Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Методическая копилка педагога дополнительного образования»
Каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями. Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников.
В соответствии с Рабочей концепцией одарённости, 2003 году разработанной Министерством образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети» под одарённым ребёнком понимается ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Представление об одарённости, изложенное в данной «Концепции», в значительной степени расходится с привычным представлением об одарённости как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребёнка. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления.
Мы в своей работе исходим из принципа, что каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями.
Иначе, в случае с одной стороны систематизированной работы педагогов, направленной на развитие детской активности и таланта, а, с другой стороны, пассивности родителей, эта работа будет неплодотворной и безрезультатной, можно сказать «игрой в одни ворота».
Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников. Следует отметить, что в развитии одарённости особое значение имеет собственная активность ребёнка.
При разработке основной общеобразовательной программы, нами были принято решение, что часть, формируемая участниками образовательных отношений, будет направлена на развитие одарённости в художественно-эстетическом направлении.
В своей работе по развитию одарённости исходим из того, что ребёнку необходимо создать условия для развития его активности и максимальной реализации внутренних предпосылок выдающихся достижений в художественно-эстетическом направлении.
Система выявления одарённости в рамках образовательной деятельности строится следующим образом:
1. Выявление детей, обладающих яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеющих внутренние предпосылки для таких достижений в художественно-эстетическом направлении – путём наблюдения за активностью, результатами продуктивной деятельности и успехами ребёнка.
2. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, которое предполагает создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей:
3. Создание условий для развития активности детей, в том числе совместной деятельности родителей и педагогических работников по развитию талантливости ребёнка путём проведения концертов, мероприятий, выставок художественных работ и декоративного творчества, а также создание условий для участия ребёнка в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах, в том числе интернет-конкурсах.
4. Поощрение детей, проявивших выдающиеся достижения в художественно-эстетическом направлении в таких формах как: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне образовательной организации.
5. Работа с педагогическим коллективом путём проведения обучающих семинаров-практикумов, мастер-классов по вопросам выявления, создания условий и последующей работы с яркими детьми.
Цель развития детской художественной одарённости состоит в приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Развитие детской одарённости художественно-эстетической направленности осуществляется в рамках вокальной студии «Аккорд» и изостудии «Волшебная косточка». В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка и его художественной одарённости, раскрытию творческих способностей. Занятия проводятся на добровольной основе всех участников образовательных отношений.
На занятиях создаются условия для развития активности ребёнка путем предоставления свободы творчества, свободы выбора, метода и техники художественного исполнения замысла.
В последнее время наметилась тенденция увеличения количества детей, обдающих яркими достижениями или предпосылками для таких достижений, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом практическая деятельность показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья обладают также предпосылками для ярких достижений.
Таким образом, работы по выявлению одаренности у детей интегрируется с коррекционной работой. В том числе, занятия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии «Аккорд» и изостудии «Волшебная кисточка» позволяют ребёнку раскрыться, преодолеть психические нарушения развития личности, социализироваться.
Полученные результаты художественной деятельности ребёнка (рисунки, поделки) являются материалом для последующей работы педагога-психолога с ребёнком по коррекции имеющихся нарушений и позволяет оценить психическое состояние ребёнка. Выступая и принимая участия в разных мероприятиях у тетей появляется возможность на самоутверждение.
Таким образом, мы пришли к выводу, что работа по выявлению и развитию одаренности как в художественно-эстетическом направлении, так и в других областях развития, является не работой одного педагога, а является совместной работой всех участников образовательных отношений (самих детей, их родителей и всех педагогических работников).
На основании изложенного, предлагаем:
Составитель: Казанцева Лариса Алексеевна, учитель музыки, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» п. Рябчинка Искитимского района Новосибирской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.