Статья посвящена описанию особенностей выявления сформированности творческого мышления и активности воспитанников, проживающих в интернатах и занимающихся в кружках по бисероплетению.
Ключевые слова
ГБУ ПНИ - Государственное бюджетное учреждение Психоневрологический интернат, стационарное учреждение, предназначенное для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Психоневрологические интернаты входят в общую систему психиатрической помощи в Российской Федерации и одновременно являются учреждениями социальной защиты населения.
Воспитанники – получатели социальных услуг, проживающие в психоневрологических интернатах.
Воспитатели – воспитатель в широком смысле – человек осуществляющий воспитание, в более узком значении – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
Социальная реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление человеком утраченных функций в обществе, утраченных социальных связей и отношений в связи с инвалидностью, возрастными изменениями или в связи с пребыванием в кризисной ситуации, обеспечивающих поддержание на определенном уровне равных с другими гражданами возможностей участия человека, имеющего определенные ограничения, в жизни общества.
Одним из основных направлений социальной реабилитации инвалидов является социально-педагогическая адаптация и создание необходимых условий развития личности инвалида, а так же профилактика отклонений в поведении, развитие воспитанников на основе формирования у них позитивных интересов и организации их досуга.
Для этого организованы в интернате различные кружки, которые являются одним из путей развития интересов, склонностей, способностей воспитанников. Кружки в нашем интернате представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.
Главная отличительная особенность кружка по бисероплетению заключается в том, в каждом воспитаннике заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно приобщить получателей услуг к этому виду искусства. Увлечение бисером, желанием узнать как можно больше об этом материале, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, улучшению памяти, развивают творческие способности.
В основу методики развития творческих способностей положен принцип, основанный на взаимодействии воспитателя и получателя социальных услуг, проживающего в психоневрологическом интернате. В процессе совместной деятельности на занятиях одной из главных задач воспитателя является создание комфортных условий, которые позволят стимулировать творческую активность воспитанника, приведут к формированию эстетического восприятия действительности и разовьют интерес к творческой деятельности.
Под обучением творчеству понимают реализацию потребности воспитанников в самореализации, самосовершенствовании, саморазвитии, самоутверждении. Поэтому воспитатель должен учитывать такие факторы как индивидуальные особенности получателей услуг, их интересы, уровень подготовленности, творческие способности и задатки и т.д. Развитие способностей средствами декоративно-прикладного искусства позволяет выработать эстетическое отношение у них к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное.
В целом декоративно-прикладное искусство как нельзя лучше способствует формированию творческого начала у воспитанников. Особенностью декоративно-прикладного искусства, которая делает занятия интересными и притягательными для получателей услуг, является разнообразие техник, видов и жанров.
Чтобы достичь поставленной цели, то есть развить творческие способности воспитанников, необходимо совершить ряд упорядоченных действий, называемых в педагогике методами, с помощью которых воспитатели решают свои задачи. В педагогике используются различные методы, которые способствуют развитию творческих способностей получателей социальных услуг.
Можно выделить методы:
Многие знают, что работа с бисером это очень монотонный труд. Действительно, бисероплетение – это кропотливая работа, которая требует усидчивости, терпения и аккуратности, но при этом она несет в себе много пользы. Наши воспитанники с удовольствием выполняют задания, воспитывают в себе самостоятельность, эстетический вкус, художественное восприятие действительности, развивают фантазию.
Начиная с самого начала, со знакомства с бисером, мы проследили, какое влияние он оказывает на развитие воспитанников. Например, на первых занятиях воспитанники с осторожностью относились к мелкому материалу, не различая цвета, формы бисера.
На следующих занятиях у них формируется уверенность в себе, появляются положительные эмоции, т.е. даже просто нанизывая бисер на проволоку, они с удовольствием импровизируют, сочетания самых разных цветов. Работая в технике параллельного низания, разбираясь с бусинками, нанизывая на леску, считая их количество, воспитанники развивают внимание, мелкую моторику рук, которая взаимодействует с воображением, координацией, двигательной памятью и речью.
При разглядывании мелких деталей и сопоставлении цветов в изделии воспитанник тренирует остроту зрения и учится тонко различать оттенки, у него развивается зрительная память. Опираясь на уже имеющийся опыт работы с бисером, знания, полученные от воспитателя, наши ребята при выполнении задания стараются привнести что-то новое в своё изделие. Это способствует развитию у них творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.
Овладение различными приемами бисероплетения: низание петельками, дугами, параллельное низание – стимулирует у воспитанников самостоятельную деятельность и, как следствие, раскрытие творческого потенциала личности. В процессе работы, когда воспитанник уже продумал схему изделия, цветовую гамму, в которой оно будет выполнено, он имеет представление о конечном виде этой вещи. Посредством этого комплекса действий у него развивается пространственное и логическое мышление.
Формирование художественного воображения происходит тогда, когда воспитанник знакомится с произведениями декоративно-прикладного искусства: различными изделиями, выполненными в технике бисероплетения, учится их анализировать, выявлять положительные и отрицательные стороны.
Также в процессе обучения этому виду декоративно-прикладного искусства закладываются основы эстетического вкуса и восприятия, поскольку эта работа непосредственно связана с цветовосприятием, гармонией и композицией. Непосредственно активизируются двигательные навыки (у получателей социальных услуг с ДЦП), восприятие, речи, игра и ряд других немаловажных аспектов психики воспитанников.
На протяжении четырех лет проводились исследования особенностей творческой активности наших воспитанников, посещавших кружок бисероплеиения. Исследования показали, что у воспитанников, занимающихся бисероплетением во взрослой группе, способность к зрительной памяти и наблюдательности выше, чем показала диагностика кратковременной и оперативной памяти. Они активнее принимают участие в организации и проведении мероприятий в интернате.
У воспитанников младшего возраста предельно низкий объем и уровень знаний, низка степень развития основных интеллектуальных функций (памяти, мышления), низок уровень общей культуры. Но, несмотря на это, активность участия в повседневной жизни, помощи друзьям, педагогам, воспитателям, сотрудникам растет с каждым годом.
Работа с бисером – занятие, которое даёт возможность получить вещи невероятной красоты, но оно требует внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает умение сосредоточенно работать и на протяжении длительного времени, повторять одинаковые движения. Бисероплетение учит воспитанника создавать вещи материального мира своими руками.
Таким образом, мы считаем, что по мере развития творческих способностей воспитанников с помощью средств бисероплетения, они переоценивают уровень имеющихся знаний, у них повышается самооценка и уверенность в своих возможностях, что влечет за собой повышение творческой активности, развитие основных интеллектуальных функций (памяти, мышления), формирует трудовые навыки.
Библиографические ссылки
Автор: Лоскутова Ирина Очировна, воспитатель, интернат для инвалидов, г. Москва.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.