Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.
Навыки адекватного самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе изучения английского языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.
Ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:
Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов.
Рефлексия содержания учебного материала на уроках английского языка требует учета специфики изучения предмета в начальной школе, поэтому наряду с традиционными приемами («Лист обратной связи», «Плюс – минус - интересно», «Незаконченное предложение», «Я не знал – теперь я знаю», и др.) можно применять приемы «Книжка-раскраска», «Строим дом», «Кирпичики», «Лесенка затруднений».
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. Это особенно важно на начальном этапе изучения английского языка, так как в условиях отсутствия языковой среды ребенку приходится осваивать лексические и грамматические основы иноязычной речи, непривычного фонетического и интонационного строя.
При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и переходим к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Синквейн», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Приемы «Бортовой журнал», «Критический анализ урока», «Мини-дневник» легко поддаются изменениям в соответствии со спецификой учебного предмета и наиболее эффективны на этапе совершенствования рефлексивной деятельности.
Некоторые приемы рефлексии учебной деятельности
Прием №1. «Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учащиеся прикрепляют к вазе красный цветок, если им понравилось на уроке, и они узнали что-то новое или синий цветок, если им не понравилось на уроке.
Прием № 2. «Мой город»
Подводя итог урока, класс «проектирует» на классной доске «город» из разноцветных домиков в соответствии со своим настроением: красный домик – если настроение в конце урока восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворительное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние. На коллективном проекте прикрепляются солнышко (если настроение у большей части класса приподнятое), облака (если настроение неровное), Тучки (если настроение плохое).
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха изучения английского языка на последующих ступенях обучения.
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
В данной статье речь шла только об индивидуальной рефлексии учебной деятельности. Однако не менее важным является применение на уроках английского языка приемов коллективной (групповой) рефлексии. Разумное сочетание этих форм приводит к формированию адекватной самооценки учебных достижений младших школьников при изучении английского языка.
В приложении представлены некоторые универсальные приемы рефлексивной деятельности.
Автор: Никитина Светлана Ивановна, учитель английского языка МКОУ «Куртамышская СОШ № 1», Курганская область. Почетный работник общего образования.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо, Анна Сергеевна! Всегда приятно общаться с единомышленниками!
Спасибо, Светлана Александровна! Рада, что нашла единомышленников! И Вам - успехов!
Рада, что такая важная тема развития личности ребёнка рассматривается педагогом по английскому языку! Новые стандарты в действии!!! Спасибо!