Россия выбирает курс на посредственность?
В Великобритании заинтересовались советским опытом работы с одаренными детьми и организуют школы при вузах. В России же все нестандартное и штучное сегодня не ко двору.
«Росбалт» выяснил, что происходит с математическим образованием в нашей стране, живы ли те образовательные традиции, которые зародились еще в начале прошлого столетия и сегодня привлекли внимание Европы.
«Ни для кого не секрет, что советская математическая школа была одной из лучших, а может и лучшей в мире. По данным исследователей-науковедов, американцы более чем на 70% свои потребности в математиках удовлетворили за счет эмигрантов из Советского Союза», – заметил член комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин.
Что касается современного положения, по словам парламентария, оно противоречиво. «С одной стороны, у нас сохранилось некоторое количество школ при вузах. Но, во-первых, специализированных школ стало значительно меньше. Во-вторых, действующий закон «Об образовании» с 2013 года отменил как особый вид школы-гимназии и лицеи. Конечно, учреждения могут сохранить прежние названия, но ведь гимназии и лицеи отличались от обычных школ не только этим. Они финансировались по повышенным нормативам. Теперь школы для одаренных детей получают деньги наравне со всеми», – отметил собеседник «Росбалта».
И если уж говорить о британцах, то, по словам Смолина, им следовало бы изучать именно советский, а не современный российский опыт. «Нам самим неплохо было бы обратиться к прошлому, тем более, что в стране большие проблемы с инженерами и математиками», – заметил он.
По словам парламентария, главное условие для развития одаренности – создание творческой атмосферы во всех школах, а с этим большие проблемы: бюрократизация образования мешает нормально работать педагогам и развиваться личности ребенка. «Образовательная политика формально вроде бы ставит всех в равные финансовые условия, за исключением детей с инвалидностью. Фактически же равенство образования состоит не в том, чтобы всем поровну, а в том, чтобы каждому – свое. Однако задача так не ставится», – заключил собеседник «Росбалта».
Во многом с ним солидарна заведующая Центром теории и методики обучения математике и информатике Института стратегии развития образования РАО Елена Седова. Запрос на математиков сегодня есть, не хватает конкретных шагов, отметила эксперт. «Уравняв спецшколы с обычными в деньгах, нужно помочь сохранить им привычный уровень с помощью субсидий, грантов. Сегодня на одном энтузиазме мы далеко не уедем», – подчеркнула эксперт.
Кроме того, она отметила проблемы с математикой в начальной школе. «Особое математическое образование в физматшколах начинается в старших классах, а вот основу как раз закладывает начальная школа. Однако если в учебном плане советской школы математике отводилось по 7 часов в неделю, сейчас лишь 4, – рассказала эксперт. – Между тем в успешных сегодня в этом отношении Сингапуре и Южной Корее количество часов по данному предмету в начальных классах значительно больше, чем у нас».
«Более того, в свое время у нас была выстроена четкая система отбора: одаренных детей «ловили» на олимпиадах, приглашали учиться в спецшколы, искали по всему СССР. Сегодня, в сущности, ничего этого нет, никто этим не занимается. А напрасно! Например, США своими последними успехами на международной математической олимпиаде обязана, в том числе, школьникам из семей эмигрантов», – подчеркнула она.
В свою очередь научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский напомнил, что эффект «советского опыта» во многом достигался за счет высокой концентрации математического содержания в школьной и внешкольной программах. Сочетание летних физико-математических школ, школ-интернатов и коллективной творческой деятельности давало колоссальный результат, подчеркнул эксперт.
И хотя сегодня наряду со спецшколами, которые по-прежнему существуют, создается внеурочная сеть (школы Роснано, фантастический центр «Сириус» в Сочи, специальные программы в «Артеке», «Орленке»), проблемы есть, признал Адамский. «Вся эта история с трудом администрируется. Нужно поддерживать энтузиастов и тех, кто горит этим, а не вводить бухгалтерские методы управления. Хорошо еще, что у нас нет стандартов дополнительного образования. Но уже сейчас, если чего-то нет в отчетности, это с трудом пробивает себе дорогу в жизнь. Система управления неэффективна, и сейчас все это живет скорее вопреки», – заключил он.
Своим взглядом на современную систему математического образования, на то, что осталось в ней от «советского опыта», поделился и главный редактор научно-методических журналов «Математика в школе», «Математика для школьников», автор многих школьных учебников, задачников и методических пособий по математике, а также статей по вопросам образования и воспитания, математического образования Евгений Бунимович.
«Наши традиции работы с одаренными детьми в области математики, как известно, зарождались в 1930-е годы. Постепенно стали появляться олимпиады, кружки, школы. Затем чиновники решили всю эту работу несколько формализовать, придать ей объединяющее начало. Тогда был создан Московский центр непрерывного математического образования. Но система эволюционировала постепенно», – заметил Бунимович.
Традиции, безусловно, остались, но многое изменилось, заметил собеседник «Росбалта». «На днях я был в лицее «Вторая школа», которую некогда заканчивал сам. Среди учеников – призеры всероссийской олимпиады по девяти предметам, школа – в рейтинге лучших в России, на ее счету немало международных побед. Так вот, завучем по науке и завучем по общим предметам там работают бывшие выпускники. Вот они – традиции, они не в формальной структуре, а в преемственности», – подчеркнул Бунимович.
«Насколько это поддержано, а насколько – вопреки, сказать трудно. С одной стороны, конечно, поддержано. В президентском указе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» математике был посвящен отдельный абзац. Это говорит о том, что руководство страны чувствует, что здесь мы конкурентоспособны, что это может привести к успеху.
Более того, математика дешево обходится государству. В свое время кто-то посчитал, что годовое содержание отделения математики Российской академии наук стоило меньше одного танка. Это совсем не то же самое, что физика или химия. Карандаш, бумага, мел, тряпка, ну еще компьютер – минимум вложений.
Между тем наши ученые продолжают получать самые престижные математические премии мира. Здесь мы по-прежнему среди лидеров, – заметил Бунимович. – Но вот в чем парадокс: руководители особенных школ, которые считаются, пожалуй, лучшими и на европейском уровне, составляют нашу гордость и славу, в последнее время зачастую заняты тем, что оправдываются и отбиваются. Это штучные школы, которым сложно выживать во времена общих схем. Вся система заточена на унификацию. Все, что нестандартно – не ко двору. Это не значит, что кто-то специально хочет такие школы закрыть. Просто все, что там делается, не вписывается в типовые нормы».
В образовании взяли курс на укрупнение, унификацию, и это работает против таких спецшкол. «Последний тренд – учитель должен быть универсалом, уметь работать с детьми с инвалидностью, с отстающими, с одаренными. Но педагоги, которые работают с уникально талантливыми детьми – это ведь совершенно особая категория. Отправить такого учителя в обычную школу все равно, что готовить яичницу на атомном реакторе», – заметил Бунимович.
«Чиновники и законодатели сочиняют типовую усредненную модель, но нужно оставлять место и для исключений», – уверен эксперт.
Автор: Анна Семенец
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, спасибо за интересную статью. Не очень обнадеживает высказывание "Школа будет и дальше деградировать". И я так и не поняла, есть ли надежда на возрождение. Было бы интересно вникнуть, зачем нам так нужна эта самая"оптимизация", укрупнение. Это, конечно, очень логично объясняют финансисты - экономия. Но мы же знаем, дешево не значит - хорошо.