературный ряд:
Музыкальный ряд: запись русских народных песен.
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Давайте вспомним какие темы мы уже изучили. (Слайд № 1).
Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.
II. Объявление темы.
Тема нашего урока: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве» (слайд №2).
III. Целеполагание.
Учитель: Давайте определим цели нашего урока. Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?
VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.
А каким вам представляется женский образ? В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.
Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?
Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. ( Слайд № 3).
Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Ученик: Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.
Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. (Слайд №4).
Ученик: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. (Слад № 5).
Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.
Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.
Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?
Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. (Слайд №6).
Учитель: Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.
Рубаха – основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. (Слайд №7).
Учитель: Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками.
На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов. (Слайд №8).
Учитель: На юге России вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы. (Слайд №9).
В праздничные дни голову украшали дивным убором – кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.
V. Творческая работа.
Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы. Что вы должны показать в своей работе? Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.
(Во время работы звучат русские народные песни.)
Учитель: Ребята, ваши работы мы расположим на доске.
(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске).
(Исполнение песни с детьми).
VI. Подведение итогов работы.
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме? Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.
Приложение: Запись «Варламов. Красный сарафан» (в формате wav).
Приложение: Запись «Во поле береза» (в формате mp3).
Автор: Слизкая Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории МОУ «СОШ № 13» города Славгорода Алтайского края, стаж работы по специальности – 7 лет.
Светлана Николаевна в свободное время увлекается вязанием, вышиванием, разведением цветов. В 2009 году участвовала в городском конкурсе «Учитель года 2009». Ее ученики занимают призовые места в городских и краевых конкурсах.
Фото автора SLIZKAYA
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Светлана Николаевна,интересный получился у Вас урок, хорошее визуальное и музыкальное сопровождение.Скажите, а выступления детей -это домашнее задание? Дальнейших успехов в Вашем творчестве!
Любовь Владимировна! Большое спасибо за ваши отзывы о моём уроке.
На уроке были показаны картины великих портретистов и дети рассказывали об этих картинах. Описание картины было домашним заданием, где дети подбирали необходимый материал. К уроку мы вместе с детьми этот материал отредактировали, взяв только те сведения, которые будут касаться темы урока.
Светлана Николаевна! Отличный урок у Вас получился: познавательный, красочный, музыкальный, нацеленный не только на процесс обучения, но и на результат, настоящий урок искусства! Современные требования предусматривают наличие списка литературы и ресурсов ...Удачи Вам и новых творческих достижений! С уважением...
Спасибо, Светлана Николаевна! Урок получился познавательный, эмоциональный, надеюсь, и работы детей получились на славу.
Светлана Николаевна! Присоединяюсь к отзывам коллег, замечательное занятие! Рассматривая фотографию, обратила внимание, как по-разному дети выполнили задание, русские красавицы в сарафанах и кокошниках получились наславу.
На Вашем уроке видна практическая деятельность учеников. Урок практической направленности всегда лучше, чем красивые разговоры по теме... Спасибо!
Урок интересный, познавательный, присутствуют элементы проектной, исследовательской деятельности. Работа очень достойная! С наступающим Новым годом!
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!
Светлана Николаевна, замечательный урок, великолепная идея для презентации результата! Очевиден и общий итог, и индивидуальный вклад. Результат оправдывает методическую разработку. Желаю дальнейших творческих успехов!