Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства.
В нашей школе одним из путей формирования гражданской позиции у младших школьников является знакомство с родным городом Екатеринбургом. Процесс строится с учетом комплекса задач:
Процесс знакомства детей с Екатеринбургом идёт по трём направлениям:
«Уроки гражданина» проходят регулярно во всех классах. Задачи уроков – вызвать у детей интерес к родной стране, дать представление о родном крае как о части Родины, знакомить с государственной символикой.
Красной нитью вплетается в канву урока материал о Екатеринбурге, как части России. Дети знакомятся с гербами Екатеринбурга и Свердловской области, основными административными зданиями города и области.
На уроках педагоги используют изображения Государственного герба и Государственного флага России, гербов Екатеринбурга и Свердловской области, запись Государственного гимна Российской Федерации, фотографии основных административных зданий и исторических памятников города, портреты знаменитых земляков.
На уроках дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России – россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с Екатеринбургом. И постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает её законы, он любит свою страну, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться.
Темы «Уроков Гражданина» могут быть самыми разнообразными, приведём примеры некоторых из них:
Следующее направление в формировании гражданской позиции у младших школьников – это «музейная педагогика».
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х годов, и было заимствовано из немецкой терминологии. Музейная педагогика – направленное воздействие на посетителя музейными средствами с целью формирования у него определённых навыков поведения в данной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции.
Мы живем в столице Урала – Екатеринбурге, славящемся не только своей промышленностью, но и культурными традициями. В городе более десятка музеев, в которых бережно хранятся образцы культурного, исторического наследия нашего края.
На первых этапах знакомства с музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию музейных экспонатов. Поэтому для первого посещения нами выбираются наиболее яркие, «живые» экскурсии. Это может быть Выставка истории пожарного дела на Урале, Музей кукол или Музей природы. Далее наши ученики посещают:
Перед каждым посещением музея ведётся подготовительная работа, включающая в себя теоретические сведения о музее, об эпохе, к которой принадлежит экспозиция, и беседу о культуре поведения. После посещения музея организуется рефлексия, где дети делятся впечатлениями об увиденном. Здесь могут иметь место выставки рисунков, сочинений, фоторепортажи и т.п.
Особое внимание педагогами нашей школы уделяется экскурсионной работе. Мы убеждены, что дети должны не просто любить свой город, но и знать его. Бесспорно, что впечатление от увиденного воочию не сравнятся с образами оставленными фотографиями, будь то красота архитектурных сооружений или величие памятников. Поэтому на экскурсии учащиеся нашей школы ездят регулярно.
В начальных классах мы ограничиваемся экскурсиями по городу, в средней и старшей школе дети посещают культурные объекты, расположенные в Свердловской области.
Для того чтобы экскурсия оставила глубокий след в душе ребёнка, готовимся к ней так же, как к посещению музея. Соблюдаются три этапа:
1. Подготовительный этап (погружение в материал экскурсии).
2. Непосредственно экскурсия.
3. Рефлексия.
В связи с психолого-физиологическими особенностями семилетних детей в первом классе рекомендуется ограничиться посещением одного объекта – экскурсии на Плотинку, или в усадьбу купцов Харитонова-Расторгуева, или в зоопарк.
Более старшие дети способны дольше концентрировать своё внимание, поэтому им под силу знакомство с серией объектов, например: экскурсия «Дорога Памяти» включает в себя посещение:
Следует отметить, что на сегодняшний день многие туристические фирмы предлагают большой выбор экскурсионных программ, адаптированных к любому возрасту, а некоторые фирмы могут разрабатывать экскурсионные маршруты по вашей заявке.
Анализ областных контрольных работ на тему «Я хочу вам рассказать, где люблю бывать» подтверждает нашу гипотезу о том, что в процессе знакомства с родным городом у учащихся формируется гражданская позиция. Отмечено разнообразие мест, о которых писали дети, высокий уровень теоретических знаний, любовь и гордость за родной город.
На протяжении последних лет в городе совместно с Центром «Одарённости и технологии» проходит городская интеллектуальная игра «Путешествие по Уралу», где учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места. Это также доказывает эффективность выбранных нами форм работы.
Таким образом, целенаправленное и систематическая работа по ознакомлению учащихся младших классов с родным городом ведёт к формированию устойчивой гражданской позиции.
Автор: И.А. Рабченок,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4, г.Екатеринбург
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.