Регистрация

Диагностика отношения ребенка к школе

  • 12 ноября 2009

Вхождение в школьную жизнь для многих детей представляет большие трудности. Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования учителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения. Первоклассникам также предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Учитель начальных классов может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

Мы предлагаем педагогу завести на каждого первоклассника «Диагностическую карту» (см. ниже), в которой представлены показатели адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления:  

  1. настроение ребенка (7 уровней проявления);
  2. контакты со сверстниками (6 уровней);
  3. познавательная активность (5 уровней);
  4. дисциплина (6 уровней);
  5. реакции агрессии, гнева (6 уровней);
  6. страх (5 уровней);
  7. двигательная активность на перемене (4 уровня);
  8. общее самочувствие (5 уровней);
  9. успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

Диагностическая карта

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № __________ Класс___________ Дата ________________________

№ уровня показателя адаптации

Показатели адаптации и характеристика их различных уровней

Выбранный уровень
показателя адаптации

Примечание

Настроение ребенка

1

 Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

 

 

2

 Эпизодические проявления снижения настроения

 

 

3

 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий

 

 

4

 Вялость, рассеянность

 

 

5

 Заторможенность, истерия, плач

 

 

6

 Выражение негативного отношения к школе

 

 

7

 Полное нежелание идти в школу

 

 

Контакты со сверстниками

1

 Легко и уверенно входит в коллектив

 

 

2

 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками

 

 

3

 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками

 

 

4

 Робок, малоинициативен, избирателен в общении

 

 

5

 Не поддерживает социальных контактов

 

 

6

 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

 

 

Познавательная активность

1

 На уроках проявляет активность и интерес

 

 

2

 Посещает все уроки без принуждения

 

 

3

 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим

 

 

4

 Учится без видимого желания

 

 

5

 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

 

 

Дисциплина

1

 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя

 

 

2

 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается

 

 

3

 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности

 

 

4

 Требования учителя выполняет неохотно

 

 

5

 На уроках часто отвлекается

 

 

6

 Игнорирует требования учителя

 

 

Реакции агрессии, гнева

1

 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

 

 

2

 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей

 

 

3

 

 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением

 

 

4

 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

 

 

5

 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников

 

 

6

 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

 

 

Страх

1

 Страх отсутствует

 

 

2

 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

 

 

3

 Робок, застенчив, легко теряется

 

 

4

 Указанные черты ярко выражены

 

 

5

 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя

 

 

Двигательная активность на перемене

1

 Ребенок подвижен, активен

 

 

2

 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях

 

 

3

 Двигательная активность низкая

 

 

4

 Двигательная активность всегда низкая

 

 

Общее самочувствие

1

 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

 

 

2

 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

 

 

3

 Периодически жалуется на недомогания

 

 

4

 Жалобы принимают устойчивый характер

 

 

5

 Проявление невротических расстройств

 

 

Успеваемость

1

 Хорошая

 

 

2

 Хорошая/удовлетворительная

 

 

3

 Удовлетворительная

 

 

4

 Удовлетворительная/плохая

 

 

Определение уровня адаптации

Оценка ситуации

Баллы

Уровни адаптации

Благоприятная

9–17

Высокий

Условно благоприятная

18–24

Средний

Неблагоприятная

25 и выше

Низкий

Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к «группе риска». На ребенка «группы риска» заполняется диагностический бланк.

Диагностический бланк

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № ________________________ Класс _______________________

Дата _________________________________________________________

Трудности школьной адаптации

1. В поведении _________________________________________________

2. В учебной деятельности _______________________________________

3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).

4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.

Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка

1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________

2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)

Мать ________________________________________________________

Отец _________________________________________________________

3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________

4. Наличие других членов семьи ___________________________________

5. Материальные условия жизни семьи ______________________________

6. Жилищные условия ___________________________________________

7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________

8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)

Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком.

В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.

Автор: О.Ю. Простатина,
педагог-психолог, г. Москва

«Справочник классного руководителя»

4.5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 18)
  • 12 ноября 2009
  • 13865
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!