Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Одними из важнейших среди универсальных учебных действий являются коммуникативные УУД. Именно они являются основой для плодотворного делового сотрудничества и личного общения, обеспечивают умение понимать и принимать чужую позицию, умение достаточно точно излагать свои мысли в диалогической и монологической речи, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
На базе нашей школы прошёл семинар-практикум по теме «УУД – основа достижения учащимися нового уровня качества образования», в рамках которого мною было поведено практическое занятие для учителей начальных классов.
На данном семинаре присутствовали как учителя – стажисты, так и начинающие педагоги. Я старалась так построить ход занятия, чтобы оно было интересным для всех и наиболее полезным именно для молодых учителей.
Для проведения занятия участники были разделены на группы: группа молодых педагогов, группа опытных учителей и «смешанная» группа. Право определиться с выбором группы было предоставлено молодым – они решали, объединиться ли им в отдельную группу или «примкнуть» к более опытным педагогам.
Весь семинар проходил под девизом «Одно дело – говорить много, другое – говорить дело», поэтому и этапы занятия тоже имеют своеобразные названия.
Цель занятия: Повышение компетентности педагогов в освоении способов формирования коммуникативных УУД.
1. «Повторенье – мать ученья». Цель: Повторить виды коммуникативных УУД.
Участники работают в группе. Среди предложенных карточек с названиями различных УУД предлагаю выбрать названия видов коммуникативных УУД. На доске демонстрируются выбранные названия, проходит обсуждение, коррекция.
2. «Без муки нет науки». Цель: На примере фрагмента урока продемонстрировать способы формирования коммуникативных УУД.
Учителям было предложено побыть в роли учеников на уроке технологии. Тема урока – «Конструирование из бумаги ключа».
Предполагается работа в парах – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Вначале я демонстрирую модель замка и предлагаю смастерить ключ для него. И здесь путём постановки вопросов (нужно сформулировать и записать 3 вопроса, например, цвет замка, форма замочной скважины, расположение замка), на которые я письменно отвечаю – «Да» или «Нет») нужно найти свой замок из предложенных вариантов (каждой паре соответствует свой замок): постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Например:
– Наш замок в верхнем ряду? ДА.
– Он красного цвета? НЕТ.
– Замочная скважина без углов? ДА.
Соответственно, «ученики» приходят к выводу, что им нужно смастерить ключ для синего замка с замочной скважиной в виде овала.
Был один случай, когда «ученики» не справились с этим заданием. Они задали вопросы:
– Наш замок красного цвета? НЕТ.
– Он синий? НЕТ.
– Он находится в верхнем ряду? НЕТ.
Соответственно, по полученным ответам предполагается два варианта – два жёлтых замка.
Затем «ученики» решают, каким должен быть этот ключ – договариваются о его форме, цвете, этапах выполнения работы – разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация. Следует отметить, что нарочно не все нужные материалы и инструменты были подготовлены для каждой пары – таким образом, возникала необходимость делового общения не только в паре, но и с остальными «учениками». В ходе работы слежу за общением «детей», при необходимости корректирую – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. После выполнения работы проведена взаимооценка – участники высказали мнение, какая группа работала более слаженно, не мешала другим. Сделали вывод – повлияло ли умение договариваться, знание этических форм общения на результат работы.
Заключительным этапом работы по конструированию замка является такое задание: написать на своём ключе «кодовое слово» – определить личностную характеристику человека, способного «найти ключ» к любому собеседнику – социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению илидеятельности – и доказать, почему именно это качество при общении является доминирующем. Все названные качества также были продемонстрированы на доске, и затем уже каждый участник лично «проголосовал» за одно из них (самое важное, на его взгляд). Здесь лидерство поделили «общительность» и «доброжелательность».
Как дополнение к основной теме, на этом этапе я попросила участников назвать, какие виды познавательных и регулятивных УУД, прослеживались в ходе данного фрагмента урока. Было отмечено, что помимо коммуникативных УУД здесь реализуется формирование личностных УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание) и регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование).
3. «Какие сами – такие сани». Цель: провести тестирование по выявлению уровня коммуникативности педагогов.
В заключении учителям был предложен тест В.Ф.Ряховского.
Благодаря этому тесту учителя выявили уровень своей коммуникабельности, ведь учитель должен быть примером во всём для своих учеников. Тем более, если не будет налажен контакт, могут возникнуть серьёзные проблемы не только при общении, но и в учебной деятельности. Поэтому умение общаться - достаточно весомый аспект в работе учителя. И даже если не все восприняли результаты теста как аксиому, всё же сделали для себя определённые выводы.
4. «Цыплят по осени считают». Рефлексия: Каждая группа в качестве рефлексии называла подходящие по смыслу пословицы, поговорки, цитаты.
Участники предложили такие варианты:
Группа молодых педагогов: «Молодо – не зелено».
Группа учителей-стажистов: «Век живи – век учись».
Смешанная группа: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
Голосование по этапам занятия: каждому участнику было предложено по два «+» (соответственно, нужно было выбрать два наиболее удачных, значимых этапа)
1 этап – 8 +
2 этап – 15 +
3 этап – 6 +
4 этап – 12 +
Следует отметить, что данный семинар имел логическое продолжение: в рамках «Школы молодого специалиста» начинающие педагоги провели открытые уроки с целью демонстрации своих возможностей по заявленной теме.
Информационные ресурсы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коммуникативные УУД как результат коммуникативной деятельности учащихся. Кудиенко О.И.
3. Тест В.Ф.Ряховского: http://azps.ru/tests/tests_communicativ.html.
Автор: Савельева Любовь Владимировна, учитель начальных классов БОУ Колосовская СШ Омская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Любовь Владимировна! Вашей креативности позавидует любой педагог! С большим удовольствием знакомлюсь с Вашими работами, надо заметить, грамотно построенными, оформленными, позитивными и какими - то светлыми!Спасибо Вам за самоотдачу своих знаний, умений, творческих замыслов!Конечно, только 5++++!
Я Вам очень благодарна,Любовь Николаевна,за Ваши тёплые слова!И огромное спасибо за оценку работы!
В этот день я хочу пожелать
Добрых дел и поступков прекрасных,
Каждый день лишь с улыбкой встречать,
Больше праздников солнечно-ясных,
Пусть удача идет впереди,
Дарит мир только яркие краски,
Пусть ничто не стоит на пути
В светлый праздник божественной Пасхи!
Здравствуйте! Отличный семинар, думаю, что коллегам очень пригодится. Конечно, 5!
Уважаемая Любовь Владимировна! Как всегда браво! У Вас есть чему поучиться и молодым педагогам, и уже имеющим опыт. Очень понравился этап "Какие сани, такие и сами". Ведь действительно, по какой программе не работай, какие ФГОС не вводи, все равно все зависит от учителя. Спасибо за работу, обязательно возьму Ваши приемы на заметку.Удачи!
Олеся Викторовна,спасибо за высокую оценку!Мне нравится работать!
Уважаемая, Любовь Владимировна! Мне очень понравился Ваш семинар! +5!!!
Уважаемая Любовь Владимировна! Вы плодотворно потрудились в этом году на конкурсе, все работы - профессиональны, высокого уровня, просто - бери и без дальнейших изменений используй в своей работе... Очень сожалею, что вы не дошкольный педагог, не все идеи ваши могу реализовать.
Семинар замечательный! Ничего лишнего, все задания чётко и конкретно ведут к достижению поставленной цели.
Удачи вам, профессиональных побед, надолго запоминающихся учеников.
Любовь Владимировна, спасибо за Ваши ценные советы к разработкам коллег. Поздравляю с выходом в финал. Здоровья Вам.
Уважаемая Любовь Владимировна! Остается только аплодировать! Все работы в финале, это показатель высокого профессионализма. Да и пожалуй таких содержательных комментариев как у вас- единицы. Без пафоса и лести - примите от всей души поздравления! Победы в конкурсе!
Уважаемая Любовь Владимировна! Я очень рада что Вы заслуженно получили звание лауреата. Поздравляю и желаю Вам развиваться и совершенствоваться дальше! Вперед к Победе!
Уважаемая Любовь Владимировна, поздравляю Вас с победой! Все Ваши работы заслуживают отдельного внимания. У Вас есть чему поучиться. От всей души желаю Вам здоровья и творческого вдохновения! ПОЗДРАВЛЯЮ!