Регистрация

Обобщающий урок – игра «Лесная школа» во 2 классе

  • 11 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

 Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Урок музыки предназначен для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. На уроке учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями М.П. Мусоргского и Римского-Корсакова. Тема: Выразительные и изобразительные интонации.

Урок ориентирован для использования учителями музыки, музыкальным руководителям, учителям начальных классов.

Цель урока:

  • Знакомство с музыкой Мусоргского и Римского-Корсакова.
  • Прививать ребятам желание услышать и понять замысел композиторов.
  • Беречь здоровье детей. 

Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия, улыбкотерапия, музыкально-рациональная психотерапия, арт-терапия, релаксация.

    Задачи урока:

    • Познакомить ребят с музыкальными терминами: интервалы: прима, терция, квинта. Закрепить понятия «зерно – интонация», паузы – четвертная, половинная.
    • Развивать вокальные навыки и эмоциональную сферу учащихся.
    • Развивать у детей творческое воображения, музыкальную память, чувство ритма, приобщение детей к образно – эмоциональному строю музыки, развивать слуховые навыки, умение анализировать музыку, сравнивать, обобщать.
    • Через искусство музыки воспитывать в ребятах любовь к живой природе, к Родине Учить беречь красоту родного края.
    • Повышать мотивацию через наглядные средства обучения.

    Ценность проекта:

    • Четкая мотивация способствует развитию познавательного интереса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, придает радостное настроение и улыбку.
    • Мультимедийные возможности оставляют у ребят приятные эстетические переживания, помогают с помощью визуального просмотра лучше запомнить и понять новые теоретические знания, помогают развивать мыслительные способности в процессе разгадывания музыкальных ребусов и загадок. Способствуют увлечению детей в мир культурных поисков и самосовершенствования.
    • Игра на музыкальных инструментах способствует практическому усвоению понятий «зерно – интонация», тема, интервал, пауза.
    • Позволяет осознать себя в роли настоящего музыканта – исполнителя.

    Данный проект позволяет обучая, одновременно воспитывать и оздоравливать ребят. Применение здоровье сберегающих технологий на уроках музыки решает задачу современной школы – создание условий для сохранения здоровья учащихся.

    Используются активные методы обучения: игра на музыкальных инструментах, беседа – диалог, рисунки учащихся «Как я вижу музыку», разгадка музыкальных ребусов.

    1. Озвучивание музыкальной сказки

    Озвучивание музыкальной сказки

    2. Составляем и разгадываем музыкальные ребусы

    Составляем и разгадываем музыкальные ребусы

    3. Рисуем и рассказываем о музыке

    Рисуем и рассказываем о музыке

    Оформление и оборудование:

    • Музыкальный центр, фортепиано, ноутбук, видеопроектор, экран.
    • Детские музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, фортепиано. Маски и элементы костюмов: дятла, кукушки, петуха.
    • Песня «Лесной марш». Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского. 

    Ход урока

    Показываются слайды приложения 1.

    1. Организационный момент: вход в класс под русскую народную песню «Во поле березка стояла»

    Музыкальное приветствие учащихся: Попевка – диалог «Родина моя», исполняется приемом «эхо» учителем и учащимися.

    • «Родина моя – русская земля
    •  Дружно здесь живем, весело поем
    •  Добрый день, добрый день
    •  Добрый день всем!»

    2. Введение в тему урока. Звучит фонограмма пения птиц в лесу.

    Эпиграф урока: «Целый мир от красоты, от велика и до мала…» (А.Фет).

    • Вы с этим согласны?

    С помощью русской народной песни и музыки мы с вами очутились в сказочном лесу. И, продолжая изучать «Выразительные и изобразительные интонации», я расскажу вам сказку «Полезная песня»

    • Какие инструменты вы видите перед собой?
    •  Вспомните, что «зерно – интонация» – это носитель музыкального образа. 

    Учитель читает сказку «Полезная песня», озвучивая роли героев на фортепиано.

    Сказка «Полезная песня» (Слайды Приложения 2).

    После прослушивания сказки дети ищут ответы на поставленные вопросы учителя на cлайде

    • Это интервал «прима» – кратчайшее расстояние между нотами

    Вопросы:

    • Из скольких нот состоит «зерно – интонация» темы Дятла?
    • Найдите на слайде запись темы Кукушки?
    • Из скольки нот состоит «зерно – интонация» темы Кукушки?
    • Куда движется мелодия: вверх или вниз? Плавно или скачком?

    Скачок через одну ноту вниз или вверх называется интервалом «терция»

    Озвучивание сказки «Полезная песня» детьми.

    Слушание «Хор птиц» из пролога оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

    • Обратите внимание на оркестровое вступление к хору
    • Сколько голосов вы услышали и чей голос узнали?

    Чтение сказки «Дятел, кукушка и петух» учителем с озвучиванием на фортепиано. (Слайды Приложения 2). 

    И так решили спор: «Раньше всех встает наше cолнышко и легкий ветерок, потом просыпаются птицы, звери, насекомые разные. И тот, кто первый увидел cолнышко и пропел ему свою песню, тот и встал раньше всех» С веселого многоголосного пения птиц начинается каждый новый день Все радуются жизни и свету!

    • Сколько действующих лиц в сказке?
    • Назовите новое действующее лицо в сказке и найдите его тему на слайде.
    • Из скольких нот состоит «зерно – интонация» темы Петушка?
    • Как движется мелодия поступенно или скачком?

    Интервал от ноты «до» до ноты «соль» называется «квинтой».

    • Есть ли в теме Кукушки паузы? Какие?

    Озвучивание сказки «Дятел, кукушка и петух» детьми.

    3. Физкультминутка (Здоровьесберегающая технология). Приложение 3.

    Улыбкотерапия. Упражнение «Столб достоинства».

    • Какую роль играет природа в жизни человека? А для каждого из вас?
    • Почему человек должен беречь природу?
    • А как вы себя ведете на природе во время отдыха? 

    А сейчас мы послушаем, как композиторы- классики изобразили в музыке крик петуха и кукушки. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Пусть музыка наполнит ваши сердца положительной энергией!

    Слушание: Пролог к опере «Снегурочка» Весна Н.А. Римского-Корсакова и «Рассвет на Москве – реке» М.П. Мусоргского из оперы «Хованщина».

    • Какой вариант вам больше понравился? Почему?

    4. Итог урока. Обобщение. Рефлексия.

    Наш урок – игра «Лесная школа» подходит к концу.

    • Что нового мы сегодня узнали, чему научились?
    • Какие понятия закрепили?

    В заключении я бы хотела сказать: «Помните, что природа наш лучший друг! И относиться к ней нужно с любовью и пониманием! Берегите красоту живой природы!». Исполнение песни«Лесной марш», муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

    Здоровьесберегающая технология Голос – индикатор здоровья.

    Задание: Улыбнитесь и спойте песню Ю.Чичкова, сл. П.Синявского «Лесной марш» образно, с настроением.

    Обращаясь к эпиграфу нашего урока, перефразируя известного писателя,

    Мы говорим, на сердце руку положа:
    «Пусть будет в человеке все прекрасно:
    И мысли, и поступки, и душа!»

      5. Оценивание учащихся

      А сейчас посмотрите на эти лица и скажите, какая картинка соответствует нашему сегодняшнему настроению? (горе, печаль, радость, удивление). С каким настроением вы покидаете сегодняшний урок? Изобразите это настроение на своих лицах!

      Минута релаксации (если останется время).

      6. Домашнее задание (творческое).

      • Зарисуйте музыку, звучащую на уроке.
      • Составьте музыкальные ребусы из нот.
      • Слушайте музыку природы с целью релаксации .
      • Послушайте в Интернете музыку композиторов – классиков со звуками природы. Запомните название и композитора.

      Выход из класса под песню «Дружат музыка и дети» Ю.Чичкова.

      Приложение 1: Презентация Лесная школа.

      Приложение 2. Музыкальные сказки. Физкультминутка. 

      Автор: Ларина Людмила Михайловна, учитель музыки, высшая категория, МБОУ «Икрянинская СОШ», Астраханская область. Педагогический стаж 35 лет

      5 из 5 звезд
      (голосов: 3, сумма баллов: 15)

      Получайте бонусные рубли за вашу активность!

      Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

      Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

      Похожие публикации

      Комментарии (7)

      , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


      Елена Ивановна 11.02.2013 в 05:13

      Уважаемая Людмила Михайловна! Вы предоставили отличный практический материл! Судя по вашей разработке, наличию разнообразных средств на занятии, используемых приёмов,заданий, можно сделать вывод, что детям очень интересно на занятии. Вам первые 5 баллов! Жду на своей страничке.

      Ирина Николаевна 11.02.2013 в 12:46

      Уважаемая Людмила Михайловна! Содержание, иллюстративный и музыкальный материал, активные методы обучения - вот что отличает представленный вами урок-игру. Думаю, что в Вашей копилке подобных уроков достаточно. Желаю вам успехов в их проведении!

      Ирина Владимировна 11.02.2013 в 21:23

      Уважаемая Людмила Михайловна! На вашем уроке ученики заняты различными видами деятельности, вы используете и АМО и наглядный материал.Урок продуман до мелочей.Удачи!

      Светлана Евгеньевна Первенецкая 14.03.2013 в 05:47

      Уважаемая Людмила Михайловна! Поздравляю с выходом в финал!

      Ирина Владимировна 15.03.2013 в 20:37

      Уважаемая Людмила Михайловна!Поздравляю Вас с почетным званием финалиста Всероссийского конкурса!

      Ирина Николаевна 15.03.2013 в 23:01

      Поздравляю с заслуженной высокой оценкой Вашей работы в конкурсе и желаю дальнейших успехов!

      Валентина Ивановна 16.03.2013 в 16:11

      Уважаемая Людмила Михайловна! Очень интересный урок! Поздравляю с выходом в финал! Удачи и творческих успехов!

      Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

      Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

      Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

      Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

      Онлайн тестирование для детей и педагогов

      Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

      Как стать экспертом наших конкурсов

      Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

      Мы в социальных сетях

      Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!