Тема: Путешествие по Арктике.
Цель: Уточнить и систематизировать природоведческие знания у учащихся, воспитывать любовь к природе, к своей Родине.
Задачи:
Оборудование и материалы: ноутбук, презентация, лист формата А3, гуашь, акварель, кисти, карандаши, фотографии, иллюстрации.
1. Организационный момент.
Учащиеся садятся в круг на ковер лицом к друг другу.
Педагог: Сегодня на занятии мы с вами узнаем, что такое исследование, поучимся наблюдать, и отправимся в путешествие, а куда вы догадаетесь сами.
2. Актуализация знаний.
Педагог: Что такое исследование?
Выслушивается мнение детей, подводится итог.
Вывод. Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
Вывод. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы.
Практические наблюдения.
Педагог: Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.
Задание (Приложение №1): Какие животные здесь нарисованы? Сколько их всего? Какие животные обитают на территории с холодным климатом и вечными льдами?
4. Физкультминутка
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд,
Полетел наш самолёт,
Приземлился он на лед
Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны. Поворот через правое плечо.
Поворот через левое плечо. Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на льдине – снег, снег,
И под льдиной – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь!
Дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»; руки постепенно поднимаются вверх – вдох. Приседают, опуская руки – выдох. Опять встают и поднимают руки – вдох. Приседают, опускают руки – выдох. Сильно понижают голос.
На цыпочках бегут по кругу. На последних ловах «медведь» просыпается и бросается ловить детей.
Педагог: как вы думаете куда мы попали? (Ответы детей). Правильно в Арктику. Именно в Арктике мы будем путешествовать и наблюдать.
5. Составление плана исследования.
В ходе коллективного обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, являющемуся одновременно планом работы.
ПЛАН РАБОТЫ
Вывод: Таким образом мы составили план исследования снежного королевства под названием Арктика.
Педагог: Сегодня две девочки приготовили фотографии, а мы составили презентацию. Давайте рассмотрим собранный материал.
Просматриваем презентацию и педагог рассказывает:
Снежные ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Ночи длинной в полгода, черной и непроглядной. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния-сполохи: зеленые, красные, синие. Но наступает конец и долгой полярной ночи. Однажды краешек солнца, одна макушка, появится из-за горизонта. Свет его еще багровый и тусклый, но как все рады солнцу и свету! Начинается праздник солнца, праздник весны. В Арктику пришел день. День тоже полярный, долгий. Солнце перестает заходить, и во всей суровости и красоте открывается взору страна звонких льдов и пушистых снегов.
И всюду жизнь: видимая и невидимая. Не заметны на белом снегу белые песцы и медведи, зато хорошо видны белые чайки на черной воде и черные тюлени на белых льдах.
А сколько весной жизни на птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в серых скалах эхо.
Давайте проведем опыт «Как маскируются животные».
Желтым мелком нарисуем птичку на белой бумаге. Накрываем птичку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает к нам в глаза. Красный цвет – нечистый, как мы знаем он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Поэтому животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Поэтому большинство животных Арктики имеют белую окраску.
Педагог: Как вы думаете трудно быть исследователем? Что нужно сделать чтобы наше путешествие нам надолго запомнилось? Правильно нужно нарисовать, а прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
6. Пальчиковая гимнастика.
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком
По Арктике пройдём пешком.
Произносим слова и поочерёдно загибаем пальчики.
7. Практическая работа
Домашнее задание: продолжить сбор материала по теме исследования.
Это интересно: Кто что умеет.
8. Анализ работ.
Педагог: Мы с вами путешествовали, наблюдали, читали книги беседовали со взрослыми, рисовали. Материал собран. Теперь перед вами стоит задача: проанализировать содержание ваших рисунков и рассказать что вы исследовали и за чем наблюдали. Что показалось вам наиболее сложным, интересным?
Автор: Романова Анна Александровна, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД Шилкинского ДДЮ, г.Шилка Забайкальского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.