Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Мой педагогический стаж 28 лет. Каждый новый учебный год мною начинается с нового поиска на заданный вопрос, как научить ребёнка учиться? Много пришлось мне поработать над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, осмысленно выполнять логические операции, делать правильные выводы, рассуждения, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Чтобы дети правильно мыслили необходимо ребёнку знать, понимать приёмы логического мышления, и умело ими оперировать в нужной ситуации.
И вот я вышла на идею создания своего учебного курса, который оказывает мне и моим ученикам большую помощь в учебно-воспитательном процессе. Необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.
Школьники должны ясно осознавать мыслительные задачи, знать основные пути их реализации. Я разработала курс «Основы логики».
Задача курса:
Цели:
Психологи считают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте с 5 до 11 лет. И мой курс рассчитан с 1 класса по 4 класс. Материал разделён по классам, по четвертям. Обучение происходит в занимательной и игровой форме. Каждая тема заканчивается диагностической работой, которая мною составлена. Совместно с психологом провожу контрольные срезы в виде тестов 3 раза в течение учебного года.
Содержание урока логики связано с предметными и метапредметными знаниями учащихся. Пробовала я соединять содержания урока основы логики и урока математики, казалось бы, они взаимосвязаны, но такой эффективности понимания материала учащимися не произошло, какой я получаю сейчас.
На отдельном уроке логики больше времени отводится на понимание содержания каждого понятия и умения применить его на других уроках. Дети выполняют мыслительные операции не на уровне интуиции, а осмысленно, с пониманием. Работая с группой учителей, я обмениваюсь своим опытом работы. Давала открытые уроки по «основам логики» учителям, завучам школы, района, края.
Работала я с детьми, обучающимися по разным программам: развивающее обучение, традиционная школа. Везде прекрасно приживается урок логики. Какая огромная помощь в учении оказали мои уроки ребятам из класса коррекции. Дети научились учиться. Результат моей многолетней работы по созданию, апробированию курса «Основы логики» – повышение интеллекта ученика, повышение качества обученности.
Результатом моей работы стали работы учеников. Диагностические работы провожу совместно с психологом по методике Равена.
В процессе обобщения важную роль играет абстрагирование, а результатом является понятие. Чтобы приобщить какой-либо предмет к тому или иному роду, необходимо не только изучить его всевозможные признаки и сравнить их с признаками других предметов, но и установить существенные признаки, абстрагируясь от других и находя общее, указать род данного предмета.
Формирования логических навыков учащихся представляет особо важную проблему. Логика необходима там, где имеется потребность привести в порядок эмпирические знания. Обеспечивает взаимопонимание учителя и учащихся, помогает развитию творческого мышления.
Диагностические методики необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы.
Учащиеся, в которых классах я вела свой курс «Основы логики», не потеряли интерес к учебным занятием в среднем и старшем звене. В данном классе было много медалистов. От учителей-предметников множество благодарностей было получено в мой адрес за внедрение моих идей. Дети умели самостоятельно организовывать учебный процесс.
Я очень рада, что спустя 17 лет, мои труды не прошли даром. В новых стандартах второго поколения включена программа по формированию логического мышления. Я согласна, что ребёнка надо «учить учиться».
В настоящее время я имею возможность поделиться с коллегами своим опытом по формированию логического мышления учащихся через учебно-воспитательный процесс (на примере урока логики в 1 классе).
Тема урока: формирование логического приёма – обобщения.
Цели урока:
1. Формирование мыслительной деятельности учащихся через средства, логические приёмы: сравнение, анализ, абстрагирование и выход на обобщение, используя общие (сходные) признаки предметов данного множества.
2. Совершенствование знаний, умений, навыков определять закономерность, по заданной закономерности выполнять задание, строить логические квадраты, используя свою закономерность.
Автор: Сутугина Надежда Александровна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МОУ Шушенская СОШ № 3, п. Шушенское, Красноярского края, стаж работы по специальности 28 лет.
Надежда Александровна – руководитель ШМО, руководитель ТГ «Внедрение новых ФГОС», участвует в конкурсах совместно со своими учениками: ее ученик занял 3 место в России в дистанционной викторине «День Математики в Сказочной стране» и т.д. Фото автора логика
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Надежда Александровна! Ваша работа напечатана? Очень хотелось бы с ней познакомиться. Я тоже в ГПД провожу занятия клуба "Логика", использую работы А.З.Зака, Л.Ф. Тихомировой .
Zdraste, ja iwu Andreja Pavlovi4a, vi znaete takova? imu 40 let zivjot v gorode Kohma. Imu do4ka est ejo imja est Lubov. eta ne vi?
Надежда Александровна, Вами проводится очень нужная и важная работа. Логическое мышление - это основа для развития всех мыслительных процессов. Успехов в работе!