Регистрация

Занятие по программе дополнительного образования детей «Волшебные узоры»

  • 2 февраля 2016

Фестиваль «Золотое рукоделие – 2015»

Вышивка – один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. В течение многих столетий вырабатывались определенные приемы исполнения вышивки, формировались характер его орнамента и колорит. Народные мастера бережно хранили мотивы вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая её.

Опытные мастерицы украшали вышивкой одежду, головные уборы, дорогие предметы быта. А вот такие вещи как полотенца, скатерти, занавески и уголки доверяли вышивать девочкам-подросткам. Такие изделия выполнялись, как правило, из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством.

Представляю конспект занятия по программе дополнительного образования детей «Волшебные узоры».

Раздел «Простые русские швы»

Тема занятия: Закрепление изученных швов «вилюшка» и «барашек». Знакомство с простым русским швом «круглый барашек».

Занятие ориентировано детей 2-го года обучения 12 лет.

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия:

  • Обучающая: объяснить технологию нового шва « круглый барашек» и научить приёмам его выполнения на основе ранее изученных швов
  • Развивающая: формировать навык планирования своей деятельности и умение использовать технологические карты и схемы в практической работе. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.
  • Мотивационная: пробудить интерес к традициям народной вышивки через освоение технологии простых русских швов.
  • Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать на принципах взаимоуважения и взаимопонимания.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, линейка, карандаши цветные, технологические карты. Иллюстрации старинных образцов изделий, вышитых простыми русскими швами, нитки мулине, канва, пяльцы, игла ручная, ножницы, наперсток, ткань для вышивания образцов, тканевые заготовки мини-полотенец.

Образовательный объект: Освоение технологии выполнения простого русского шва «круглый барашек».

Главная проблема занятия: научить детей воспроизводить, полученные знания и навыки как в теории, так и на практике.

Этапы и виды деятельности учащихся

Этап занятия

Задачи и задания на каждом этапе

Деятельность П.Д.О.

Деятельность воспитанников

1.

Организационная часть (2-3 мин)

Задача: Настроить детей на активную деятельность на занятии. 

Задание: подготовить для занятия нужный материал инструменты

Приветствие детей, выявление отсутствующих, подготовка наглядных пособий и технологических карточек, создание комфортной психологической обстановки.

Организация рабочего места.

2.

2.1.Сообщение темы занятия

(3 мин)

 

 

 

 

 

 

2.2.Теоретическая часть (10-15 мин)

Задача: Активизация опорных знаний

Задание: Сформулировать ответ на вопрос по теме прошлого занятия

 

Задача: Подача теоретического материала

Задание: Усвоить понятия исторических основ вышивки.

Сообщение темы и цели занятия.

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ. Демонстрация образцов старинных полотенец, вышитых простыми русскими швами.

Запись темы урока в тетрадь, ответы на вопросы по пройденному материалу.

 

 

 

 

Учебно-познавательная деятельность, направленная на запоминание и восприятие материала

 

2.3. Объяснение нового материала по теме занятия, показ приёмов работы (5-7 мин)

 

 

 

 

 

2.4. Устное планирование практической работы (2-3 мин)

Задача: Формирование конкретных представлений о технологии выполнения нового шва «круглый барашек».

Задание: Усвоить последовательность выполнения шва.

Задача: Развивать логическое мышление, умение рассуждать, предвидеть результат. Задание: продумывать предстоящую работу.

Объяснение, применение наглядного материала – схемы пошагового выполнения шва.

 

 

 

Контроль и корректировка работы воспитанников по составлению плана.

Зарисовка в тетради поэтапного выполнения шва.

 

 

 

 

 

 

Обдумывание, обсуждение, запись плана в тетради (по желанию).

3.

Физкультминутка

(3-4мин)

Задача: Снять усталость перед практической частью;

Задание: игра с мячом «Ты, беги веселый мячик по рукам…»

Проведение игры, контроль за физическим здоровьем детей, определение их готовности к практической работе.

Активное участие в игре.

4.

Практическая часть

(20 мин)

Задача: Обучение учащихся приемам вышивки.

Задание: использовать в работе технологические карты и схемы.

 

 

Инструктаж и
контроль за ТБ.

Корректировка осанки, расстояния между работой и глазами. Контроль соблюдением за последовательности выполнения стежков, умением использовать технологические карты.

Выполнение упражнений на обрезке (ткани) по технологическим картам и схеме.

Самоконтроль: слежение за пошаговым выполнением шва и сравнение со схемой.

5.

Физкультминутка

(гимнастика для глаз) (2-3 мин)

Задача: Снятие напряжение с глаз и мышц спины и шеи.

Задание: Активно выполнять упражнения.

 

 

 

Проведение комплекса упражнений, контроль за физическим состоянием детей, определение их готовности к практической работе.

 

Активное участие в игре.

6.

Практическая часть

(15-17 мин)

Задача: Закрепление шва «круглый барашек» в работе по вышивке края мини-полотенца.

Инд.задание: Применить в вышивке края полотенца новый и ранее изученные простые русские швы.

 

 

Инструктаж и 
контроль за соблюдением ТБ. Контроль качества выполняемых стежков.

Распределение задания, ориентируясь на качество усвоения умений и навыков и особенности психомоторного развития детей.

Выполнение общего задания.

 

 Выполнение инд. задания, привнося в него элементы творчества и фантазии.

Контроль своей манеры общаться и умением сотрудничать с товарищами в процессе работы.

7.

Заключительная часть. Подведение итогов (3мин)

Задача: Систематизация и обобщение приобретенных знаний, умений и навыков. 

Задание: Сделать самоконтроль и взаимоконтроль результатов своей деятельности

Оценка результатов работы и учебно-познавательной деятельности воспитанников. Демонстрация качественно и творчески выполненных работ.

 Самооценка и оценка результатов деятельности своего товарища.

8.

Уборка рабочего места (2-3мин)

Задача: Привитие качеств личности: трудолюбия, бережливости, аккуратности

Контроль соблюдения ТБ. Контроль качества выполняемой работы.

Уборка рабочего места, самоконтроль.

9.

Задание на дом

Задача: воспитание самостоятельности в достижении поставленной цели.

Задание: самостоятельно довести работу до конца.

Нацелить на завершение работы.

Самостоятельная работа.

Задание учащимся по рефлексии их деятельности

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

1. Чему вы научились на занятии?

 

2. Какой шов понравилось выполнять больше всего?

 

3. Каким образом выполняют шов «круглый барашек»?

 

4. Какое задание на занятии было трудным?

Как вы думаете, почему пришлось испытать затруднение?

Что нужно сделать, чтобы избежать трудностей в дальнейшем?

 

5. Что нового вы узнали на занятии о народных традициях?

 

6.Как вы оцениваете свое умение общаться на занятии с педагогом, товарищами?

 

Рекомендуемая воспитанникам литература:

1. Иванова А.А. Ручное вышивание. Простые и украшающие швы. М.: Культура и традиции, 2003.

2. Максимова М., Кузьмина М.-Вышивка. Первые шаги. (Серия «Заботы маленькой хозяйки»)- М.: Эксмо-Пресс, 1997.

Список литературы:

1. Детский творческий центр: организация методической работы/авт. - сост. С. А. Левина- Волгоград: Учитель, 2008.

2. Дополнительное образование по возрождению традиций культуры Нижегородского края. Экспериментальные авторские программы дляучреждений образования (2 часть)/Ю.К Печникова, Л.Е Макарова, Н.В.Захарова и др. под ред. Е.С.Усовой, Т.В.Дингес и др.-Н-Н. Департамент образования и науки администрации Нижегородской области,-1993 .-74с.

3. Иванова А.А. Ручное вышивание. Простые и украшающие швы. М.: Культура и традиции, 2003.

4. Красичкова Е.И. Художественное вышивание. Минск: Государственное издательство БССР,1963.

5. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология.- М.: ФОРУМ, 2009.

6. Максимова М., Кузьмина М.-Вышивка. Первые шаги. (Серия «Заботы маленькой хозяйки»)- М.: Эксмо-Пресс, 1997.-96с.

7. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992.

Автор: Педагог дополнительного образования Серегина Зинаида Борисовна.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Тонкушина Наталья 04.02.2016 в 15:01

Зинаида Борисовна, спасибо за разработку занятия! К сожалению, все этапы описаны, но не проиллюстрированы. Стоит только догадываться, как происходит поэтапное освоение шва «барашек». Если бы вы добавили презентацию, где показали то, с чем знакомили детей во время занятия, конспект был более понятен. Цель также не определена, поскольку, цели, представленные вами, больше соответствуют задачам занятия. По тому материалу, который представлен, работа больше подходит для конкурса «Моя педагогическая инициатива», хотя и там необходимо её визуальное сопровождение…
Тема сохранения народных традиций очень актуальна. Тема русского искусства, на сегодняшний день, актуальна во всем мире. То, что вы знакомите детей с вышивкой прекрасно! Осталось только расширить границы данного опыта...
Искренне желаю удачи и успеха!

Елена Елена Елена 10.01.2020 в 10:24

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!