Вхождение в школьную жизнь для многих детей представляет большие трудности. Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования учителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения. Первоклассникам также предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.
Учитель начальных классов может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.
Мы предлагаем педагогу завести на каждого первоклассника «Диагностическую карту» (см. ниже), в которой представлены показатели адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления:
Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения _________________________ Возраст ________________
Школа № __________ Класс___________ Дата ________________________
№ уровня показателя адаптации |
Показатели адаптации и характеристика их различных уровней |
Выбранный
уровень |
Примечание |
Настроение ребенка |
|||
1 |
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное |
|
|
2 |
Эпизодические проявления снижения настроения |
|
|
3 |
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий |
|
|
4 |
Вялость, рассеянность |
|
|
5 |
Заторможенность, истерия, плач |
|
|
6 |
Выражение негативного отношения к школе |
|
|
7 |
Полное нежелание идти в школу |
|
|
Контакты со сверстниками |
|||
1 |
Легко и уверенно входит в коллектив |
|
|
2 |
Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками |
|
|
3 |
Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками |
|
|
4 |
Робок, малоинициативен, избирателен в общении |
|
|
5 |
Не поддерживает социальных контактов |
|
|
6 |
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников |
|
|
Познавательная активность |
|||
1 |
На уроках проявляет активность и интерес |
|
|
2 |
Посещает все уроки без принуждения |
|
|
3 |
Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим |
|
|
4 |
Учится без видимого желания |
|
|
5 |
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею |
|
|
Дисциплина |
|||
1 |
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя |
|
|
2 |
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается |
|
|
3 |
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности |
|
|
4 |
Требования учителя выполняет неохотно |
|
|
5 |
На уроках часто отвлекается |
|
|
6 |
Игнорирует требования учителя |
|
|
Реакции агрессии, гнева |
|||
1 |
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует |
|
|
2 |
Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей |
|
|
3
|
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением |
|
|
4 |
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя |
|
|
5 |
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников |
|
|
6 |
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя |
|
|
Страх |
|||
1 |
Страх отсутствует |
|
|
2 |
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен |
|
|
3 |
Робок, застенчив, легко теряется |
|
|
4 |
Указанные черты ярко выражены |
|
|
5 |
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя |
|
|
Двигательная активность на перемене |
|||
1 |
Ребенок подвижен, активен |
|
|
2 |
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях |
|
|
3 |
Двигательная активность низкая |
|
|
4 |
Двигательная активность всегда низкая |
|
|
Общее самочувствие |
|||
1 |
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым |
|
|
2 |
Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости |
|
|
3 |
Периодически жалуется на недомогания |
|
|
4 |
Жалобы принимают устойчивый характер |
|
|
5 |
Проявление невротических расстройств |
|
|
Успеваемость |
|||
1 |
Хорошая |
|
|
2 |
Хорошая/удовлетворительная |
|
|
3 |
Удовлетворительная |
|
|
4 |
Удовлетворительная/плохая |
|
|
Определение уровня адаптации
Оценка ситуации |
Баллы |
Уровни адаптации |
Благоприятная |
9–17 |
Высокий |
Условно благоприятная |
18–24 |
Средний |
Неблагоприятная |
25 и выше |
Низкий |
Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к «группе риска». На ребенка «группы риска» заполняется диагностический бланк.
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения _________________________ Возраст ________________
Школа № ________________________ Класс _______________________
Дата _________________________________________________________
Трудности школьной адаптации
1. В поведении _________________________________________________
2. В учебной деятельности _______________________________________
3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).
4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка
1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________
2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)
Мать ________________________________________________________
Отец _________________________________________________________
3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________
4. Наличие других членов семьи ___________________________________
5. Материальные условия жизни семьи ______________________________
6. Жилищные условия ___________________________________________
7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________
8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)
Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком.
В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.
Автор: О.Ю. Простатина,
педагог-психолог, г. Москва
«Справочник классного руководителя»
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.