Регистрация

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций

  • 22 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Из опыта использования метода проектов на уроках технологии в 4 классе.

 У Л.С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития».

Каким же должен быть процесс обучения, чтобы он вел развитие за собой?

Результаты проектной деятельности учащихсяЭти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач образования, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах. То есть речь идет о формировании у школьника современных образовательных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, и компетенции личного самосовершенствования. А школа должна создавать условия для формирования такой ЛИЧНОСТИ.

Одной из таких технологий, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и способствующих формированию личности современного школьника, является проектная деятельность.

Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно.

Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.      В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.

Проектное обучение позволяет реализовать следующие цели обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника процесса, его самореализации и рефлексии.
  • Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, развитие коммуникабельности.
  • Развивать исследовательские умения.

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  • У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Кроме того, исключается «бесперспективность» обучения. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. А результат любого проекта именно реальный продукт, что подтверждает функцию положительной мотивации проектной деятельности. Метод проектов - это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат. Таким образом, именно такое обучение и будет способствовать развитию личности, вести развитие за собой.

В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетенции, как:

  • коммуникативная, так как ученик в процессе изготовления «продукта» деятельности постоянно взаимодействует с другими участниками проекта, высказывает свою точку зрения, аргументировано доказывает свое мнение, учиться слушать и уважать чужое мнение;
  • информационная, так как учащиеся учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации, преобразовывать её.
  • социальная (в ходе использования групповой формы учащиеся учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе);
  • продуктивная – способность создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения, принимать решения и нести за них ответственность.

Мною был проведен комплекс из 10 проектных уроков в рамках предмета Технология. Темы:

«Введение в проектную деятельность»,
«День святого Валентина»,
«По просторам океана»,
«Ткани: их виды, особенности, применение»,
«Прилет птиц».

Ребята работали очень увлеченно. Анализ результатов показал, что уровень развития общеучебных и проектных умений у всех учащихся повысился  на 1-3 пункта (по 5-бальной шкале).

Результаты проектной деятельности учащихся

Таким образом, анализ целей, задач, результатов проектной деятельности показывает, что данный метод обучения на сегодняшний день действительно соответствует социальному заказу общества, так как в процессе работы формируется активная творческая личность, которая способна самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, готовая к успешному взаимодействию с окружающими, стремится к саморазвитию, проектированию своей деятельности, своего жизненного пути, к свободному определению себя в профессии, в обществе.

Автор: Форманчук Людмила Витальевна, учитель начальных классов 2 квалификационной категории МОУ «Общеобразовательная Илезская средняя школа», п. Илеза  Устьянского района Архангельской области, стаж работы – 7 лет.

О себе: очень люблю рисовать, осваивать новые изобразительные техники, такие как коллаж, квилинг, граттаж  и др. Участвовала в районном конкурсе «Учитель года – 2009», заняла 2 место.

Фото автора

Людмила Витальевна

3.8 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 30)
  • 22 сентября 2010
  • 8814
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!