Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
Наша школа в 2008 – 2009 учебном году начала апробацию материалов федерального государственного образовательного стандарта 2 поколения. Но прежде чем начать работать, мне и другим педагогам нашей школы необходимо было понять принципиальное отличие стандарта нового поколения от предыдущего.
Наиболее существенная особенность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на результат, причем результат нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, была выделена такая группа достижений как метапредметные результаты. Суть их – в универсальности применения. То есть это такие знания, которые могут быть использованы на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых оказался ребёнок.
Появилось много вопросов. Во-первых, что стоит за словом «универсальные»? Какие образовательные технологии будут способствовать достижению планируемых результатов? Как спроектировать деятельность в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета?
Появилась идея: представить в учебном материале взаимосвязь русского языка, информатики и внеурочного занятия по легоконструированию (универсальность применения знаний).
Предмет «Информатика и ИКТ» предлагает средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. Учебный процесс был организован таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий по информатике происходило одновременно с накоплением опыта действий на других уроках, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания. Важным условием для реализации задуманного курса стала материальная база нашего образовательного учреждения.
На уроках информатики обучающиеся научились объединять отдельные предметы в группу с общим названием, научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, решать логические задачи и применять для их решения различные схемы и модели. Применение конструктора LEGOво внеурочной деятельности позволило повысить мотивацию и в форме игры продолжить развитие необходимых в дальнейшем навыков: умение планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели, контролировать свои результаты, вносить необходимые коррективы, сотрудничать в коллективной деятельности.
Использование основных понятий по информатике на уроках русского языка позволило совершенствовать устную и письменную речь обучающихся, повысить эффективность деятельности учителя и обучающихся. Умение объединять слова в группу и находить лишнее слово способствовало развитию орфографической зоркости, умению различать части речи. Умение находить заведомо ложные высказывания помогло в формировании теоретических знаний. Определение составных частей предметов, составление алгоритмов позволило осмыслено читать правило, выделять его составные части и устанавливать последовательность действий, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений. На таких уроках дети учатся мыслить творчески, самостоятельно. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий.
Спустя три года результатом стали:
Личностные: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Регулятивные: формирование умений ставить цель, планировать достижение этой цели.
Познавательные: поиск информации, использование информационных и коммуникационных технологий для решения задач, моделирование – преобразование объекта, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога.
Умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде алгоритмов действий и схем логического вывода служит в дальнейшем человеку для повышения его компетентности в своей предметной области. Предлагаемый вариант не может быть единственным и универсальным для всех. Как сказал И.В. Гете: «Думать легко, а превращать мысли в действия – самая трудная вещь на свете». Нам не остаётся ничего иного, как помочь детям справиться с этой задачей.
Приложение 1. План-конспект урока русского языка в 4 классе: «Три склонения имён существительных».
Приложение 2. Фотографии с урока.
Автор: Селиванова Лариса Сергеевна, учитель начальных классов, учитель информатики 1-4 классов, заведующая кафедрой методики начального обучения и воспитания МБОУ СОШ № 151 г.Челябинска, победитель муниципального конкурса «Учитель года – 2009».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Лариса Сергеевна! Спасибо за представленный опыт работы по формированию УУД. Творческих успехов. С уважением, Светлана Петровна.
Большое спасибо, Светлана Петровна, за поддержку и за добрые пожелания. С наступающим Новым годом!
Лариса Сергеевна, ознакомившись с представленным материалом, можно сделать вывод, что вы творчески, целенаправленно подходите к своей работе. Можно смело ставить 5. И дети я думаю, оценили урок на отлично. Всё продумано, хорошая наглядность, плавные переходы материала и самое главное ничего лишнего. Большое Вам спасибо за интересный конспект.
Здравствуйте, Елена Васильевна. Очень благодарна Вам за такую оценку моей работы. С наступающим Новым годом!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Большое спасибо за поддержку. С наступающим Новым годом!
Уважаемая Лариса Сергеевна! С интересом наблюдаю за Вашей работой. Вы творческий, инициативный педагог. С удовольствием использую опыт в своей работе. Ученикам повезло с учителем! С наступающим Новым годом! Жду новых публикаций.
Благодарю Вас за такую оценку моей работе. Мне очень важно знать мнение педагогов о своей работе. С уважением, Лариса Сергеевна.
Лариса Сергеевна, мне интересно следить за Вашими творческими успехами в работе. Хочется особенно отметить Вашу последовательность, логичность и требовательность в работе с детьми. Удачи и успехов Вам в наступающем новом году!
Спасибо большое за поддержку и добрые слова. С уважением, Лариса Сергеевна.
Лариса Сергеевна, отличная работа!!! С удовольствием поддерживаю Вас!!! Удачи и счастья в Новом году!!!
Здравствуйте, Наталия Васильевна. Большое спасибо за поддержку и Вашу оценку. С наступающим Новым годом! Успехов, здоровья, благополучия. С уважением, Лариса Сергеевна.
Здравствуйте, Лариса Сергеевна. Работа вызвала большой интерес, перечитывала её несколько раз.С чем не согласна - мне кажется,несмотря на вроде бы установленную отдалённую связь с алгоритмизацией, НО всё же - легоконструирование здесь "притянуто за уши", не находите?
Здравствуйте, Любовь Владимировна. Спасибо за комментарий. Мне очень важно знать мнение педагогов о своей работе. На примере одного урока очень сложно показать универсальность применения знаний. Мне хочется некоторые моменты уточнить. На уроках информатики мы учимся составлять алгоритмы. Во внеурочной деятельности мы используем конструктор LEGO Mindstorms для создания программируемого робота. На первом этапе мы конструируем модель, на втором этапе мы составляем алгоритм следования модели по определённой траектории, на третьем этапе составляется программа совершения роботом необходимых действий, четвёртый этап - устранение неточностей или ошибок. Для ребят это наглядный пример: небольшая неточность алгоритма может привести к поражению в дальнейшем. За три года они привыкли продумывать каждый свой шаг, ответственно относиться к своим действиям. И на уроках русского языка они более осознанно и ответственно относятся к составлению алгоритмов уже своих действий. Моя задача: научить ребят использовать их знания и умения на разных уроках и в разных ситуациях. Мы научились не только составлять алгоритмы, но и контролировать свои действия. Навык самоконтроля очень сложно сформировать у ученика начальной школы. С уважением, Лариса Сергеевна.
Большое спасибо, что ответили.Вы мне прояснили ситуацию.Я наметила кое-какие изменения в своей работе после знакомства в Вашим опытом.Ещё раз - ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!
Благодарю Вас, Любовь Владимировна, за высокую оценку моей работе. Успехов и здоровья. С уважением Лариса Сергеевна.
Лариса Сергеевна, отличная работа!!! С удовольствием поддерживаю Вас!!!Ставлю 5+!
Здравствуйте, Татьяна Александровна. Очень признательна Вам за такую оценку моего материала. Успехов и здоровья. Лариса Сергеевна.
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Любовь Владимировна, спасибо за поздравление. Я Вас тоже поздравляю с Новым годом.
Пусть Новый год в Ваш дом войдёт
С надеждой, с радостью, с любовью
И в дар с собою принесёт
Удачу, счастье и здоровье!
Работа и переписка показали. что Лариса Сергеевна владеет темой. Спасибо. Грамотно, актуально, современно. Обязательно использую в своей работе.
Большое спасибо, Ирина, за поддержку и тёплые слова. С уважением, Лариса Сергеевна.
Уважаемая Лариса Сергеевна! В этом учебном году у меня первоклассники, учимся "по новым стандартам". Весь прошлый год проходила курсы, изучала УУД. Могу сказать, что Ваш урок полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к уроку. Действительно, формируются и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные УУД. Учителям, работающим по ФГОС, Ваш урок необходимо взять на заметку и использовать как памятку при подготовке к уроку.
Большое спасибо за представленный опыт! +5 баллов!
Желаю успехов!
Благодарю Вас, Светлана Александровна, за высокую оценку. Успехов и здоровья. Лариса Сергеевна.
Лариса Сергеевна, ВЫ замечательный педагог! Ученикам повезло с учителем! 5+! приглашаю Вас посмотреть и оценить мою работу "Славу умом добывают" Ваше мнение очень важно для меня. Удачи в конкурсе!
Надежда, спасибо за поддержку. Обязательно познакомлюсь с Вашей работой. Удачи, здоровья. Лариса Сергеевна.
Здравствуйте,Лариса Сергеевна!До подведения итогов конкурса остались считанные дни.Мне, как эксперту данного конкурса, очень хотелось бы видеть Вас победителем в данной номинации.Как бы не сложилась ситуация по результатам - я голосую за Вас!!!
Здравствуйте, Любовь Владимировна. Спасибо за добрые слова. С уважением, Лариса Сергеевна.
От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!
Здравствуйте,Наталия Васильевна. Я очень рада, что в состав лауреатов меня выбрало жюри. Это действительно уже победа, как бы не сложилась ситуация в дальнейшем. Огромное СПАСИБО!!!
Здравствуйте, Елена Васильевна. Стать лауреатом благодаря голосованию экспертов - ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ. СПАСИБО!!!Успехов, здоровья. С уважением, Лариса Сергеевна.
Здравствуйте! Работа соответствует современным требованиям. Урок построен как процесс "открытия" каждым учеником конкретного знания. Деятельность на уроке организована так, что требует от ученика усилия, размышления, поиска. Ребёнок имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Спасибо! Желаю удачи!
Здравствуйте, Галина Юрьевна. Ваш комментарий очень заинтеесовал меня, читала несколько раз. Благодарю за поддержку. С уважением, Лариса Сергеевна.
Математический склад ума в гуманитарных науках даёт интересный результат...Поздравляю Вас!
Лариса Сергеевна, с большим волнением ожидала результатов и счастлива видеть Вас в числе ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА!!!!! Рада знакомству)) По-доброму завидую Вашим ученикам и от души ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!!!! Новых творческих свершений и удачи!!!!
Уважаемые коллеги!
Хочется поблагодарить всех за поддержку, высокие оценки, доброжелательность. Я получила огромное удовольствие от участия в таком конкурсе. Повысилась самооценка, появилось желание создавать, творить, творить, творить...!
Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
С уважением Лариса Сергеевна.
Поздравляю вас с победой! Кто знает способности ребенка, его умение общаться в коллективе, находить решения в спорных ситуациях лучше учителя? А первый учитель - это еще и немного мама. Ведь дети приходят в школу еще такими домашними малышами. Желаю вам любить вашу работу, гореть искренним теплым чувством к детям, чтобы не только переданные вами им знания и умения они пронесли через всю жизнь, но и каплю тепла вашей души!