Регистрация

Как правильно провести комбинированный урок технологии?

  • 17 сентября 2009

Структура комбинированного урока технологии представляет собой модель простейшего технологического процесса, состоящего из следующих этапов:

  • мотивационного (сообщение целей и задач урока, рассматривание и анализ образца, эскиза, рисунка и др.)
  • организационного (планирование, инструктаж и изучение технической документации, изучение правил техники безопасности, организация рабочего места)
  • практического (самостоятельная работа, контроль и коррекция трудовых движений и действий, оценка способов обработки, разметки, сборки и др.)
  • контрольно-оценочного (подведение итогов и оценка конечных результатов деятельности).

Таким образом, на уроке технологии учащимся предоставляется возможность реализовать свои способности во всех компонентах преобразовательной деятельности.

Постановка цели урока

Конструирование любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели. Анкетирование учителей начальных классов показало, что многие педагоги затрудняются в определении цели урока и чаще всего выражают ее в следующей формулировке: «Сделать закладку для книг» или «Сделать открытку» и т.п. Тогда как основным акцентом обучения технологиям является обучение способам преобразования различных материалов, энергии, информации, биологических объектов и т.д., поэтому цель предстоящей работы на уроке должна выражаться другой формулировкой, например: «Продолжить формирование умений и навыков по обработке тонких видов бумаги» или «Формировать умения работать инструментами для обработки ткани», аналогично формулируется тема урока или занятия.

Планирование задач урока

Исходя из поставленной цели, учитель планирует решение определенных задач на уроке –  образовательных, развивающих, воспитательных.

Для примера представим фрагмент конспекта урока технологии в 1 классе.

Тема: Работа с цветной бумагой и картоном. Обработка бумаги обрывом. Аппликация «Мой любимый зверек».

Цель: Учить ручным способам обработки бумаги.

Задачи:

1. Формировать знания о свойствах бумаги. Дать представление о способе обработки бумаги обрывом. Учить преобразовывать заготовки: фигуры простой геометрической формы из цветной бумаги – в детали задуманной формы. Закрепить умения соединять детали клеем, располагать задуманное изображение в центре листа картона.

2. Учить планировать предстоящую деятельность, строить наглядную модель «План работы», конструировать в материализованном виде процесс изготовления изделия с помощью схематических инструкционных карт.

3. Проверить умения работать по модели «Твое рабочее место» и сохранять порядок на рабочем месте.

4. Развивать мышление, воображение, память, речь; умение соизмерять и сравнивать, наблюдать и делать обобщающие выводы; зрительную и кинестезическую ориентировки; мелкие мышцы рук. Развивать чувство цвета и формы.

5. Воспитывать умение внимательно слушать инструкции, осуществлять задуманное.

Педагог, планируя предстоящий урок, должен четко сформулировать задачи, которые он поставит перед детьми. Детям, в свою очередь, для достижения высоких результатов необходимо иметь ясное представление о том, по каким показателям и критериям будет оценена их деятельность.

Например: «Сегодня на уроке я научу вас обрабатывать бумагу обрывом. Я проверю, умеете ли вы делать нужные по форме детали. Помните ли вы правила приклеивания деталей? Для того чтобы работа получилась аккуратной, вам пригодятся эти знания.

Чтобы не совершать ошибок в работе, рабочие планируют свою работу. Сегодня мы тоже будем учиться планировать работу и работать по построенному плану.

К нам на урок пришел Самоделкин, он хочет работать вместе с нами. Покажем ему, как мы умеем красиво трудиться?»

Мотивационная часть урока

В организации мотивационной части урока учитель должен решить одну из важных педагогических задач – побудить желание ребенка освоить новую трудовую операцию, способ обработки, способ сборки и т.д. с целью получения наилучших результатов труда.

С этой целью учитель может использовать словесные методы обучения, игровые приемы, впечатления проведенной накануне экскурсии, организовать наблюдения и опыты, применять наглядные и технические средства обучения, компьютерные технологии.

Важным моментом мотивационной части урока для учащихся 6-7 летнего возраста является логическая подготовка. Этот этап должен органично вплетаться в канву урока. Цель проведения логической разминки – подготовить мышление ребенка к выполнению конкретных мыслительных действий и операций на практике. Этот этап урока проводится по усмотрению учителя, но значение его очень важно, когда формирование технологических умений находится на начальной стадии их формирования.

Анализ образца изделия

Одним из важнейших этапов урока является анализ образца изделия. Обучение действиям по анализу образца изделия учитель может проводить в организационной части урока. Когда алгоритмические действия по анализу образца освоены детьми, этот процесс решает, скорее всего, задачи мотивационного характера.

По нашим наблюдениям, анализируя образец изделия, дети 6-10 лет, если их специально не обучать этому, выделяют лишь яркие, выразительные или крупные детали, не отмечая их конструктивных особенностей и положения в пространстве.

Если не научить детей комплексному анализу образца изделия, то очень трудно обучить их умению делить технологический процесс на отдельные этапы, планировать предстоящую деятельность, в точности выполнять требования дизайн спецификации и оценивать результаты труда.

Планирование как один из основных компонентов урока

Планирование предстоящей деятельности является одним из основных компонентов в организационной части урока. Планирование предстоящей деятельности по изготовлению изделия представляет собой процесс деления ее на логически завершенные этапы и построения алгоритма выполнения трудовых операций – плана работы. Этапы изготовления изделия могут быть представлены в следующей последовательности:

  • выбор материалов и инструментов;
  • разметка деталей;
  • обработка материалов;
  • сборка изделия;
  • отделка дополнительными деталями.

Алгоритм предстоящей деятельности может быть выполнен в виде знаковой или графической модели. Учителя часто используют для этого готовые карточки или выполняют запись плана работы на доске.

Наблюдения показывают, что ученики со 2 класса умеют планировать предстоящую работу: выделяют логические завершенные этапы труда, строят цепочку последовательных операций по изготовлению конкретного изделия. Обучение планированию предстоящих действий позволяет ребенку на более высоком, осознанном, уровне выполнять трудовые действия и операции в практической части урока. Чтобы процесс планирования сделать осознанным, можно использовать игровые или проблемные методы обучения.

Пример 1. «Дети! Торопыжка решил сделать кормушки для птиц. Посмотрите, как он спланировал свою работу. Все ли он предусмотрел? (В плане работы отсутствуют одно или два звена.) Давайте, исправим ошибку, которую сделал Торопыжка и поможем ему построить план работы».

Пример 2. «Дети! Воспитатель младшей группы детского сада обратилась к нам с просьбой сделать персонажей для пальчикового театра. Давайте поможем малышам и сделаем персонажей для трех спектаклей. Разделимся на три группы, каждая группа будет работать по своему плану. План работы  вы построите из набора карточек». После этого каждой группе выдается набор карточек, на которых в схематической форме представлены этапы труда.

В процессе планирования обычно выясняется, что некоторые трудовые операции дети выполнить затрудняются или не знают техники их выполнения. В данном случае проводился первичный инструктаж.

Первичный инструктаж на уроке

Первичный инструктаж представляет собой инструкцию о правильном выполнении конкретной трудовой операции. Методика проведения инструктажа для молодых учителей имеет свои сложности. Это связано с недостатком педагогического опыта, трудностями в выборе точных формулировок и правильном использовании технической документации и др. Иногда первичный инструктаж и планирование работы учителя объединяют в один этап, что не дает ясного представления о требованиях дизайн-спецификации.

Более точное представление о требованиях дизайн-спецификации дает использование инструкционных карт, таких методов как пояснение, объяснение, моделирование. Наглядной моделью, позволяющей сформировать точные представления о выполнении трудовой операции, могут быть образцовые, точные действия учителя. Требования дизайн-спецификации позволяют объективно провести оценку и самооценку практических движений и действий учащихся, вовремя скорректировать эти действия для достижения высоких результатов труда.

Подготовка рабочего места

На организационном этапе работы осуществляется подготовка рабочего места. Рабочее место – зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или выполнением работ.

Наблюдения показывают, что формированию данного умения уделяется не достаточно внимания в практике преподавания. Конечная цель организации рабочего места – оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы.

Если в детском саду рабочее место готовит воспитатель, давая подчас образец не совсем удобного для работы расположения предметов, то в начальных классах этому виду деятельности уделяется еще меньше внимания. В результате дети не выполняют элементарных требований по технике безопасности, т.к. в процессе практической деятельности постоянно ищут то нужный инструмент, то необходимый материал. Таким образом, формирование культуры труда при такой постановке дела становится проблематичным.

Учителю необходимо помнить, что в организации рабочего места необходимо соблюдать следующие требования.

1. Достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования.

2. Наличие зоны свободного действия, т. е. участка, на котором сконцентрированы оборудование, инструмент, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться. В любой работе необходимо определить рабочую позу и, исходя из индивидуальных характеристик, организовать рабочее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало.

3. За каждым рабочим инструментом, оборудованием, приспособлением должно быть закреплено определенное место.

4. Достаточное естественное или искусственное освещение рабочего места, соответствующий нормам воздухообмен, температура и влажность.

Эффективное влияние на формирование умений по организации рабочего места оказывает использование наглядных моделей. Модель «Твое рабочее место» можно использовать в работе в качестве средства формирования политехнического словаря и умения организовывать рабочее место. Методика работы с данной моделью проста. Использование в модели изображений реальных предметов в виде ярких рисунков (для детей 6-7 лет) и в виде геометрических фигур (для детей 8-10 лет) делает доступным восприятие этой модели для разных возрастных групп.

На этом завершается организационный этап или, как его называют в производстве, «технологическая часть» процесса изготовления изделия. Основной характеристикой его является преобладание интеллектуального компонента деятельности. Наблюдения показывают, что практикующие педагоги редко оценивают этот вид деятельности. Хотя во многих программах по трудовому обучению ясно обозначены требования по формированию технологических знаний и умений.

Оценка деятельности детей на всех этапах урока позволяет выделить детей склонных к умственному труду или к практическому труду, выявить детей с низким уровнем воображения, памяти, образного и логического мышления и вести с ними соответствующую коррекционную работу.

Процесс изготовления изделия с помощью инструментов, станков, приспособлений относят на производстве – к трудовой части производственного процесса. Основной характеристикой его является преобладание практического компонента деятельности. На уроке технологии исполнительная часть преобразовательной деятельности осуществляется в его практической части.

Как было отмечено, молодые учителя еще не умеют доступно и четко проводить первичный инструктаж. По этой причине в процессе практической работы деятельность их зачастую сводится к проведению вторичного инструктажа или осуществлению индивидуальной помощи детям в выполнении той или иной операции. На это уходит остаток времени, отведенного на практическую работу. Педагогическая коррекция трудовых движений и действий учащихся в практической части урока осуществляется крайне редко.

Мы спрашивали учителей, как они оценивают умение работать по плану, пользоваться инструментом, соблюдение правил безопасной работы, качество выполненной разметки или обработки материала, если оценивается готовое изделие? И вправе ли мы оценивать готовое изделие, если темп работы у каждого ребенка разный? Справедливо ли ставить отметку за все изделие, если в начале урока была дана другая установка?

Наблюдения показывают, что только 7-10 детей уходят с уроков с готовыми изделиями, отвечающими всем требованиям дизайн-спецификации. В основном это одни и те же ученики. Как же добиться высоких результатов каждому ученику при такой постановке обучения?

Результаты наблюдений практической деятельности детей показали, что до 55% первоклассников не умеют держать ножницы, придерживать шаблон во время разметки, выполнять обработку материалов резанием и т.д. Причин низкого уровня сформированности технических умений у детей несколько. К ним относятся: пренебрежение требованиями к оснащению кабинета, нехватка инструмента соответствующего физическим и физиологическим особенностям организма ребенка, низкий уровень подготовки специалиста по технологии и др.

Изучение опыта передовых учителей показывает, что необходимо осуществлять коррекцию трудовых движений и действий и давать оценку результатам отдельных этапов труда непосредственно в процессе практической работы детей.

Подведение итогов и оценка деятельности детей

Урок заканчивается подведением итогов и оценкой деятельности детей, но, как показывают наблюдения, этому этапу так же уделяется недостаточно внимания. Как правило, работа сводится к оценке готового изделия, оформлению выставки детских работ, что иногда не соответствует поставленным перед учащимися задачам.

Подводя итог деятельности, учитель зачастую задает детям одни и те же вопросы: «Что мы делали сегодня на уроке?» или «Что нового вы узнали на уроке?» Если на уроке делали аппликацию «Мой любимый зверек», ученики так и отвечают на вопрос педагога, поскольку вопрос «Что делали?» для детей означает «Какой предмет сделали?»

На вопрос «Что нового вы узнали на уроке?» ученики также не могут дать однозначного ответа – одни могли пропустить предыдущие уроки по причине болезни, другие были невнимательны на уроке. Поэтому, необходимо задавать такие вопросы, на которые ученики могли бы дать однозначные ответы. Например:

  • Дети, назовите правильно изделие, которое вы сегодня сделали.
  • Каким способом вы научились обрабатывать бумагу?
  • Как зовут веселого человечка, который приходил к нам на занятие?
  • Какое полезное качество рабочего человека мы осваивали вместе с ним?
  • Почему важно планировать свою работу?

Процесс изготовления изделия на любом производстве завершается техническим контролем. Занятия и уроки так же должны завершаться оценкой конечных результатов труда всего коллектива, группы или ребенка. На этом этапе работы, на основе сопоставления проектируемых задач, разработанных требований дизайн-спецификации и полученных в процессе деятельности результатов, у ребенка должно сформироваться ясное представление о своих достижениях.

Если оценивание результатов труда проводится систематически и по тем критериям, которые оговорены в процессе разработки дизайн-спецификации изделия, то со временем ребенок научится самостоятельно находить ошибки в работе и причины своих неудач. Поэтому, анализируя работы детей, необходимо задавать вопросы, которые помогли бы найти им правильное решение трудовой задачи. Например:

  • «Объясни, почему деталь, которая должна быть круглая, у тебя не получилась?»
  • «Как ты думаешь, почему на выполненной тобой аппликации не приклеились края деталей?»

Мониторинг формирования технологических умений у детей 6-10 летнего возраста показал, что умение подводить итоги деятельности и оценивать результаты своего труда, при условии, что данная работа будет проводиться на каждом уроке, к концу обучения в начальных классах может осуществляться детьми самостоятельно.

Автор: Шухардина С.Б.,
кандидат педагогических наук, доцент 

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)
  • 17 сентября 2009
  • 11624
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана 20.10.2009 в 19:36

Сложно? Нисколько! Попробуйте.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!