Вопросы, связанные с оценочной деятельностью педагога, были и остаются пока достаточно проблемными для процесса обучения.
С точки зрения, предположим, второклассника и его родителей – нет, не нужна. Она каждый раз становится поводом для семейных споров, взаимных претензий, негативных эмоций по отношению друг к другу…
Но с иной, общественной, точки зрения без оценивания не обойтись. Образование – это особый социальный институт, в котором государство готовит будущих специалистов и профессионалов.
Судить о степени их готовности к той или иной социально значимой деятельности можно только на основании диагностики и оценивания, которые в различных областях социальной жизни принимают различные формы: аттестация, аудит, ревизия, комплексная проверка, системный мониторинг, автоматизированный контроль и пр.
Необходимость и целесообразность социально значимой оценки деятельности очевидны, поскольку позволяют выявить степень, уровень, качество готовности конечного «продукта»: архитектурного ансамбля, художественной повести, компетентности специалиста, знаний и умений учащихся и т.д.
Поэтому этап оценивания в учебном процессе нужен и важен. Это понимают педагоги, ученые, которые стремятся осмыслить учение как вид деятельности. Оценка в этом общем значении не сводится просто к неким номинациям – «отлично», «удовлетворительно» и пр.; нет, она выполняет определенные функции, т.е. отвечает тем самым общественным ожиданиям, о которых говорилось выше.
Однако оценочные компоненты урочной деятельности воспринимаются учениками как стрессовые ситуации, и это связано именно с явлением оценки и ее последствий.
1. Прежде всего – субъективизм педагога, проявляющийся в оценках и соответствующих суждениях. Учитель – живой человек, и ему далеко не всегда удается избежать проекции своего отношения к личности учащегося на оценивание его ответов и письменных работ.
«Плюсы» и «минусы», которыми педагог усиливает или снижает балльную оценку, часто являются свидетельством именно такого, личностно окрашенного отношения. (Собственно, идея тестирования как формы контроля и призвана была как раз разрушить основание для проявлений субъективизма.
Такая форма ставит учащихся в изначально равные условия в получении контрольного задания и должна обеспечить независимость и объективность итоговой оценки).
2. Часто та или иная оценка, в системе получаемая учеником, становится краеугольным камнем, начинающим определять его социальный статус: «отличник», «хорошист», «троечник», «двоечник по жизни»… Причем это случается не только в школьных обстоятельствах, но и в семейных отношениях.
Ежедневное сравнение достижений ребенка с некоей нормой и систематическое несоответствие этой норме пагубно сказывается и на родительских ожиданиях и на самооценке школьника, подростка.
3. Недоработанность системы оценок проявляется и в том, что балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе и нравственные, свойства учеников, но они не могут быть выражены числами, т.к. не могут быть измерены.
В итоге происходит подмена: оценка работы, продукта деятельности начинает восприниматься как оценка личности школьника – его нравственности, интеллекта, жизненных устремлений: нет прилежания – неудачник, ничего не сможет добиться в жизни.
4. Со временем оценка может стать своеобразной ловушкой для ученика. Да, он сам порой способствует тому, что такая «клетка» возникает вокруг него, однако, попав в нее однажды, вырваться из ее ограничивающих рамок оказывается чрезвычайно трудно.
Здесь возможны три варианта: уйти в «глухую защиту» («мне на все наплевать»), время от времени пытаться что-то сделать (но так как запаса знаний и умений немного, то эти усилия далеко не всегда должным образом оцениваются и поддерживаются), и, наконец, «проснуться другим человеком». Последняя стратегия во многом связана с целеустремленностью, темпераментом, наличием волевых усилий, поэтому все она не может подойти для всех.
Прежде всего важно уточнить цель действий педагога. Если она заключается в том, что «обнаружить и уничтожить» незнание ученика, то, пожалуй, приведенные рекомендации не сработают. Если же цель заключается в том, чтобы через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке и саморефлексии (а это уже и социальная функция оценочной деятельности), тогда изложенные советы могут действительно пригодиться.
Чтобы оценочный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, имеет смысл:
В последнее время говорят о необходимости использования само- и взаимооценки в учебной деятельности. Отстаивая необходимость психолого-педагогической работы, направленной на формирование самооценки в учебном процессе, педагоги (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Цукерман и др.) считают целесообразным придерживаться следующих установок:
Начинается все с того, что учитель поощряет разнообразную учебную работу учащихся, давая им возможность заработать первоначальный капитал, на который затем и приобретаются «ценные бумаги». Назначение последних заключается в регулировании процесса оценки (выкуп, отсрочка, погашение и пр. – все как в окружающем социуме).
Одна из самых популярных (но и самых дорогих) ценных бумаг – «Страховой полис», который снижает степень самого большого школьного страха – страха совершить ошибку (он годами терзает самых хороших, талантливых детей). С помощью данной бумаги можно откупиться от ответа. Эта ситуация не просто одномоментно спасает ученика от случайной «двойки», но помогает ученику чувствовать себя более защищенным и уверенным на уроке.
Другая ценная бумага «Передай другому» дает ученику право передать свой ответ другому ученику, когда спрашивают его.
Еще одна – «Плюс один» – может повысить итоговую отметку, переведя ее с тройки на четверку и т.д.
Подытоживая материал, имеет смысл обратимся к словам американского педагога Т. Орлика: «Оценивая детей... необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем, чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно если они для него недосягаемы».
Тогда возможным станет новое прочтение императивного призыва: «Оцени!». Вспомнив об учениках, их ожиданиях и страхах, о родительских чаяниях и разочарованиях, о позитивных и негативных последствиях учебной отметки, сделаем новый акцент: «О, цени…».
Автор: Lepta
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень хорошие приемы оценивания. Научив детей ориентироваться в критериях оценки и применяя разные способы регулирования оценки знаний ученико, учитель решает проблему субъективности оценивания и снижает агрессивность в восприятии учениками двоек и троек. Повышается осознанность учения и возможность самоконтроля и вообще так интереснее учиться, когда ты сам можешь влиять на процесс контроля знаний.
Согласен с автором - "О - Цени..."!
Только и к этому имеется маленькая тонкость - ценить необходимо конечный результат уровня развития активного сознания Личности, причём в трёх мерном фрактальном измерении. А для этого всем педагогам необходимо знать, как минимум, педагогическую информологию.
Современная оценка знаний - это микрокачественное утверждение некоей меры подготовки тестируемого какой - то микро частички объёма знаний любого предмета. Т. е. объективности проверки качества и количества знаний любого предмета в современной школе в принципе не существует. Особенно на заключительной проверке при сдаче ЕГЭ.
Такие вот мои сомненияю. С уважением, Владислав.
Согласна полностью с автором статьи. Я как то читала у бихевиористов (например, Джулии Варгас), что эффективней оценок система суммирования плюсов на выполненную работу, штрафов за нарушение сроков или плохую подготовку (отнимаем плюсы), и бонусов-поощрений за выполнение сверх меры, за ранний срок сдачи материала (домашнего задания) и т.д. Рекомедую почитать Методологию повышения школьной успеваемости, там как раз много об этом пишут. В основе всего - положительное подкрепление.
Все чаще "О, цени"....ваются кошельки родителей и всяческая спонсорская помощь.........,а не физические способности учеников.....