Регистрация

Психологическое благополучие педагогов начальной школы

  • 3 марта 2020

От чего зависит психологическое благополучие человека?

  • От хорошего настроения;
  • когда человек не находиться в стрессовой ситуации;
  • нет большой нагрузки;
  • умеет переключаться;
  • с интересом ходит на работу;
  • не возникает проблем, конфликтов.

И от многих других факторов...

Если нет психологического благополучия, то это приводит к депрессии и эмоциональной пассивности.

Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе педагоги, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения. В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание», «синдром сгорания».

«Эмоциональное выгорание» педагогов начальной школы

На протяжении многих лет занимается этим вопросом Виктор Васильевич Бойко. Эмоциональное выгорание – «это механизм психологической защиты в форме частичного исключения эмоций, снижения энергетического тонуса в ответ на воздействующие травмирующие факторы».

Известно, что преодолеть психологические проблемы, в том числе и профессионального характера, можно, если обратиться к специалистам, например, в психологический центр «Открытие». Да, оказывается, и педагогам, которые являются воспитателями детских душ, тоже нужна помощь и поддержка. С помощью психолога учитель сможет подойти к проблеме эмоционального выгорания объективно, непредвзято и найти объяснение своей раздражительности, агрессии, напряжения.

Если говорить о профессии педагога, то «эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на ис­полнении учителем профессиональной деятельности, на его отношениях с деть­ми, родителями и коллегами, это является сигналом психологического неблагополучия са­мого са­мого педагога.

Давайте разберемся, какие факторы влияют на возникновение синдрома сгорания у учителя начальных классов, на большую эмоциональную растрату.

Во-первых, это внешние факторы. 

1. Конечно, ответственность за безопасность и жизнь детей, вызывает нервное напряжение.

2. Большое количество детей в классах. Трудные дети и их родители.

3. Частые аттестации и проверки. Открытые показы уроков. Методические объединения.

4. Иногда неблагоприятный психологический климат в коллективе.

Есть еще и внутренние факторы. Это личностные качества.

1. К ним относятся пол и возраст. Замечено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. А 20-летние имеют выраженные переживания синдрома, чем люди более зрелого возраста.

2. Семейное положение. Те, кто замужем и имеют детей, больше переживают, чем одинокие люди и без детей.

3. Естественно, скорее выгорает тот, кто способен больше переживать, сочувствовать, сострадать.

В.В.Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:

  • напряжение;
  • резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу);
  • истощение.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

При формировании первой фазы появляется тревога и депрессия, разочарование избранной профессией, конкретной должностью.

Во второй фазе происходит ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Учитель делит детей на «плохих» и «хороших». Здесь же педагог «экономит» на эмоциях, руководствуется принципом «хочу или не хочу», облегчает или сокращает обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Третья фаза сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Учитель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности.

К сожалению, за психологическую безопасность в нашей стране никто не несет ответственности, хотя в развитых странах эту функцию выполняют большие страховые компании. Поэтому нам самим приходится себя защищать, находясь в жестких производственных рамках перегруженности, мы часто находимся на грани эмоционального срыва, стрессов, напряжения.

Необходима своевременная комплексная система профилактических мер, а начать надо с самодиагностики. В презентации представлен тест Аппелса, это экспресс-методика, которая поможет оценить степень истощенности жизненных сил учителя начальных классов. 

Если вы обнаружили в себе некоторые симптомы напряжения стресса, необходимо попытаться улучшить свое эмоциональное и физическое самочувствие.В конце презантации раскрыты приёмы, снижающие эмоциональное напряжение педагога.

Разработала педагог-психолог Ковальчук Наталья Викторовна.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 3 марта 2020
  • 1045
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!