Комплексный (интегрированный) подход в обучении изо, его влияние на творческое развитие личности ребенка
Важность его обусловлена следующими факторами:
Интеграция – сложный структурный процесс, требующий при обучении школьников рассматривать любые явления с разных точек зрения. Благодаря этому умению обучающиеся могут применять знания из разных областей в решении одной задачи, именно это предлагает центр дополнительного обучения mika05. Обучение в нем формирует у слушателей способности самостоятельно проводить творческое исследование, развивает умение выражать себя в каком либо виде творчества.
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры построения урока, специальной подготовки учащихся к процессу восприятия и осмысления информации. Формирование у школьников понятий и представлений о взаимосвязи всего, что мы знаем и что нас окружает. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общие для нескольких предметов.
Особенности кружковой работы
Работа кружков технического и художественного творчества должна проходить в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках труда и во внеурочное время. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи. Практическая деятельность работы кружка определяется его программой, на основании которой руководитель разрабатывает перспективно-тематический план.
Занятия должны обеспечивать эстетическое и художественное развитие учащихся, носить воспитывающий характер. Здесь открывается широкая возможность для использования фантазий и творчества учащихся.
С первых практических занятий руководитель должен не только устанавливать положительный психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой, но и выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения всеми нового материала.
Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения также необходимы.
Изложение их должно предшествовать практическим занятиям, быть логически связанным с изучаемым материалом и одновременно помогать в решении воспитательных задач.
В беседах должны найти отражение следующие вопросы, рассматривающие историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Учащиеся сознательно подходят к усвоению материала. Их интерес и активность педагог постоянно должен поддерживать, используя активные методы обучения.
Разработка блока занятий велась нами на основе опыта работы в МОУ ДОД ЦДТ с/п Романтик, в процессе обучения детей среднего школьного возраста на кружке по изобразительной деятельности. Учащиеся обучаются в данном учреждении второй год и введение данного блока занятий в курс по изобразительной деятельности нацелено на удержание мотивации к данному виду деятельности, более глубокому проникновению в особенности ДПИ, расширение кругозора через интеграцию в обучении.
Аннотация к блоку занятий на тему «Стихии» в технике холодный батик на кружке Изо.
Данный курс знакомит с особенностями одного из видов ДПИ-батиком. Нами был выбран для изучения и практического апробования холодный батик, как наиболее доступный для учащихся. Курс предполагает предварительное знакомство учащихся с искусством батика и знания азов рисования.
Курс разработан на основе межпредметной интеграции, что способствует соединению нескольких направлений: декоративно-прикладного искусства, как основного, истории изобразительного искусства, изучению естественных наук и окружающей природы.
Данный курс не только знакомит с техникой росписи ткани, но позволяет овладеть основами декоративной композиции, вести творческие поиски, воплощать свой замысел через овладение техникой, дает навыки работы в коллективе.
Приобретенные ЗУНы станут хорошей основой для дальнейшего изучения ДПИ, в частности, искусства батика. Это позволит более детально изучать особенности стилизации природных форм, символику цвета, а так же провести линии взаимосвязи между окружающей действительностью и природой ощущений человека, что является наиболее важным моментом в связи с преобладанием в повседневной жизни детей компьютерной реальности.
Предлагаемый нами блок занятий расширяет кругозор учащихся, развивает творческое мышление, способность к самораскрытию.
Цели обучения: познакомить учащихся с особенностями холодного батика, с историей развития росписи по ткани, с основными особенностями изображения картин окружающей действительности и стилизации природных форм; формировать умение обобщать полученные знания, находить взаимосвязь между понятиями из разных областей; воспитывать чувство гармонии, любовь и уважение к родной культуре, природе, стремление к саморазвитию.
В процессе обучения учащиеся получат знания:
Ведущая форма организации: занятие (2 академических часа).
Основные методы обучения:
Средства обучения:
Типовые задания:
При организации данных занятий возможен как индивидуальный, так и дифференцированный подход к обучению. Тема занятия строится в виде вопросов, что, на наш взгляд, способствует более быстрому пониманию задач, дает возможность настроиться, подготовиться и начать размышлять на заданную тему.
Разработанный нами блок занятий способствует не только усвоению определенных ЗУНов, но и дает возможность почувствовать себя художником, так как выбранная работа достаточно объемная и требует активизации мыслительной деятельности, памяти, воображения. Для воплощения на наш взгляд данной идеи на кружке Изо необходимо присутствие детей 5-6 классов. Их накопленные знания способствуют богатству предметного мира в рисовании, необычности созданных образов, глубине осмысления выбранных тем.
Проведение подобных комплексных блоков занятий на уроках изо способно сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве и об искусстве в целом, как неотъемлемом компоненте человеческой жизни.
Выводы
Материал предоставлен педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Мартыновой Ольгой Николаевной.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.