Цель: научить школьников изображать осенние перемены в природе при помощи смачивания бумажного листа.
Задачи:
1. Ознакомление детей с нетрадиционным способом рисования – живописи по мокрому слою бумаги.
2. Создание атмосферы эффективного взаимодействия внутри детского коллектива.
3. Коррекция и развитие речи через участие в групповой беседе и ответы на вопросы в развернутой форме.
4. Совершенствование тонкой моторики при помощи пальцевой гимнастики и в процессе практической работы.
5. Развитие творческого воображения через создаваемые образы.
Материал: листы плотной бумаги, вода в ванночке (мисочке) для «проявления» фотографий, краски «гуашь», кисти, кусочки поролона, клеенки, тряпочки, простые карандаши, музыкальное оформление.
I. Оргмомент
1. Приветствие, эмоциональный настрой.
– Ребята, мы собрались с вами сегодня на очень интересное занятие.
Игра «Солнечный зайчик» (по Н.П. Слободяник).
Цель: снятие эмоционального напряжения.
– Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носике, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтоб не спугнуть. Погладь голову, шейку, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь свой животик. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя. И ты погладь и подружись с ним.
2. Правильная посадка, осанка.
II. Основная часть
1. Введение в тему.
Игра «Спаси птенца» (по Н.П. Слободяник)
Цель: ознакомить детей с методами саморегуляции.
– Ребята, представьте себе, что вы находитесь в тундре, там холодно. А у вас в руках маленький беспомощный птенец. Согните руки в локтях, приблизьте их к себе. Спрячьте птенца в ладони, подышите на него, согревая своим ровным дыханием. А теперь раскройте ладони, посмотрите, ваш птенец радостно расправил крылышки. Погладьте его. Помогите ему взлететь – дети вытягивают руки вперед и вверх ладонями. Птенец улетел. Улыбнитесь ему вслед, не грустите. Он еще прилетит к вам.
– Какое сейчас время года?
– Почему птенчику было холодно одному?
– Какие приметы осени вы знаете?
– Как называется лес на Севере?
– Какие краски у осенних деревьев?
– Какие деревья тундры вы знаете?
– Как выглядит трава осенью?
– Подумайте и скажите, что мы сегодня будем рисовать?
– Сегодня мы поучимся рисовать тундру осенью. Тема нашего занятия: «Тундра осенью». (Открываю запись на доске).
2. Послушайте стихотворение.
Сосны на опушке, до небес верхушки
Слушают стоят…
А внучата-ёлочки, тонкие иголочки у лесных ворот
Водят хоровод..
Ребята, какие деревья описаны в этом стихотворении?
– Как растут сосны? (картинка)
– Как растут ели? (картинка)
– Какие деревья вы еще видели в тундре?
3. Упражнение «Угадай».
Цель: коррекция и развитие слухового восприятия.
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Стоят в поле сестрицы –
Платьица белёны – руки золочёны.
(Берёзы)
– Молодцы, отгадали. Ребята, какие деревья вы будете рисовать?
– Какие цвета можно использовать, чтобы изобразить осенние деревья?
– Какого цвета осенью бывает небо?
– Какие краски (цвета) нам понадобятся?
4. Знакомство с новой техникой.
– Ребята, художники знают много секретов, благодаря которым можно добиться выразительной передачи образов. Я хочу вас познакомить сегодня с рисованием по мокрому слою бумаги. Этот способ рисования очень поэтично передаёт красоту природы (деревьев, кустарников).
– Для работы нам понадобятся: листы плотной бумаги, вода в ванночке для проявления «фотографий», краски «гуашь», кисти, кусочки поролона.
5. Демонстрация технического приема рисования по мокрому слою бумаги.
– На листе плотной бумаги сначала нарисуем изображения деревьев и кустарников простым карандашом, чтобы потом легко было обвести эти образы – прорисовать. Далее этот лист при помощи кусочка поролона с лицевой стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.
6. Повторение правил по технике безопасности.
– Ребята, подумайте, что еще я не назвала (очень нужное) для нашей творческой работы? (Клеёнки, тряпочки).
Для чего мы используем клеёнки?
– Для чего нам нужны тряпочки или салфетки?
7. Творческая практическая работа. Пальцевая разминка.
Я смотрю из окна на осенний наш сад,
Как опавшие листья уныло кружат.
Устилают собой они понемногу
Крышу дома и двор и ложатся к порогу…
Лишь один боязливо прижался к стеклу,
Словно просится в дом: захотелось к теплу.
(Светлана Пшеничных)
Дети выполняют разминку вместе с воспитателем.
– Желаю вам творчества!
(Включается музыка и в процессе работы воспитатель подходит к каждому ребенку, если тот нуждается в помощи).
Готовые работы выкладываются на отдельный стол для просушивания.
– Ребята, большей выразительности в работах можно достичь при условии повторного обращения к рисункам после просушивания и прорисовки. Прорисовать образы деревьев или кустарников можно фломастерами или карандашами. (При необходимости показ прорисовывания).
III. Заключительная часть
1. Анализ работ.
– Ребята, вам понравилось наше занятие?
– Кто готов мне рассказать, что хотел нарисовать.
– С каким новым способом изобразительной деятельности мы познакомились?
– Какие цвета использовали для передачи образов осенних деревьев или кустарников?
2. Заключительное слово воспитателя.
– Как много цветов вы постарались использовать! Молодцы, ребята! Желтый цвет так ярко смотрится на фиолетовом фоне!
– Ребята, кто еще не прорисовал поярче стволы и ветви, подождите, пока просохнут ваши листы.
– Всем спасибо за работу! Вы настоящие маленькие художники!
Автор: Резниченко Наталья Александровна, воспитатель, Норильская общеобразовательная школа-интернат для детей с ОВЗ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.