Одна из важнейших задач современного образования – организация педагогической диагностики в трудовом обучении учащихся начальных классов. Педагогическая диагностика всегда объективна и дает точную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в школе. Основными и необходимыми компонентами диагностирования являются контроль и оценка. Если контроль и оценка проводятся систематически и целенаправленно, они превращается в средство руководства организованным самопознанием.
Задача учителя состоит в том, чтобы объективно оценить степень соответствия фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным результатам, направление и причины отклонений от поставленных целей обучения. Как показывает практика, на уроках технологии осуществляется контроль и оценка в основном трудовых умений. В то же время разработчики технологического подхода к образованию указывают, что в современном способе производства проблема «с помощью чего делать?» переместилась на проблему «каким образом, как делать?», то есть способы действия становятся центром всех технологий.
В технологическом образовании педагогический процесс рассматривается как целостная динамическая система. По сути, процесс изготовления изделия на уроке технологии, является моделью простейшего технологического процесса. Наблюдения показывают, что в начальных классах дети имеют скудные представления о том, как организовать рабочее место, не умеют сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы, испытывают трудности при планировании и оценке результатов труда, не знают способов преобразования и использования необходимой информации и т.д. А это неизбежно ведет к получению низких результатов труда. В существующей ныне системе трудового обучения (1 час в неделю) не представляется возможным реализовать целостный процесс изготовления изделия. Чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть урока затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я». Контроль и оценка деятельности детей осуществляется, чаще всего, по совокупности выполненных практических действий – за готовое изделие, а действия по организации труда, освоению способов деятельности и самоконтролю не подвергаются зачастую ни анализу, ни оценке. При такой организации урока технологический и контрольно-оценочный компоненты процесса изготовления изделия остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.
Чтобы организовать педагогическую диагностику в трудовом обучении при технологическом подходе к образованию, необходимо иметь ясное представление о некоторых компонентах технологического процесса. В простейшем технологическом процессе, осуществляемом учащимися на уроках технологии, можно выделить организационный или ориентировочный, трудовой или исполнительский и контрольно-оценочный компоненты.
Организационная часть технологического процесса осуществляется на основе знаний о технологиях и сформированных технологических умений. Этот этап труда позволяет создать точное представление о способах выполнения предстоящей деятельности. Для выполнения исполнительской части технологического процесса необходимы технические (практические) знания, исполнительские умения или как их называют – трудовые или технические умения. Контрольно-оценочная часть направлена на осуществление контроля выполнения осуществляемых действий, коррекцию движений и действий, оценку результатов труда. Основой ее организации составляют знания и умения по анализу, оценке деятельности и ее коррекции.
Следующим шагом в реализации педагогической диагностики в трудовом обучении является выбор базового содержания учебного материала. В соответствии с общими требованиями к содержанию трудового обучения в начальных классах учащиеся должны освоить следующее содержание:
Как отмечено ранее, главным звеном в освоении технологий является обучение способу деятельности. Разные технологии требуют разных способов деятельности, однако, как показывает практика, дети младшего школьного возраста могут освоить лишь некоторые из них:
Не менее важное место в педагогической диагностике занимает четкая постановка целей и задач урока. Построение четкой системы целей и педагогических задач, определение показателей и уровней достижения определенных результатов позволяют ученику свободно ориентироваться в учебном материале и достигать желаемых результатов. В то же время это позволит педагогу объективно оценить достигнутые результаты и указать ученику оптимальные пути достижения целей.
Таким образом, на наш взгляд, организация целостного процесса изготовления изделия, ориентация на содержание трудового обучения, четкая постановка целей и задач обучения являются необходимыми условиями организации педагогической диагностики при технологическом подходе к образованию.
Автор: Шухардина С.Б.,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.