Вслед за законом «О полиции» президент России Дмитрий Медведев решил обсудить с гражданами через интернет еще один очень значимый для каждого закон – «Об образовании в Российской Федерации».
Законопроект разработан Министерством образования и науки. По словам министра Андрея Фурсенко, одно только ректорское сообщество предложило в него около 600 поправок. Как и в случае с законом «О полиции», проект закона «Об образовании в Российской Федерации» размещен на специальном сайте, где любой желающий может прокомментировать любую из его статей и предложить собственные поправки.
На вопросы читателей «Ленты.Ру» ответил директор Центра образования № 109, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ Евгений Александрович Ямбург.
Лента.Ру: Как вы считаете, реформа образования, это благо, или «контрольный» выстрел по системе образования в целом? Ведь не секрет, что с приходом Фурсенко образование в РФ тотально разрушалось.
Е.А. Ямбург: Не все так просто, есть две стороны. Реформы, безусловно, нужны, но нужны только умные реформы. И жизнь идет вперед, и наука развивается, и социум развивается, поэтому неправильно говорить, что можно стабилизировать школу и никуда не двигаться. Это как в альпинизме: если ты не карабкаешься наверх, то начинаешь сползать. Так что реформы нужны. Другое дело, что многие наши реформы проводятся очень странно – телега стоит впереди лошади. И опасения, что каждый новый этап реформы ухудшает положение системы образования, школ, вузов, небезосновательны. Тут нужно разговаривать абсолютно конкретно.
Дело даже не в конкретных персоналиях, и не в Фурсенко, не в ком-то конкретном, а дело в том, что взят очень опасный дискурс, голая прагматика. Понятно желание сделать образование более прагматичным, менее затратным, ослабить нагрузку на бюджет, с деньгами-то в стране плохо. С другой стороны, параллельно делались такие ошибки, за которые мы будем очень долго расплачиваться в процессе этой реформы. Этот закон нужно рассматривать не отдельно, а системно, как и все, что делается в образовании.
Есть закон № 83 «Об экономически-правовом статусе учреждения», еще ряд законов, человеку, который не знаком с контекстом, очень трудно в них разобраться.
Да, реформы нужны, но необходимы умные реформы с понятными и очевидными целями, которые вытекают из вызовов и угроз, существующих в реальной жизни. Например, мы говорим, что нужно, как в Европе, обучать больных и здоровых детей вместе – это гуманно, интеллигентно, инклюзивное образование (то есть включенное) – это прекрасная идея, когда всем предоставляются равные возможности, я за нее руками и ногами, но ее реализация вызывает у меня огромные сомнения. Я знаю, что сегодня во многих регионах закрываются школы седьмого и восьмого вида, где учились больные дети (олигофрены, дауны). Эти дети направляются в обычные школы, для учителей открываются месячные курсы, где учат, как работать с такими детьми. То есть просто берется красивая идея, к которой на Западе шли 18 лет, а мы хотим к ней прийти в одну секунду.
Прежде всего, надо переобучать педагогов. Мы же слышим, что это не обязательно должны быть профессионалы, пусть придут молодые ученые, аспиранты, с новым мышлением и так далее. Этот подход тоже неоднозначен. В нашей школе есть замечательный человек, когда он к нам пришел, он был инженером без педагогического образования, но с педагогическим талантом. За долгие годы он стал кандидатом педагогических наук и блистательным учителем, такие варианты тоже возможны, но скорее как исключение. Физик, химик, историк - это еще не педагоги. Педагог - это специалист по ребенку, этой профессии надо специально учиться, это отдельные науки: психология, дефектология, медицина. Можете представить себе ситуацию, когда молодой интеллигентный аспирант приходит в класс, где сидят больные и здоровые шумные дети, а он с ними ничего не может сделать. В стране уже закрыли 35 или 40 педагогических вузов. Реформы нужны, но не с ножом и бухгалтерским расчетом, а с пониманием, с чем мы встретимся или уже встречаемся. Может быть благая задача, которая при реализации даст опасные последствия. Это вопрос профессиональной компетенции.
Вся беда в том, что мы не знаем авторов закона. Мне очень хочется посмотреть им в глаза. Мы знали авторов первого закона, который был принят в 1992 году, это Олег Смолин и еще ряд товарищей, это был один из самых прогрессивных в Европе законов. К обсуждению должно привлекаться экспертное сообщество, профессионалы. Сейчас закон опубликован - будем обсуждать.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Согласна во многом с автором статьи, особенно, что касается педагогов. Педагог- это не только отличные профессиональные знания, но и понимание ребенка. родителя и... Научить этому требуется не один год. А в педагогике невозможно, если вдруг не получилось, начать заново. Ребенку не скажешь, ой, я ошиблась, начинаем с чистого листа.
Евгений Александрович! Спасибо! Вы озвучили то, что не давало и мне покоя. Сильно, прямо, честно и справедливо сказано. И тактично. Для ситуации в нашем образовании прямота и тактичность-редкое сочетание...В образование должны идти по призванию,когда действительно хочешь растить поколение,а если пришёл потому, что нигде не поступил, а куда-то деваться надо (что сейчас и происходит во многих случаях,потому и стало качество образования ниже,что учитель слаб сам по себе),то что ж ждать от реформ...Болит душа за наше образование.Такой авторитаризм сверху!Особенно,в системе СПО...Только и слышишь:"вас закроют...вас закроют"...
Уверенна, что за всеми нашими реформами стоят враги, которые хотят уничтожить и наше государство, и наш народ, когда-то самый образованный, а сегодня уже превращённый в каких-то монстров. С уважением Мария