Регистрация

Кружковая работа по обучению росписи ткани «Страна Изо»

  • 27 сентября 2023

Комплексный (интегрированный) подход в обучении изо, его влияние на творческое развитие личности ребенка

Важность его обусловлена следующими факторами:

  • мало времени уделяется изобразительному искусству в школе;
  • потребность времени в творчески активной личности;
  • потребность культурно-эстетического воспитания подросткового поколения;
  • оторванность предметов художественного цикла от реальной жизни;
  • изолированность изо предметов от других предметов.

Интеграция – сложный структурный процесс, требующий при обучении школьников рассматривать любые явления с разных точек зрения. Благодаря этому умению обучающиеся могут применять знания из разных областей в решении одной задачи, именно это предлагает центр дополнительного обучения mika05. Обучение в нем формирует у слушателей способности самостоятельно проводить творческое исследование, развивает умение выражать себя в каком либо виде творчества.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры построения урока, специальной подготовки учащихся к процессу восприятия и осмысления информации. Формирование у школьников понятий и представлений о взаимосвязи всего, что мы знаем и что нас окружает. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общие для нескольких предметов. 

Особенности кружковой работы

Работа кружков технического и художественного творчества должна проходить в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках труда и во внеурочное время. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи. Практическая деятельность работы кружка определяется его программой, на основании которой руководитель разрабатывает перспективно-тематический план.

Занятия должны обеспечивать эстетическое и художественное развитие учащихся, носить воспитывающий характер. Здесь открывается широкая возможность для использования фантазий и творчества учащихся.

С первых практических занятий руководитель должен не только устанавливать положительный психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой, но и выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения всеми нового материала.

Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения также необходимы. 

Изложение их должно предшествовать практическим занятиям, быть логически связанным с изучаемым материалом и одновременно помогать в решении воспитательных задач.

В беседах должны найти отражение следующие вопросы, рассматривающие историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Учащиеся сознательно подходят к усвоению материала. Их интерес и активность педагог постоянно должен поддерживать, используя активные методы обучения.

Разработка блока занятий для кружка «Страна Изо» по изучению росписи по ткани

Разработка блока занятий велась нами на основе опыта работы в МОУ ДОД ЦДТ с/п Романтик, в процессе обучения детей среднего школьного возраста на кружке по изобразительной деятельности. Учащиеся обучаются в данном учреждении второй год и введение данного блока занятий в курс по изобразительной деятельности нацелено на удержание мотивации к данному виду деятельности, более глубокому проникновению в особенности ДПИ, расширение кругозора через интеграцию в обучении.

Разработка блока занятий для кружка «Страна Изо» по изучению росписи по ткани

Аннотация к блоку занятий на тему «Стихии» в технике холодный батик на кружке Изо.

Данный курс знакомит с особенностями одного из видов ДПИ-батиком. Нами был выбран для изучения и практического апробования холодный батик, как наиболее доступный для учащихся. Курс предполагает предварительное знакомство учащихся с искусством батика и знания азов рисования.

Курс разработан на основе межпредметной интеграции, что способствует соединению нескольких направлений: декоративно-прикладного искусства, как основного, истории изобразительного искусства, изучению естественных наук и окружающей природы.

Данный курс не только знакомит с техникой росписи ткани, но позволяет овладеть основами декоративной композиции, вести творческие поиски, воплощать свой замысел через овладение техникой, дает навыки работы в коллективе.

Приобретенные ЗУНы станут хорошей основой для дальнейшего изучения ДПИ, в частности, искусства батика. Это позволит более детально изучать особенности стилизации природных форм, символику цвета, а так же провести линии взаимосвязи между окружающей действительностью и природой ощущений человека, что является наиболее важным моментом в связи с преобладанием в повседневной жизни детей компьютерной реальности.

Предлагаемый нами блок занятий расширяет кругозор учащихся, развивает творческое мышление, способность к самораскрытию.

Цели обучения: познакомить учащихся с особенностями холодного батика, с историей развития росписи по ткани, с основными особенностями изображения картин окружающей действительности и стилизации природных форм; формировать умение обобщать полученные знания, находить взаимосвязь между понятиями из разных областей; воспитывать чувство гармонии, любовь и уважение к родной культуре, природе, стремление к саморазвитию.

В процессе обучения учащиеся получат знания:

  • о технологии выполнения батика;
  • об особенностях стилизации природных форм;
  • о создании декоративной композиции для холодного батика;
  • о символике цвета и форм в искусстве разных стран мира и их влиянии на процесс создания произведения, образа.

Ведущая форма организации: занятие (2 академических часа).

Основные методы обучения:

  • беседа
  • эвристический
  • наглядный
  • анализ работ.

Средства обучения:

  • учебные, наглядные пособия
  • репродукции картин известных художников
  • материалы, найденные детьми
  • педагогический рисунок на доске мелом.

Типовые задания:

  • обучающие: получение знаний из области истории развития искусства росписи ткани, знаний искусствоведческих терминов.
  • творческие: создание собственных эскизов на заданную тему и претворение их в жизнь.
  • диагностические: поисковая работа учащихся, анализ каждой работы коллективом и сравнение впечатлений коллектива с истинным мнением автора, что способствует обобщению и лучшему пониманию выполненной работы.

При организации данных занятий возможен как индивидуальный, так и дифференцированный подход к обучению. Тема занятия строится в виде вопросов, что, на наш взгляд, способствует более быстрому пониманию задач, дает возможность настроиться, подготовиться и начать размышлять на заданную тему.

Разработанный нами блок занятий способствует не только усвоению определенных ЗУНов, но и дает возможность почувствовать себя художником, так как выбранная работа достаточно объемная и требует активизации мыслительной деятельности, памяти, воображения. Для воплощения на наш взгляд данной идеи на кружке Изо необходимо присутствие детей 5-6 классов. Их накопленные знания способствуют богатству предметного мира в рисовании, необычности созданных образов, глубине осмысления выбранных тем.

Проведение подобных комплексных блоков занятий на уроках изо способно сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве и об искусстве в целом, как неотъемлемом компоненте человеческой жизни.

Выводы

  1. Нами было выявлено, что комплексный (интегрированный) подход в обучении Изо оказывает благоприятное и продуктивное влияние на процесс обучения росписи по ткани. 
  2. Разработанный нами блок занятий для кружка Изо по росписи ткани на тему «Стихии» составлен с учетом возрастных особенностей детей и постепенного усложнения поставленных перед ними учебных задач.
  3. Анализируя проведённые уроки, мы пришли к выводу, что эффективность обучение зависит от качества общения учителя с учащимися.
  4. Проведение подобных комплексных блоков занятий на уроках изо способно сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве и об искусстве в целом, как неотъемлемом компоненте человеческой жизни.
  5. Методические рекомендации разработанные нами будут способствовать качественному сотрудничеству учителя и ученика и усвоению учебного материала.

Материал предоставлен педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Мартыновой Ольгой Николаевной.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)
  • 27 сентября 2023
  • 375
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!