Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Из опыта использования метода проектов на уроках технологии в 4 классе.
У Л.С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития».
Каким же должен быть процесс обучения, чтобы он вел развитие за собой?
Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач образования, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах. То есть речь идет о формировании у школьника современных образовательных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, и компетенции личного самосовершенствования. А школа должна создавать условия для формирования такой ЛИЧНОСТИ.
Одной из таких технологий, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и способствующих формированию личности современного школьника, является проектная деятельность.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно.
Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.
Проектное обучение позволяет реализовать следующие цели обучения:
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
Кроме того, исключается «бесперспективность» обучения. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. А результат любого проекта именно реальный продукт, что подтверждает функцию положительной мотивации проектной деятельности. Метод проектов - это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат. Таким образом, именно такое обучение и будет способствовать развитию личности, вести развитие за собой.
В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетенции, как:
Мною был проведен комплекс из 10 проектных уроков в рамках предмета Технология. Темы:
«Введение в проектную
деятельность»,
«День святого Валентина»,
«По просторам океана»,
«Ткани: их
виды, особенности, применение»,
«Прилет птиц».
Ребята работали очень увлеченно. Анализ результатов показал, что уровень развития общеучебных и проектных умений у всех учащихся повысился на 1-3 пункта (по 5-бальной шкале).
Таким образом, анализ целей, задач, результатов проектной деятельности показывает, что данный метод обучения на сегодняшний день действительно соответствует социальному заказу общества, так как в процессе работы формируется активная творческая личность, которая способна самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, готовая к успешному взаимодействию с окружающими, стремится к саморазвитию, проектированию своей деятельности, своего жизненного пути, к свободному определению себя в профессии, в обществе.
Автор: Форманчук Людмила Витальевна, учитель начальных классов 2 квалификационной категории МОУ «Общеобразовательная Илезская средняя школа», п. Илеза Устьянского района Архангельской области, стаж работы – 7 лет.
О себе: очень люблю рисовать, осваивать новые изобразительные техники, такие как коллаж, квилинг, граттаж и др. Участвовала в районном конкурсе «Учитель года – 2009», заняла 2 место.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.