Регистрация

Школьный кабинет – пространство для творчества и общения

  • 6 ноября 2009

Усвоение школьниками тех или иных знаний учебной деятельности во многом зависит от культурного потенциала образовательной среды. Учебный кабинет как творческая мастерская учителя, как образовательное пространство, в котором учащиеся берегут традиции своей культуры, позволяет реализовать тот потенциал педагога, который представит его как человека, охраняющего своё жилище, свой храм. Творить в таком храме одно удовольствие.

Чем для педагога является школьный кабинет: местом трансляции обязательных ЗУНов или пространством педагогического общения? В конечном счёте, все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: для кого учитель создаёт и развивает предметный кабинет?

Этот вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Иногда учитель очень грамотно, правильными словами объясняет, что означает субъективность ученика, но продолжает быть верным традициям фронтальной работы, и в процессе внутришкольного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует чаще всего, насколько удобно в нём преподавать. В то же время вопрос – насколько удобно и комфортно в этом кабинете учиться – вызывает порой у учителя раздражение, так как многие, организуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмета, забывая разрабатывать или систематизировать ресурсы предметного кабинета.

В процессе своей педагогической работы я поняла, что учебный успех каждого ученика нужно понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, а кабинет является дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика.

Работая с детьми, всегда стараюсь увидеть интересы ребёнка. Ведь интересы – всегда признак стоящей за ним способности, они показывают уровень развития, которого ребёнок достиг. А чтобы их распознать, надо не забывать себя в детстве, надо уметь смотреть на мир глазами ребёнка. Только тогда можно будет точнее определить, к чему ребёнок готов, с каким материалом он будет наиболее продуктивно и с большей готовностью работать. Единственная возможность научить человека жить в существующих условиях, это, во-первых, создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями; во-вторых, позволить ему опробовать те виды деятельности, которые делают цивилизацию тем, что она есть.

Главные направления работы в кабинете

Раскрытие творческого потенциала личности ученика осуществляется в кабинете в процессе урочной и внеклассной работы.

Содержание работы кабинета:

– научно-исследовательская деятельность учащихся (работа с одарёнными детьми);

– развитие у учащихся литературно-художественных способностей (литературный альманах);

– пробуждение творческого поиска учащихся (проектная деятельность – театр изнутри);

– развитие простейших сочинительских и сценических умений (разработка сценариев);

– экологическое образование: (разработка факультативов «Экология речи», «Экология языка»; участие в конкурсе «Зеленая волна»).

Любимое занятие школьников – самостоятельное сочинение. Подростки с большой радостью откликаются на предложение придумать сказку, написать рассказ под впечатлением сюжета изучаемого или прочитанного дома литературного произведения.

Опыт преподавательской работы с учащимися 5-11 классов по развитию их творчества убеждает в том, что эффективность её во многом определяют позиция учителя, отбор методов обучения, стимулирующих детское мышление, речь, фантазию. В ходе осуществления творческой деятельности человек проявляет способности к постановке цели творчества – созданию новых субъективных образов желаемого результата, новых идеальных моделей – психических образов, получаемых в результате отражения человеком внешнего мира.

Кабинет как литературная гостиная

Цель, которую я преследую – сделать творчество стилем деятельности учащихся, формировать читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения и подготовленного к самостоятельному общению. Так родилась идея создания литературной гостиной. Начальным этапом работы в моей практике стало формирование у подростков непроизвольного интереса к творчеству, преодоление страха перед собственной неумелостью.

Для того чтобы обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, стимулировать развитие художественных способностей я использую эмоциональное и эстетическое воздействие театра. Различные виды творчества образуют своеобразный синтез впечатлений, усиливающий общее эстетическое и духовное восприятие замысла автора.

Литературный текст пьесы, живописное оформление спектакля, музыка и танец – таков художественный сплав, который предлагает ребёнку театр, именно здесь дети находят особенно сильный источник вдохновения.

Так родилась идея эстетической концепции моего кабинета – литературной гостиной. «Театр начинается с вешалки…» – так и наш кабинет, по мнению детей, начинается с вешалки. Функциональный задник может служить выставочным пространством кабинета, а может быть декоративным его элементом.

Театральный занавес – это особый элемент, который используют учащиеся в проектной деятельности. Постановку какого-либо произведения (например, «Белая гвардия» М. Булгакова) начинаем с прочтения. Так же, как в театре, у нас есть актёры, читающие свои роли, есть роль режиссёра, звукооператора, костюмера, директора-распорядителя.

Занавес создаёт необходимую атмосферу духа театра, наличие двух фантазий – литературной и театральной – создаёт необходимое противопоставление образов, пробуждает детское воображение.

Проект принадлежит трём движущим силам, преобразующим кабинет: ученикам – «театр начинается с вешалки»; родителям – занавес и его многофункциональность; педагогу, умеющему правильно направить две предыдущие силы и показать детям, что невозможного нет.

Очень важно, когда тебя понимают, принимают твои замыслы и помогают воплощать их в жизнь. Результат – 1 место в районном конкурсе «Учебный кабинет», 2 место в городском конкурсе «Учебный кабинет» в номинации «Кабинет литературы».

Кабинет как родной дом

Учебный кабинет является и классной комнатой 9 класса «В». Вместе с детьми мы храним традиции класса, стараемся сделать наше образовательное пространство родным домом, в котором зачастую мы проводим большую часть дня. Информативное пространство – наш классный уголок, именно он позволяет нам вспомнить наиболее яркие события четверти, года.

Как учитель русского языка и литературы, как классный руководитель, я уверена, если мы оберегаем свой дом, свой классный дом, если храним традиции, облагораживаем среду, в которой находимся – то будет мир в нашей душе, в нашей школьной семье.

М.Б. Ткаченко,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120 г. Новосибирска

5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 40)
  • 6 ноября 2009
  • 9872
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!