В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, такие как: обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов), умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.
Дети 6–7 лет не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача учебно-воспитательного процесса школы. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.
Для достижения нового качества образования в нашей школе был разработан целевой проект «Компетентностный подход в обучении информационно-коммуникативной деятельности учащихся». Реализация данного проекта, по нашему мнению, была возможна только в условиях постоянно развивающейся коммуникативной образовательной среды (КОС), под которой мы понимаем динамическую систему условий, обеспечивающих наилучшие возможности для эффективного языкового образования учащихся в режиме развития школы гуманистических отношений.
1. Урок – как форма предъявления совместного результата достижений учителя и ученика
2. Наполняемость вариативной части учебного плана
Для усиления языковой подготовки введен факультатив «Язык как средство общения». Новые возможности для формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся открывает курс «Урал. Человек. Истоки.» Отработку практических навыков обеспечивает «Детская риторика».
3. Современные педагогические технологии
а) технология «Дебаты». Так с учащимися 4б класса и их родителями были проведены дебаты на тему «Нужна ли школьная форма?», во 2б классе – на тему «Дружба».
б) метод проектов и информационно-коммуникационные технологии.
Как ведется работа над проектами?
Работу над проектами начинаем с ознакомления учащихся и их родителей с методом учебных проектов, его основными признаками, этапами работы. Затем выбираем девиз «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай писанных и твори» (И.Федоров). Определяем условия достижения успеха. Причем проекты по мере взросления детей носят все более интегрированный характер, объединяющий различные предметы, науки, виды деятельности.
Сначала создаются индивидуальные информационные проекты («Бережное отношение к полезным ископаемым», «Интеллектуальный классный час», «Комнатные растения в моем доме»), затем групповые («Мы строим мост», творческий проект «Эко - мир моей семьи», «Сказочная поляна»), и, наконец, коллективные проекты («Экскурсионный маршрут «Я хочу Вам рассказать, где люблю бывать», выпуск школьной газеты).
В ходе защиты проектов школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивают навыки проведения деловых дискуссий. Работа над проектом сопровождается созданием презентации.
в) исследовательские методы в обучении. На традиционном общешкольном Дне Рекордов исследовательский проект Жарковой Насти, ученицы 4б класса, на тему «Выборы – наше право» занял 1 место.
г) технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Например, проведение цикла классных часов «Уроки общения». Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
д) обучение в сотрудничестве – командная, групповая работа. (КТД, походы выходного дня).
Интегрированный урок «Тема любви в искусстве» 4 «б» класс 2009 год
е) система инновационной оценки «портфолио» активно осваивается в школе как для отслеживания уровня сформированности коммуникативных компетенций, так и в методической, и в воспитательной работе.
4. Программа «Воспитание театром»
Ежегодно совместно с родителями организуются поездки в театры г. Екатеринбурга.
5. Музейная педагогика
Проводятся экскурсии не только в музеи г. Асбеста (музей Н.И.Кузнецова при МОУ СОШ № 22, музей пожарного дела, геолого-краеведческий музей), но и в музеи г. Екатеринбурга (Областной краеведческий музей, Музей природы, Планетарий). Перед каждым посещением музея ведётся подготовительная работа, включающая в себя теоретические сведения о музее, об эпохе, к которой принадлежит экспозиция, и беседу о культуре поведения. После посещения музея организуется рефлексия, где дети делятся впечатлениями об увиденном. Здесь могут иметь место выставки рисунков, сочинений, фоторепортажи, специальный выпуск школьной газеты и т.п.
Экскурсия в «Музей природы» г. Екатеринбург 1 «б» класс 2006 год
6. Участие в мероприятиях Фестивального движения «ЮИСУ», лингвистических конкурсах, олимпиадах.
Работа со способными и одаренными детьми является одной из приоритетных в нашей школе (l место в краеведческой викторине «Наш край», 1 место в техническом автомоделировании, 3 место в интеллектуальной игре «Соображалки», 1 место в литературно - музыкальной композиции «Салют, Победа!», 2 место в городском конкурсе агитбригад юных пожарных, 1 место в городском фестивале народных игр «Играй с нами», 1 место в городских соревнованиях «Спуск с горы на санках», 1место в интеллектуально-творческой игре «ЭкоКолобок» и приняли участие областном туре, 2 место в городской игре «Азбука экономики»). Таких результатов удается достичь благодаря осознанным и глубоким знаниям по многим предметам, поэтому впоследствии выпускники начальной школы успешно учатся в школе 2 и 3 ступени.
«Спуск с горы на санках» 2 «б» класс 2007 год
7. Детское самоуправление.
В 3-4 классах была опробирована программа «Непоседы». Учащиеся, развивая социальный интеллект и социальные компетенции, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретая навыки решения споров и конфликтов, организации и коммуникации.
Таким образом, благодаря созданной в школе коммуникативной образовательной среде, учащиеся овладевают многими умениями и способами деятельности, которые являются необходимыми для формирования информационно-коммуникативной компетентности и способствуют обеспечению качества образовательных достижений младших школьников. Это умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью, умения разделять ответственность в процессе коллективного труда, умение подготовить публичное выступление, это освоение учащимися способов выстраивания доказательства и опровержения, приемов ведения дискуссии и т. д.
Автор: Чеблукова Наталья Александровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №11
г. Асбеста Свердловской области
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отлично оформленная работа. Надо взять на вооружение. Спасбо Наталье Александровне.