Регистрация

Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников

  • 8 февраля 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. 

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки адекватного самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе изучения английского языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

Ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния,
  2. рефлексия содержания учебного материала,
  3. рефлексия содержания деятельности,
  4. рефлексия результатов учебной деятельности.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов.

Рефлексия содержания учебного материала на уроках английского языка требует учета специфики изучения предмета в начальной школе, поэтому наряду с традиционными приемами («Лист обратной связи», «Плюс – минус - интересно», «Незаконченное предложение», «Я не знал – теперь я знаю», и др.) можно применять приемы «Книжка-раскраска»,  «Строим дом», «Кирпичики», «Лесенка затруднений».

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. Это особенно важно на начальном этапе изучения английского языка, так как в условиях отсутствия языковой среды ребенку приходится осваивать лексические и грамматические основы иноязычной речи, непривычного фонетического и интонационного строя.

При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и переходим к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Синквейн», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Приемы «Бортовой журнал», «Критический анализ урока», «Мини-дневник» легко поддаются изменениям в соответствии со спецификой учебного предмета и наиболее эффективны на этапе совершенствования  рефлексивной деятельности.

Некоторые приемы рефлексии учебной деятельности

Прием №1. «Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учащиеся прикрепляют к вазе красный цветок, если им понравилось на уроке, и они узнали что-то новое или синий цветок, если им не понравилось на уроке.

Прием № 2. «Мой город»

Подводя итог урока, класс «проектирует» на классной доске «город» из разноцветных домиков в соответствии со своим настроением: красный домик – если настроение в конце урока восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворительное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние. На коллективном проекте прикрепляются солнышко (если настроение у большей части класса приподнятое), облака (если настроение неровное), Тучки (если настроение плохое). 

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания,  позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха изучения английского языка на последующих ступенях обучения. 

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

В данной статье речь шла только об индивидуальной рефлексии учебной деятельности. Однако не менее важным является применение на уроках английского языка приемов коллективной (групповой) рефлексии. Разумное сочетание этих форм приводит к формированию адекватной самооценки учебных достижений младших школьников при изучении английского языка.

В приложении представлены некоторые универсальные приемы рефлексивной деятельности.

«Некоторые приемы рефлексии учебной деятельности

Автор: Никитина Светлана Ивановна, учитель английского языка МКОУ «Куртамышская СОШ № 1», Курганская область. Почетный работник общего образования.

5 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 35)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Анна Сергеевна

Анна Сергеевна 08.02.2012 в 17:26

Светлана Ивановна, считаю Вашу работу очень полезной.

Svetlana Nikitina

Svetlana Nikitina 09.02.2012 в 14:49

Спасибо, Анна Сергеевна! Всегда приятно общаться с единомышленниками!

08.02.2012 в 20:27

Хороший способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников не только на уроках английского языка. Приёмы рефлексии будут полезны педагогам в работе.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, Светлана Ивановна!
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.

Svetlana Nikitina

Svetlana Nikitina 09.02.2012 в 14:44

Спасибо, Светлана Александровна! Рада, что нашла единомышленников! И Вам - успехов!

Доркина Татьяна Николаевна

Доркина Татьяна Николаевна 09.02.2012 в 16:20

Очень интересное направление в работе! Удачи!

Сивухина Елена Васильевна

Сивухина Елена Васильевна 10.02.2012 в 07:24

Интересная работа. Автору спасибо и удачи!

Наталия Васильевна

Наталия Васильевна 10.02.2012 в 12:25

Рада, что такая важная тема развития личности ребёнка рассматривается педагогом по английскому языку! Новые стандарты в действии!!! Спасибо!

Svetlana Nikitina

Svetlana Nikitina 10.02.2012 в 19:04

Уважаемые коллеги! Большое спасибо всем за добрые слова!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!