Президент РФ Дмитрий Медведев в послании к Федеральному собранию заявил: для того чтобы в стране произошли серьезные положительные изменения, «начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе».
Модернизация образования начинается со школы. Такую уверенность высказал в четверг президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию. Глава государства сообщил, что внесенная им в прошлом году инициатива «Наша новая школа» подготовлена. В соответствии с ней, с 2010 года требования к качеству образования изменятся, а ЕГЭ останется основным, но не единственным способом проверки этого качества. А с 2011 года в России начнут функционировать новые школы.
Глава государства напомнил, что год назад он дал поручение разработать инициативу «Наша новая школа», и сообщил, что она уже готова.
Во-первых, в соответствии с проектом, изменятся требования к качеству образования, а список документов, характеризующих успехи каждого школьника, будет расширен, причем уже в следующем году.
«Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности», – заявил президент.
Кроме того, скоро в России должна быть создана новая инфраструктура учреждений среднего образования. «С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий. Это давно пора сделать. Они начнут использоваться повсеместно уже с 2011 года.
Задача – сконструировать так называемое «умное» здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием. Все школы будут иметь доступ уже не к обычному, а к широкополосному Интернету», – пообещал глава государства.
Особая задача, подчеркнул Медведев, – это «создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов». Решить ее должна помочь пятилетняя государственная программа «Доступная среда», которая будет принята в следующем году.
А получив новые здания, школы обретут и большую самостоятельность, ее предполагается расширить как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.
«Со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учетом качества работы, контрактные условия труда», – сказал Медведев.
Уравнять в возможностях учеников и их родителей, живущих в разных местах и разных условиях, предполагается с помощью законодательного закрепления равенства государственных и частных общеобразовательных учреждений.
Наконец, в модернизации, по мнению главы государства, нуждается система педагогического образования.
«Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.
Мы начнем привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей», – сообщил президент.
«Я рассчитываю на то, что эта инициатива («Наша новая школа») станет не просто очередным ведомственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества. Это нам всем очень нужно», – заключил Медведев.
По мнению экспертов, необходимость модернизации российского образования назрела уже давно.
«С учетом все возрастающих требований к учителям требуется совершенствование системы педагогического и системы дополнительного образования, о чем упомянуто в послании. Этот вопрос назрел, сейчас неслучайно обсуждаются стандарты педагогического образования, – сказала газете ВЗГЛЯД председатель Российского профсоюза образования Галина Меркулова. – В частности, если говорить о преобразовании педвузов в базовые центры подготовки либо в факультеты классических университетов, – на мой взгляд, это правильная идея. Внедрение различных видов совершенствования педагогического образования и подготовки кадров создаст определенную конкуренцию, которая положительно скажется на качестве подготовки учителей».
«Инициатива прописана очень верно, она задает приоритетные направления в том, что сейчас должно поэтапно осуществляться в системе образования для того, чтобы оно могло быть адекватным происходящим в стране процессам. Это очень трудный путь, здесь нужно привлечение очень серьезных финансовых и человеческих ресурсов. Подробнее читайте об этом на сайте педагога-исследователя Сидорова Сергея Владимировича: http://si-sv.com/
Не следует, однако, забывать и про вторую сторону медали. Одно дело – ставить требования к качеству и повышать их. Но при этом надо дать возможность помочь учителю выполнять свои задачи: через систему повышения квалификации, более объективную оценку труда учителя, чтобы появилась дополнительная мотивация, через создание необходимых условий труда. Это необходимо для того, чтобы могли сказать учителю: «Уважаемая Мария Ивановна, мы создали вам все условия, у вас есть выход в Интернет, вы имеете возможность получить любую литературу в своей библиотеке, и если вы этого не делаете, то у нас есть право сказать, что вы не хотите этим заниматься и вам не место в школе», – заключила Галина Меркулова.
По мнению заместителя декана психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. Герцена по учебной работе, доцента Павла Виноградова, адекватность требованиям времени является одним из основных проблемных вопросов образования.
«Главные проблемы педагогического образования в России касаются понимания того, что нужно будет не только тому человеку, который учится сейчас, но и тому, кто будет учиться лет через тридцать. Мы должны дать человеку возможность работать с потоками информации, с современными технологиями. И если нынешние выпускники педагогических вузов владеют современными мультимедийными средствами, легко ориентируются в Интернете, то некоторые учителя, которые получили образование несколько десятилетий назад, нуждаются в дополнительной подготовке, и на систему переподготовки и повышения квалификации, как можно видеть, обращается особое внимание», – сказал газете ВЗГЛЯД Павел Виноградов.
По его мнению, изменение требований к качеству образования является полезным решением. «Единый госэкзамен служит линейкой для оценки качества образования в целом, а для того чтобы оценить каждого человека, каждую личность со всеми нюансами, нужны дополнительные методы оценки знаний, так что решение не делать ЕГЭ единственным средством, безусловно, правильное», – отметил эксперт.
Текст: Анастасия Петрова
http://vz.ru/
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Цитата: " а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов".
Вот нас и сосчитали...
Не могу поддержать уважемого Мастера в отношении педвузов: нарисованная песрпектива свидетельствует о том. что мы лишимся статуса университета в любом случае. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: не будет федеральной принадлежности, финансирования и пр.
А мне кажется, если пединститут станет факультетом классического федерального университета УрГУ-УГТУ, то мы от этого только выиграем. Хуже уж точно не будет...