В современном образовании основной акцент делается на активность обучающихся в учебном процессе, и все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия.
Однако, чтобы учащимся «передать ряд ролей», необходимо обучить их общим способам деятельности. В связи с этим в начальном образовании актуальным становится формирование таких способов деятельности, которые позволят ученику на осознанном уровне проектировать и исполнять разнообразные виды деятельности.
Разрабатывая методику обучения детей 6-10 лет, необходимо найти такой способ передачи технической информации, который был бы доступен для детей этого возраста. На наш взгляд, наиболее оптимальным для этой цели является метод моделирования, который широко используется в ДОУ, работающих по программе «Развитие» центра Л.А. Венгера, но мало используется в трудовом обучении и воспитании в ДОУ и начальной школе.
Моделирование нами используется как метод обучения, который осуществляется с помощью построения разного рода наглядных моделей. Этот метод основан на известном в обучении принципе наглядности. Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям 6-10 летнего возраста.
В моделях предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей. Для обучения детей технологии можно построить модели, отражающие структуру простейших технологических процессов. В процессе построения и использования таких моделей, дети на доступном наглядном материале, на более высоком понятийном уровне, осваивают элементарные технологические и трудовые операции.
Целью обучения по данной методике является интериоризация внешнего практического действия, в результате которой у детей должно сформироваться полноценное технологическое или трудовое умение.
Покажем на примере, как можно организовать работу по формированию умения организовывать рабочее место в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий.
Специфика этого этапа. Предварительное ознакомление с действиями по организации рабочего места. Выбор ориентиров. Фронтальная форма организации работы.
На первом занятии, перед началом работы учитель предупредила детей о том, что во время работы следует соблюдать порядок на рабочем месте, то есть, все материалы и инструменты класть на определенные места, так, чтобы рабочее место было свободным от посторонних предметов.
По заданию учителя перед началом работы дети подготовили рабочее место к работе. Выполняя трудовую операцию, они убирали карандаш и ножницы на край стола, кисточку – на подставку или оставляли в баночке с клеем. В процессе работы дети нарушали порядок на парте и постоянно искали под обрезками или заготовками тот или иной инструмент, часто отвлекались от работы, отвлекали соседей и не успевали вовремя сделать изделие.
По окончании работы учитель обратила внимание детей на то, в каком беспорядке находятся их рабочие места. Рассмотрев несколько детских работ, выполненных небрежно, дети убедились, что неаккуратные работы получаются из–за неправильной организации рабочего места. В ходе беседы о том, как нужно подготовить рабочее место перед работой, учитель показала, как удобнее располагать предметы на рабочем столе.
Специфика этого этапа. Формирование действий в материализованном и материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций. Фронтальная форма организации работы. Контроль осуществлялся за выполнением каждого действия.
На 2, 3, 4, 5 уроках с детьми была еще раз проведена беседа о соблюдении порядка на рабочем месте, были разъяснены основные правила техники безопасности при работе с инструментами и правила гигиены. На втором занятии учитель познакомила детей с моделью «Твое рабочее место», рассказала о правилах пользования моделью во время работы и как пользоваться моделью для наведения порядка на рабочем месте до и после работы. Здесь же были разъяснены правила построения данной модели и правила ее преобразования.
На всех последующих уроках учитель показывала, как можно преобразовать построенную модель. Строилась новая модель, а дети раскладывали предметы так, как было указано в модели.
Для более прочного освоения умения нами были разработаны игровые упражнения.
На пятом уроке необходимо провести контрольный срез знаний с целью проверки степени осознанности производимой операции.
Приведем, к примеру, прием проверки уровня сформированности умений по организации рабочего места.
На столах детей учитель разложила в установленном порядке шаблон, карандаш, кисточку, клей, ножницы, резак, проволоку, гвоздь, молоток. Среди названных предметов имеются такие, которые дети еще не использовали на уроках технологии, но представления об их использовании у них имеются.
Детям дается задание запомнить порядок расположения всех предметов, затем сложить все предметы на середину парты. После чего учитель на время отвлекает внимание детей. С этой целью можно загадать загадки. Дети отгадывают 2–3 загадки. После этого учитель предлагает разложить на прежнее место все лежащие на столе предметы.
Анализ практической деятельности показал, что более 75% детей не могут запомнить место, где находились молоток, резак, гвоздь. Это говорит о том, что дети еще не осознанно организовывают свое рабочее место. Необходимо было вести работу над расширением технических знаний и учить детей правильно распределять предметы по группам «Материалы» и «Инструменты».
В таких случаях на последующих уроках необходимо продолжить работу по расширению технических знаний детей: организовать деятельность, направленную на абстрагирование, анализ, синтез, классификацию, сериацию с целью осознанного и прочного усвоения новых понятий и терминов.
Специфика этого этапа. Действие остается еще не развитым, но все более обобщенным. Фронтальная, групповая формы организаций деятельности. Контроль и взаимоконтроль эпизодический. Все производимые детьми действия еще проговаривать вслух. На 6–12 уроках детям можно предложить серию заданий, способствующих обобщению и сокращению производимых действий.
Наблюдения показали, что в процессе такой организации деятельности, дети стали более внимательно относиться к организации рабочего места, поправлять тех, кто допускает ошибки или содержит рабочее место в беспорядке. Значительные сдвиги происходят в умении детей рассуждать, доказывать правильность решения трудовой задачи и своего выбора.
Специфика этого этапа. Сокращение действия. Действие выполняется «про себя». Форма организации деятельности детей – фронтальная, групповая, индивидуальная. На данном этапе большинство детей легко считывают изображения, редко допускают ошибки, но все еще пользуются моделью. Для развития умения можно предложить следующие задания.
Фронтальная форма организации деятельности детей.
Индивидуальная форма организации деятельности детей.
1. Рассмотри внимательно аппликацию. Подумай, какие материалы и инструменты потребуются для изготовления этого изделия. Выбери из набора карточек изображения тех предметов, которые потребуются для работы. Построй модель «Твое рабочее место».
На четвертом этапе завершается работа по формированию умения организовывать рабочее место. Для более эффективной организации трудового воспитания детей можно использовать игровые методы, персонажей из знакомых сказок и книг: Самоделкин, Торопыжка, Карандаш и др. Дети знают этих героев, их привычки и стараются во многом помочь своим друзьям.
Самоделкин – умный, веселый, добрый, всегда придет к другу на помощь, всегда что–то мастерит.
Торопыжка – всегда куда–то спешит, не любит выслушивать инструкции, допускает в работе много ошибок, бросает работу, не закончив ее.
Карандаш – рассудительный, любопытный, любит играть, рисовать.
В результате такой организации обучения дети быстро осваивают и осознают логику развертывания мыслительной деятельности, в то же время учатся рационально осуществлять ее в соответствии с характером трудовой ситуации. Технологическое умение становится все более гибким и легко переносится в другие виды деятельности.
Окончательно определенная структура умения организовывать рабочее место почти у всех детей складывается лишь в 1–2 классе и состоит из следующих компонентов:
Знания – о назначении инструментов и материалов; о свойствах материалов и функциональных особенностях инструментов; правил техники безопасности, гигиенических правил; о порядке расположения всех необходимых предметов на рабочем место.
Умения и навыки – соблюдение точности отдельных движений в выполнении операции; самостоятельное определение места каждого предмета на рабочем месте; соблюдение порядка до конца работы; уборка рабочего места по окончанию работы.
Систематическое использование модели «Твое рабочее место» формирует культуру труда учащихся и способствует успешному достижению его результатов.
Автор: Шухардина С.Б.,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Мне очень понравилась ваша статья. Простой и доступный метод обучения. Дети действительно не умеют организовать своё рабочее место, поэтому работы небрежные, а с парт всё падает и мешает сосредоточиться на уроке остальным учащимся. Спасибо!