Регистрация

Формирование познавательной деятельности с помощью курса «Основы логики»

  • 28 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Мой педагогический стаж 28 лет. Каждый новый учебный год мною начинается с нового поиска на заданный вопрос, как научить ребёнка учиться? Много пришлось мне поработать над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, осмысленно выполнять логические операции, делать правильные выводы, рассуждения, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Чтобы дети правильно  мыслили необходимо ребёнку знать, понимать приёмы логического  мышления, и умело ими оперировать в нужной ситуации.

И вот я вышла на идею создания своего учебного курса, который оказывает мне и моим ученикам большую помощь в учебно-воспитательном процессе. Необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.

Школьники должны ясно осознавать мыслительные задачи, знать основные пути их реализации. Я разработала курс «Основы логики».

Формирование познавательной деятельности учащихся.

Задача курса:     

  1. Формирование мыслительной деятельности учащихся начального звена.
  2. Раскрытие конкретного смысла понятий модели мыслительной деятельности.
  3. Повышение логической грамотности учащихся.

Цели:

  • развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением формальной логики, используя подходы:
  • алгоритмический подход к решению задач (умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение последовательности действий);
  • объектно-ориентированный подход (умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами, умение описывать предмет по его признакам, свойствам, функциям);
  • системный подход (рассмотрение объектов от простого к сложному);
  • формирование навыков решения логических задач и ознакомление их с общими приёмами решения задач: «с чего начинать рассуждать?» (поиск закономерностей, рассуждение по аналогии, по алгоритму, развитие воображения);
  • расширение кругозора учащихся в области математики, русского языка, окружающего мира.

Психологи считают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте с 5 до 11 лет. И мой курс рассчитан с 1 класса по 4 класс. Материал разделён по классам, по четвертям. Обучение происходит в занимательной и игровой форме. Каждая тема заканчивается диагностической работой, которая мною составлена. Совместно с психологом провожу контрольные срезы в виде тестов 3 раза в течение учебного года.

Содержание урока логики связано с предметными и метапредметными знаниями учащихся. Пробовала я соединять содержания урока основы  логики и урока математики, казалось бы, они взаимосвязаны, но такой эффективности понимания материала учащимися не произошло, какой я получаю сейчас.

На отдельном уроке логики больше времени отводится на понимание содержания каждого понятия и умения применить его на других уроках. Дети выполняют мыслительные операции не на уровне интуиции, а осмысленно, с пониманием. Работая с группой учителей, я обмениваюсь своим опытом работы. Давала открытые уроки по «основам логики» учителям, завучам школы, района, края.

Работала я с детьми, обучающимися по разным программам: развивающее обучение, традиционная школа. Везде прекрасно приживается урок логики. Какая огромная помощь в учении оказали мои уроки ребятам из класса коррекции. Дети научились учиться. Результат моей многолетней работы по созданию, апробированию курса «Основы логики» – повышение интеллекта ученика, повышение качества обученности.

Результатом  моей работы стали работы учеников. Диагностические работы провожу совместно с психологом по методике Равена.

В процессе обобщения важную роль играет абстрагирование, а результатом является понятие. Чтобы приобщить какой-либо предмет к тому или иному роду, необходимо не только изучить его всевозможные признаки и сравнить их с признаками других предметов, но и установить существенные признаки, абстрагируясь от других и находя общее, указать род данного предмета.    

Формирования логических навыков учащихся представляет особо важную проблему. Логика необходима там, где имеется потребность привести в порядок эмпирические знания. Обеспечивает взаимопонимание учителя и учащихся, помогает развитию творческого мышления.

Диагностические  методики необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы.

Учащиеся, в которых классах я вела свой курс «Основы логики», не потеряли интерес к учебным занятием в среднем и старшем звене. В данном классе было много медалистов. От учителей-предметников множество благодарностей было получено в мой адрес за внедрение моих идей. Дети умели самостоятельно организовывать учебный процесс.

Я очень рада, что спустя 17 лет, мои труды не прошли даром. В новых стандартах второго поколения включена программа по формированию логического мышления. Я согласна, что ребёнка надо «учить учиться».

В настоящее время я имею возможность поделиться  с коллегами своим опытом по формированию логического мышления учащихся через учебно-воспитательный процесс (на примере урока логики в 1 классе).

Тема урока: формирование логического приёма – обобщения.

Цели урока:

1. Формирование мыслительной деятельности учащихся через средства, логические приёмы: сравнение, анализ, абстрагирование и выход на обобщение, используя общие (сходные) признаки предметов данного множества.

2. Совершенствование знаний, умений, навыков определять закономерность, по заданной закономерности выполнять задание, строить логические квадраты, используя свою закономерность.

Автор: Сутугина Надежда Александровна, учитель начальных классов, высшая  квалификационная категория, МОУ Шушенская СОШ № 3, п. Шушенское, Красноярского края, стаж работы по специальности 28 лет.

Надежда Александровна – руководитель ШМО, руководитель ТГ «Внедрение новых ФГОС», участвует в конкурсах совместно со своими учениками: ее ученик занял 3 место в России в дистанционной викторине «День Математики в Сказочной стране» и т.д. Фото автора логика

Приложение: План урока логики в 1 классе. Диагностическая  работа. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу начальной школы.

3.1 из 5 звезд
(голосов: 14, сумма баллов: 44)
  • 28 января 2011
  • 8108
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна

Любовь Владимировна 29.01.2011 в 21:46

Уважаемая Надежда Александровна! Ваша работа напечатана? Очень хотелось бы с ней познакомиться. Я тоже в ГПД провожу занятия клуба "Логика", использую работы А.З.Зака, Л.Ф. Тихомировой .

Sergejs

Sergejs 19.04.2011 в 13:04

Zdraste, ja iwu Andreja Pavlovi4a, vi znaete takova? imu 40 let zivjot v gorode Kohma. Imu do4ka est ejo imja est Lubov. eta ne vi?

Sergejs

Sergejs 19.04.2011 в 13:11

Skype SergejsAntonovs Piwite esli wtota znaete.

Ольга Александровна

Ольга Александровна 03.02.2011 в 21:15

Надежда Александровна, Вами проводится очень нужная и важная работа. Логическое мышление - это основа для развития всех мыслительных процессов. Успехов в работе!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!