Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Тема: «Выражение целей, намерений человека через конструкцию и украшение»
Цели:
I. Организация. Сообщение темы урока, его целей.
Тема нашего урока: «Выражение целей, намерений человека через конструкцию и украшение».
Цель: Будем учиться воспринимать окружающую жизнь: прекрасное и безобразное; творчески пользоваться собственной фантазией; закреплять навыки пользоваться художественными материалами – цветными мелками; инструментами – белой бумагой, ножницами.
II. Вступление.
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем. («Воздушный корабль» М.Лермонтов)
– Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по морю-океану.
– Путешествие начнем с истории средств передвижения по воде. С каких же средств началось передвижение?
– Посмотрите на данные средства передвижения и назовите их во время чтения рассказа в нужном месте:
1. В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но вот заметили: реку можно переплыть на ….. (бревне). Подгребай ладонями, да смотри не перевернись.
2. А потом придумали: привязали бревно к бревну. А к этому бревну еще бревно. И получился ….. (плот). Устойчивый, только тяжелый. Ладонями его с места не сдвинешь. Стали от дна отталкиваться длинным ….. (шестом).
3. Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась первая …. (лодка) – долбленка. Можно двигать лодку шестом, но удобнее широким …. (веслом). На лодке мог быть один гребец или несколько.
4. Проходит время и люди поняли: лодка и без весел может плавать, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами … (парусами), прикрепленными к распоркам – мачтам и реям. А чтобы вода через край не заливалась – стали доски прибивать по бокам. Так постепенно научились строить большие корабли.
Работа со словарем:
– Посмотрите на карточку, на которой даны изображения парусников, начиная с древнейших египетских и кончая современными (карточки лежат на партах у каждого ученика). Приложение 1.
– Найдите парусник под № 10. Прочитайте название. Кочи можно назвать тружениками северных морей.
– № 11. «Полтава» была первым линейным (большим военным) кораблем. В строительстве принимал участие Петр I, который считается основателем русского кораблестроения. (портрет)
– № 12. На корабле «Святой Павел» держал свой флаг адмирал Ушаков. (портрет)
– К уроку вы приготовили сообщения о Петре I и адмирале Ушакове. Расскажите об этих выдающихся личностях России (предварительно класс был разделен на две группы, каждый ученик в группе готовил свое сообщение).
– № 15. Фрегат «Паллада» (трехмачтовый военный корабль) прославился своим кругосветным плаванием на Дальний Восток в 19 веке.
– Сравните древние (первые) египетские парусники и более современные.
– Подумайте, а в наше время есть парусники?
– Да. Это учебные и научные суда. Учебный барк «Крузенштерн» – один из крупнейших современных парусников. Во Владивостоке – учебные парусники «Паллада» и «Надежда», на которых лучшие курсанты военно-морских учебных заведений уходят в кругосветное плавание.
– А теперь давайте еще раз вспомним тему нашего урока.
III. Подготовка к практической работе.
(Грамзапись. Отрывок из «Сказки о царе Салтане»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусахМимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
– Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?
– Флот царя Салтана идет в гости к князю Гвидону. (иллюстрация)
– Как вы думаете, какой это флот по внешнему виду? (праздничный, нарядный, добрый, радостный).
– Наперерез торговым кораблям Салтана вышел флот пиратов. Пираты – кто это? (морские разбойники)
– Как вы думаете, их флот по внешнему виду будет какой? (не праздничные, а хищные, устрашающие).
– Для каких целей он предназначен?
– Конструкция (т.е. постройка), украшения помогают человеку выразить свои намерения, сообщить о них другим. (– Хочу устрашить! – Хочу радовать!).
Плакат – распределить суда на добрые и разбойные. Приложение 2.
– Но злой волшебник стер все формы и краски. Корабли нельзя различить. Приложение 3.
IV. Практическая работа.
– Ваша задача: помочь мастеру постройки и мастеру украшения раскрыть намерения каждого флота с помощью конструкций кораблей и их украшений (цвет, орнамент и т.д.)
– Продумайте каждый из вас форму корабля-парусника, украшение, а затем сформируйте флот с добрыми намерениями и флот пиратов. На выбор! Кто-то конструирует добрый флот, кто-то – злой.
Техника безопасности при работе с ножницами.
V. Формирование двух флотов.
Каждый ребенок выходит к доске со своим парусником и прикрепляет его к нужному флоту.
VI. Подведение итогов.
– Мы справились с задачей урока?
– Построили корабли?
– Смогли выразить цели, намерения человека? Через что?
Автор: Лылова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 25 г.Дальнегорск, Приморский край. Стаж работы – 13 лет. Участвовала в российском фестивале «Открытый урок», в районном конкурсе «Мой классный – самый классный». Работаю над развитием творческих способностей своих учеников. Мои ребята активно участвуют в российских, краевых, районных конкурсах и занимают призовые места. Летом с семьей люблю отдыхать на берегу Японского моря.
Фото автора Эрудит
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.