Регистрация

Бисероплетение как фактор развития творческого мышления воспитанников интерната

  • 10 марта 2016

Статья посвящена описанию особенностей выявления сформированности творческого мышления и активности воспитанников, проживающих в интернатах и занимающихся в кружках по бисероплетению.

Ключевые слова

ГБУ ПНИ - Государственное бюджетное учреждение Психоневрологический интернат, стационарное учреждение, предназначенное для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Психоневрологические интернаты входят в общую систему психиатрической помощи в Российской Федерации и одновременно являются учреждениями социальной защиты населения.

Воспитанники – получатели социальных услуг, проживающие в психоневрологических интернатах.

Воспитатели – воспитатель в широком смысле – человек осуществляющий воспитание, в более узком значении – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

Социальная реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление человеком утраченных функций в обществе, утраченных социальных связей и отношений в связи с инвалидностью, возрастными изменениями или в связи с пребыванием в кризисной ситуации, обеспечивающих поддержание на определенном уровне равных с другими гражданами возможностей участия человека, имеющего определенные ограничения, в жизни общества.

Одним из основных направлений социальной реабилитации инвалидов является социально-педагогическая адаптация и создание необходимых условий развития личности инвалида, а так же профилактика отклонений в поведении, развитие воспитанников на основе формирования у них позитивных интересов и организации их досуга.

Для этого организованы в интернате различные кружки, которые являются одним из путей развития интересов, склонностей, способностей воспитанников. Кружки в нашем интернате представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.

Главная отличительная особенность кружка по бисероплетению заключается в том, в каждом воспитаннике заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно приобщить получателей услуг к этому виду искусства. Увлечение бисером, желанием узнать как можно больше об этом материале, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, улучшению памяти, развивают творческие способности.

В основу методики развития творческих способностей положен принцип, основанный на взаимодействии воспитателя и получателя социальных услуг, проживающего в психоневрологическом интернате. В процессе совместной деятельности на занятиях одной из главных задач воспитателя является создание комфортных условий, которые позволят стимулировать творческую активность воспитанника, приведут к формированию эстетического восприятия действительности и разовьют интерес к творческой деятельности.

Под обучением творчеству понимают реализацию потребности воспитанников в самореализации, самосовершенствовании, саморазвитии, самоутверждении. Поэтому воспитатель должен учитывать такие факторы как индивидуальные особенности получателей услуг, их интересы, уровень подготовленности, творческие способности и задатки и т.д. Развитие способностей средствами декоративно-прикладного искусства позволяет выработать эстетическое отношение у них к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное.

В целом декоративно-прикладное искусство как нельзя лучше способствует формированию творческого начала у воспитанников. Особенностью декоративно-прикладного искусства, которая делает занятия интересными и притягательными для получателей услуг, является разнообразие техник, видов и жанров.

Чтобы достичь поставленной цели, то есть развить творческие способности воспитанников, необходимо совершить ряд упорядоченных действий, называемых в педагогике методами, с помощью которых воспитатели решают свои задачи. В педагогике используются различные методы, которые способствуют развитию творческих способностей получателей социальных услуг. 

Можно выделить методы:

  • метод убеждения,
  • упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения задач творческого характера,
  • метод проблемных ситуаций,
  • метод побуждения к сопереживанию используется в педагогическом процессе для формирования эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире,
  • методы стимулирования,
  • методы эмоционального стимулирования,
  • методы развития познавательного интереса,
  • методы формирования ответственности и обязательности,
  • методы развития творческих способностей и личных качеств воспитанников.

Многие знают, что работа с бисером это очень монотонный труд. Действительно, бисероплетение – это кропотливая работа, которая требует усидчивости, терпения и аккуратности, но при этом она несет в себе много пользы. Наши воспитанники с удовольствием выполняют задания, воспитывают в себе самостоятельность, эстетический вкус, художественное восприятие действительности, развивают фантазию.

Работы наших воспитанников

Начиная с самого начала, со знакомства с бисером, мы проследили, какое влияние он оказывает на развитие воспитанников. Например, на первых занятиях воспитанники с осторожностью относились к мелкому материалу, не различая цвета, формы бисера.

На следующих занятиях у них формируется уверенность в себе, появляются положительные эмоции, т.е. даже просто нанизывая бисер на проволоку, они с удовольствием импровизируют, сочетания самых разных цветов. Работая в технике параллельного низания, разбираясь с бусинками, нанизывая на леску, считая их количество, воспитанники развивают внимание, мелкую моторику рук, которая взаимодействует с воображением, координацией, двигательной памятью и речью.

При разглядывании мелких деталей и сопоставлении цветов в изделии воспитанник тренирует остроту зрения и учится тонко различать оттенки, у него развивается зрительная память. Опираясь на уже имеющийся опыт работы с бисером, знания, полученные от воспитателя, наши ребята при выполнении задания стараются привнести что-то новое в своё изделие. Это способствует развитию у них творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

Овладение различными приемами бисероплетения: низание петельками, дугами, параллельное низание – стимулирует у воспитанников самостоятельную деятельность и, как следствие, раскрытие творческого потенциала личности. В процессе работы, когда воспитанник уже продумал схему изделия, цветовую гамму, в которой оно будет выполнено, он имеет представление о конечном виде этой вещи. Посредством этого комплекса действий у него развивается пространственное и логическое мышление.

Работы наших воспитанников

Формирование художественного воображения происходит тогда, когда воспитанник знакомится с произведениями декоративно-прикладного искусства: различными изделиями, выполненными в технике бисероплетения, учится их анализировать, выявлять положительные и отрицательные стороны.

Также в процессе обучения этому виду декоративно-прикладного искусства закладываются основы эстетического вкуса и восприятия, поскольку эта работа непосредственно связана с цветовосприятием, гармонией и композицией. Непосредственно активизируются двигательные навыки (у получателей социальных услуг с ДЦП), восприятие, речи, игра и ряд других немаловажных аспектов психики воспитанников.

На протяжении четырех лет проводились исследования особенностей творческой активности наших воспитанников, посещавших кружок бисероплеиения. Исследования показали, что у воспитанников, занимающихся бисероплетением во взрослой группе, способность к зрительной памяти и наблюдательности выше, чем показала диагностика кратковременной и оперативной памяти. Они активнее принимают участие в организации и проведении мероприятий в интернате.

У воспитанников младшего возраста предельно низкий объем и уровень знаний, низка степень развития основных интеллектуальных функций (памяти, мышления), низок уровень общей культуры. Но, несмотря на это, активность участия в повседневной жизни, помощи друзьям, педагогам, воспитателям, сотрудникам растет с каждым годом.

Работа с бисером – занятие, которое даёт возможность получить вещи невероятной красоты, но оно требует внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает умение сосредоточенно работать и на протяжении длительного времени, повторять одинаковые движения. Бисероплетение учит воспитанника создавать вещи материального мира своими руками.

Таким образом, мы считаем, что по мере развития творческих способностей воспитанников с помощью средств бисероплетения, они переоценивают уровень имеющихся знаний, у них повышается самооценка и уверенность в своих возможностях, что влечет за собой повышение творческой активности, развитие основных интеллектуальных функций (памяти, мышления), формирует трудовые навыки.

Работы наших воспитанников

Библиографические ссылки

  1. Абраменкова В.В., Воспитание игрой, М. Лепта Книга, 2008.-с.5-53
  2. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010. – с.106-109
  3. Конышева Н.М./Секреты мастеров,. – Смоленск, 2004.-с.108-109
  4. Петухова А.В., Муромцева О.В. Бисероплетение // Научный электронный архив. 
  5. Цирулик Н.А., Уроки творчества/ Н.А.Цирулик. – С.: Федоров, 1999. – 112 с.

Автор: Лоскутова Ирина Очировна, воспитатель, интернат для инвалидов, г. Москва.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!