К теме детского творчества, развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. И это постоянство говорит о том, что в каждый период кроме традиционных находятся особые, отражающие именно данный период, установки, взгляды, приемы и методы творчества.
Известно, что детский возраст многие определяют как самый податливый для педагогических воздействий период: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока. Не случайно многие ученые считают, что чем раньше ребенка приучают и обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты такой деятельности. Это утверждение в некоторых областях может оказаться достаточно спорным, но, что касается креативной педагогики, оно без сомнения верно.
Прежде всего у детей творчество оказывается вплетенным в игровую деятельность. Их объединяет процесс развлечения, получения удовольствия: для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат, получаемый в конце.
Кроме того креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы: именно в детстве мы способны до слез переживать за любимых героев в сказках, мультфильмах, кино. Благодаря знакомству с произведениями искусства ребенок открывает для себя мир, знакомится с взаимоотношениями людей, постепенно узнает самого себя. Иногда творчество выступает как компенсация за неудачи в других видах деятельности: «я плохо считаю, зато умею рисовать, и мои рисунки показывают первыми».
Однако креативная педагогика – сфера более чем тонкая. Из-за неустойчивости многих психических процессов в данный период многие приемы и методы развития креативности, которые отлично зарекомендовали себя в работе с подростками, оказываются не столь эффективными, когда речь идет о более раннем возрасте.
1. Прежде всего обратим внимание на создание нужной атмосферы. На творческих занятиях недопустим педагогический нажим, повышенный голос педагога, использование явных и скрытых угроз («а если вы испачкаете пластилином столы или стулья, то я…!»). Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность... сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».
2. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей ребенка к творчеству являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ученику только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку и максимальное положительной подкрепление действий учащихся (похвала, одобрение) и т.д.
3. Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому. При работе с этой группой педагогу следует:
4. Но, говоря о внешних условиях, способствующих созданию креативной атмосферы занятия, нельзя забывать о его содержании, так как это главное, что должно побуждать ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, элементы новизны, совместное эмоциональное переживание и т.д.
Примеров эффективной организации творческих занятий достаточно много. Приведем лишь несколько примеров. Так, на одном из занятий мы добавили в традиционную русскую сказку «Колобок» персонажей других сказок: Шапокляк, Чебурашку, крокодила Гену, и старая сказка стала совсем иной, современной, узнаваемой детьми… и «с хорошим концом» (что, оказывается, очень ценимо нашими детьми). А какой эмоциональный подъем вызвало это обсуждение!
На другом из занятий мы фантазировали с красками: каждый ребенок оставлял на половине большого листа ватмана запятую, крючок, волну, облачко… Задание уже показалось необычным и интересным для детей, однако было еще и продолжение. Лист согнули, рисунки перемешались, распределились по всему ватману; в итоге получилось разноцветное абстрактное полотно…
Мы с детьми искали и обнаруживали на этом полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание» (обязательно по желанию!) ребятам было предложено придумать историю, как это растение или предмет попали на лист ватмана. Варианты были самыми разнообразными, от констатации, что это «Маша птичку нарисовала», до заверения, что все зверушки специально прятались в коробке с красками, а потом «выпрыгнули» на листок.
Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся детям, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами рисуют один рисунок на двоих. Но при этом им нужно соблюдать «три правила»: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и рисовать без слов. А потом каждый рассказывает, что он задумал, и как изменялась эта задумка в зависимости от действий своего партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Как иногда непонятно, что там рисует Сережа? Анюта? И как оказывается в конце интересно увидеть целую картинку…
Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания:
Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много. Но главное заключается в том, чтобы и форма, и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у наших детей не возникало ощущения обычности, рутинности, настраивающих на обычность идей и мыслей. Именно необычность и новизна не только создают определенный эмоциональный фон, но и поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. «Обучить творческому акту нельзя, – отмечал Л.С. Выготский, – но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».
В качестве пожелания к творческим «со-действиям» педагогов и детей уточним некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области креативной педагогики:
Успехов Вам!..
Автор: Lepta
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Фантазию и чувство юмора развивать сложно , но все же можно. Для этого нужны не только атмосфера творчества и интересные заданния, главное, нужны люди (т.е. педагоги, родитеи, друзья, коллеги по работе), с которыми интересно творить и у которых есть чему поучиться . Чем больше с творческими людьми находишься, тем лучше и быстрее развивается острота мышления и умение выйти за пределы стереотипного восприятия действительности.
Любое творчество основано на уже имеющихся знаниях и умениях. Многолетний опыт работы с детьми показывает значительное снижение уровня развития творческих способностей детей.
Я с вами не согласна. Работаю в начальной школе 26лет и уверена, что большие информационные возможности только способствуют раскрытию творческого потенциала детей. В начальную школу в своём большинстве дети приходят имея за плечами опыт, полученный в детских садах и в студиях дополнительного образования, которых сейчас множество. Посмотрите, дети получают развитие с ранних лет. 5-10 лет назад выбор был ограничен. А сейчас всё в руках родителей, возможностях ребёнка и таланте педагога. Так что от нас зависит многое. ГЛАВНОЕ УВИДЕТЬ В РЕБЁНКЕ ЭТУ СПОСОБНОСТЬ и способствовать её развитию.
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!