Некоммерческий фонд поддержки культуры, науки, образования и здравоохранения «Вольное дело» (г. Москва) в 2008 году предоставил педагогам и учащимся начальных классов 6 образовательным учреждениям Нижнесергинского района Свердловской области возможность участия в проекте «Компьютер для школьника». Традиционная модель применения компьютеров в российских школах – компьютерный класс. Программа данного проекта отличается от традиционной тем, что каждый учащийся и педагог начальной школы получают ноутбук. Внутри каждого класса инсталлируется сетевое оборудование и разворачивается локальная сеть.
Обучение с помощью информационных технологий может проводиться на любом уроке, на любых факультативных занятиях или планироваться во внеклассной работе.
Все учителя проходят обучение по основам информационных технологий и использованию их в учебном процессе. На компьютеры учителя и учащихся инсталлируется специальное программное обеспечение, позволяющее управлять классом и проводить обучение. Для поддержки проекта создан информационный ресурс – портал проекта, на котором размещены методические материалы, лучшие практики, программные продукты, организованы форумы и ответы на часто задаваемые вопросы. Все перечисленные процедуры реализуются за счет средств фонда «Вольное дело».
Содействие решению проблемы «цифрового неравенства» (неравного доступа граждан к ИКТ) в образовательной среде путем создания условий учителям и ученикам по овладению современными информационными технологиями и использования их в учебной среде.
В образовательных учреждениях проходят методические недели, открытые уроки, семинары, мастер-классы и т.д. Педагогами разрабатываются собственные дидактические материалы. Образовательным учреждением приобретены подставки под ТСО (зарядные тележки), которые позволяют одновременно зарядить 20 ноутбуков. При необходимости они могут купить ноутбук самсунг в Москве.
В ходе реализации проекта предполагается повысить учебную мотивацию, реализовать принцип наглядности, развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, оптимизировать учебный процесс, формирование коммуникативной компетенции и специальных умений у учащихся и т.д.
Нужно быть внимательным, выполняя сложное задание!
Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развитие воображения и эмоций. Применяемые компьютерные программы можно разбить на три группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие. Компьютер на уроке используется для обобщения полученных знаний, при подготовке к творческой работе, при составлении связного высказывания (текста-описания), для демонстрации нового материала и т.д. и на разных этапах урока. На занятиях организуется самостоятельная работа учащихся с компьютером.
Несмотря на явные преимущества от внедрения информационных технологий в учебный процесс, практика показала, что участие в проекте рождает и определенные проблемы.
1. Каким образом находить временные ресурсы на освоение детьми компьютерной техники? Ведь прежде чем начинать работу с ноутбуками и активно использовать их в образовательном процессе, необходимо провести диагностику уровня готовности детей. Один ребенок имеет опыт работы с компьютером и смело осваивает ноутбук, а другой боится прикоснуться к технике. Далее необходимо и тех, и других «подтянуть» до необходимого уровня. Это требует достаточно больших временных затрат. Каким образом разместить эти занятия в расписании, не переходя максимально допустимую нагрузку на ребенка?
Трудно, но ужасно интересно!
2. Освоение детьми компьютерной грамотности требует не только времени, но и централизованной разработанной программы деятельности, которую может использовать каждый учитель начальных классов, участвующий в Проекте. Особенно это актуально, если в начальной школе не преподаются уроки информатики.
3. Курсы повышения квалификации педагогов должны быть систематическими, так как Проект развивается, а не является разовым мероприятием. Значит, на следующих этапах подготовки педагогов образовательное учреждение должно изыскивать на это средства, что затруднительно было и до кризиса. Ставка на самообразование педагога!
4. Участие педагога начальных классов в Проекте придает ему особый статус, который накладывает на него дополнительные обязанности (работа с техникой, ее подготовка к уроку, создание методического обеспечения, обучение детей работе с компьютером, работа с родителями и т.д.) Это требует больших дополнительных временных и физических затрат от педагогов. Возможно, данная дополнительная нагрузка должна дифференцировать зарплату учителя.
Учитель всегда придет на помощь!
Опыт планомерной и систематической работы в Проекте – один год.
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…»
Организаторы Проекта «Компьютер для школьника» предоставляют возможность через Портал задать интересующие вопросы, обсудить проблемы, поделиться своим опытом и воспользоваться опытом коллег. 3-7 декабря 2008 года в Москве для участников Проекта была организована научно-практическая конференция «Чему и как учиться и учить в 21 веке», на которой состоялся живой диалог участников, налажены контакты между педагогами и Фондом, обозначены типичные проблемы ошибки и достижения. Для дальнейшего развития Проекта нужен энтузиазм педагогов, сотрудничество родителей, поддержка администрации и фонда «Вольное дело»!
Но, несмотря на все проблемы, участие в Проекте открывает большие возможности для всех субъектов образовательного процесса. Среда электронного обучения «1:1» («1 ученик – 1 компьютер»), включающая мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, может стать для ребенка целым миром, наполненным новыми возможностями.
Автор: М.В. Округина,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 10, п.Верхние
Серги
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.