Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
В семье появляется ребенок, совсем крохотный. Первые шаги, первая улыбка, первые слова – какое это счастье! Его глазки смотрят на мир с интересом, его сердце умеет прощать.
Время летит, и мы не успеваем оглянуться, как наш ребенок стоит на пороге первого класса, на пороге чего-то нового и неизведанного. Волнуется не только ребенок, но и родители, которые отдают ребенка – самое дорогое в жизни – неизвестному пока еще педагогу. «Как будут относиться к ребенку? Сможет ли он влиться в коллектив? Не будут ли его обижать?» – эти вопросы задает себе каждый родитель. И мне как первому учителю доверено самое дорогое. Задача учителя не только научить писать, читать и считать, но и воспитать малыша настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.
Мало кто знает, с какими трудностями приходится сталкиваться первому учителю. Не все дети сразу могут влиться в новый коллектив, кто-то только что вырвался из под родительского «крыла», и таким детям намного сложнее адаптироваться к новым условиям жизни.
Кто-то плачет, кто-то дерется, кто-то вообще не понимает, зачем его мама отдала чужой женщине. К каждому нужно найти подход, выкроить время, чтобы поговорить, успокоить, направить и сделать так, чтобы каждому ребенку было комфортно учиться и находиться в новом коллективе, а ведь впереди еще 11 лет.
Поэтому главная задача классного руководителя в первые дни пребывания ребенка в школе – полюбить каждого малыша, как своего родного, чтобы каждый ребенок смог увидеть в вас «маму», чтобы в классе он чувствовал себя, как в своем доме, ведь «мой дом – моя крепость».
Я всегда была против таких высказываний учителей, как: «Учитель должен держать детей на расстоянии вытянутой руки. Мои дети – дома, а это чужие дети, я их отучил и пошел домой, пусть ими занимаются родители». Это, по моему мнению, неправильные высказывания.
Нет ничего плохого в том, что маленький ребенок может подойти и обнять своего первого учителя, довериться, рассказать о своих переживаниях, поплакать на плече у классного руководителя, быть понятым и услышанным. Ведь много примеров в жизни, когда педагог становится ближе, чем родитель.
И если вы в 4-м или 3-м классе, когда наши дети становятся взрослее, услышите: «Наша учительница – это многодетная мама, у нее 30 детей!», – то, я считаю, что это большой успех в работе классного руководителя.
Не нужно отталкивать детей, ведь чужих детей не бывает, ведь жизнь порой бывает жестока, еще много раз детям придется сталкиваться с несправедливостью, быть отвергнутыми и непонятыми, так не губите детские чувства на первых этапах новой жизни.
Помимо любви к детям, учитель должен видеть в ребенке маленькую ЛИЧНОСТЬ, уметь ценить и уважать его мнение и интересы. Понятно, что маленькая личность еще не сформирована до конца, и направить, наставить на путь истинный – это вторая задача учителя.
Как мы это будем делать? Ни в коем случае нельзя унижать,оскорблять детей, говорить, что учитель всегда прав – это абсолютно неправильный подход к воспитанию. Учитель должен уметь слушать и слышать, чего хочет каждый ребенок, уметь объяснить «что такое хорошо и что такое плохо», уметь подсказать и направить на правильный путь.
Каждое воспитание начинается с семьи. Поведение родителей, их характер, отношения к жизни, отношение между собой – все это отражается на поведении ребенка. Поэтому связь с семьей – это важнейшее звено в воспитании. Важно, чтобы каждый родитель на первом же собрании и при личных беседах понял, что пока ребенок еще мал, он нуждается в их поддержке, опоре и помощи, родитель должен быть рядом с ним и ни в коем случае не перекидывать все проблемы воспитания на школу и учителей. Сотрудничество с классным руководителем – важная задача родителей.
«Это школа во всем виновата. Мой ребенок ангел, а вы на него наговариваете!» – к сожалению, такие слова в наше время мы слышим все чаще и чаще, и эта политика родителей абсолютна неправильна. Нужно объективно оценивать своего ребенка, стараться прислушиваться к мнению окружающих. Ведь родительская любовь порой бывает слепа, и можно упустить время, а потом воспитывать свое чадо будет уже поздно.
Воспитание нравственности – еще одна из важных задач педагога. Кто-то помог отстающему, кто-то пропустил девочку вперед, кто-то поделился конфетой с товарищем, кто-то хорошо отвечал на уроках. Все положительные поступки, все проявления заботы, доброты нужно отмечать и уделять этому большое внимание. Ведь каждый ребенок на похвалу реагирует положительно и в следующий раз постарается сделать еще лучше.
Наказание! Без этого не обойтись. Наказывать нужно в пределах разумного. Иногда слово намного сильнее, чем ремень родителя. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным. Сначала необходимо спросить у ребенка, зачем он совершил данный поступок, и выслушать его мнение, попросить дать оценку совершенному поступку.
В большинстве случаев ребенок не знает, что сказать себе в оправдание, может начать сваливать вину на других. Нужно объяснить, что каждый должен отвечать сам за свои поступки, что Васю вы спросите потом. Если и это не помогает, то нужно четко, строгим тоном разъяснить ребенку, что он сделал неверно. С этой целью я в классе провожу классные часы и пятиминутки на уроке, если того требует случай. Да, жертвовать ценными минутами на уроке в воспитании школьников иногда приходится, если ты учитель и классный руководитель в одном лице.
Умение работать в группе – одно из главных факторов успешного развития учащихся. Не так-то просто научиться работать сообща. Для этого я стараюсь не вмешиваться в конфликты и отношения между учениками, стараюсь объяснить, что сначала нужно попробовать разобраться самим и если не получится, то обратиться к взрослому, что нужно уметь слышать друг друга.
К 4-му классу дети уже реже подходят к классному руководителю, если у них возникли проблемы между собой, а разбирают ситуацию сами, и конфликтов практически уже не бывает. Они становятся дружны, и девиз нашего класса: «Один за всех, и все за одного!»
«Нельзя давать детям власть!» Кто это сказал? А как же воспитание самостоятельности и творческого потенциала? Авторитарный режим уже в прошлом. Этот стиль может быть востребован на первых этапах становления коллектива, но к отрицательным качествам данного стиля относится то, что он способствует снижению творческой инициативы детей, ухудшает социально-психологический климат.
Давать власть детям можно, но нужно постоянно наблюдать и направлять детей, делать это с умом: вроде ты и не вмешиваешься, и вся инициатива идет исключительно от них, но, в свою очередь, правильно их направляешь. У меня в классе, начиная со второго года обучения, проходят выборы старосты класса и совета класса путем голосования, во втором классе уже видны явные лидеры. Разработаны обязанности данной ячейки класса.
Дети сами выбирают, что им интересно, куда поехать на экскурсию, какой праздник можно провести, организуют дежурства, проводят различные классные мероприятия, а начиная с 3 класса уже и репетиции. За советом и помощью всегда обращаются ко мне, все согласовывается, без этого никуда.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс воспитания личности – это сложный процесс, который включает в себя достатночно много аспектов и нюансов. От личности учителя, его настроя, его отношения к детям, его профессионализма зависит воспитание наших детей.
Автор: Герасимова Лариса Александровна, учитель начальных классов 2 квалификационной категории ГОУ ЦО № 1989 города Москвы. Стаж работы – 14 лет. Помимо работы с детьми, Лариса Александровна увлекается ландшафтным дизайном. Фото автора lisa75
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Добрый день,Лариса Александровна! Замечательные мысли и замечательная статья!
Здравствуйте,Любовь Владимировна! Спасибо большое за поддержку !
Лариса Александровна, доброго времени суток! Спасибо за интересную статью. Прочитав ее, подтвердила для себя эталоны в воспитании и общениии с детьми. Из вашей статьи видно, что вы соратник, а не наставник, чувствуется, что с детьми вы открыты и доброжелательны. Желаю удачи во всех ваших начинаниях!
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за добрые пожелания, очень приятно, что вам понравилось!
А вот и мои предыдущие выпускники подтянулись, 8 класс уже. Ильмира, спасибо тебе за поддержку.
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за добрые пожелания, очень приятно, что вам понравилось!
Добрый вечер, Лариса Александровна! Присоединяюсь к мнению коллег о том, что ваша работа достойна отличной оценки. Основная мысль донесена до читателя очень просто, доходчиво. Но вместе с тем можно увидеть: творческий, инновационный подход к обучению; дифференциальный, индивидуальный подход к каждому ученику; внимательное отношение к родителям.
Успехов в конкурсе!
Здравствуйте, Ольга Александровна! Спасибо вам за высокую оценку,интересный комментарий и добрые пожелания!
Добрый вечер Лариса Александровна!Присоединяюсь к мнению ваших коллег, что статья очень интересная и достойна высокой оценки (5+).
Здравствуйте, Лариса Александровна!!! С таким удовольствием прочитала Вашу статью! Сразу видно, что вы человек своей профессии, которому можно и нужно доверять своих детей. В статье указаны основные моменты вашей воспитательной работы с детишками в очень простой, содержательной и в то же время понятной форме. Очень радует, что такие преподаватели работают в наших школах. Считаю, что такие статьи просто необходимы, потому что иногда мы забываем про самые главные вещи в нашей повседневной жизни. Еще раз спасибо Вам за Ваш профессионализм и удачи в конкурсе и во всех Ваших начинаниях!
Мария, спасибо вам за содержательный комментарий ,отзыв и оценку моей статьи. С уважением, Лариса Александровна.
Здравствуйте Лариса Александровна ! С большим интересом прочитала статью , мне очень понравилось! Вы замечательный педагог !
Здравствуйте! Я мама ребенка, который учится у Ларисы Александровны.
Лариса Александровна, Вы хороший учитель и классный руководитель! Мне понравилась Ваша статья, всегда знала, что Вы любите наших детей! Удачи в конкурсе!
Надежда Владимировна, Диана, Елена Викторовна здравствуйте!Очень признательна Вам,что заинтересовались и прочитали мою статью! Спасибо, за положительные отзывы и оценку.
Вообще, вся статья звучит как автобиография педагога с рабочим, 14-летним стажем.В чем лично я убеждаюсь каждый раз ,наблюдая за своим ребенком, который учится у Ларисы Александровны, а также прочитав комментарии коллег, выпускников и таких же как я родителей.
Здравствуйте,Екатерина Владимировна. Очень рада, что вы заинтересовались моей статьей и примкнули к ее обсуждению. Спасибо за добрые слова.
Лариса, Вы педагог от Бога! Таких бы побольше, мир стал бы краше!
Татьяна и Галина Григорьевна, спасибо вам за ваши отзывы. Очень вам признательна!
Уважаемые коллеги, дети, ученики и родители. Я прошу вас, если вы прочли статью и поставили отрицательный балл, то, пожалуйста, напишите в комментариях, что конкретно вам не понравилось. Мне это очень важно. Я умею адекватно относиться к критике и в этом ничего плохого нет. Я не ставлю целью выиграть данный конкурс, просто хочется поделиться своей видимостью проблемы воспитания в школьном коллективе,коли появилась такая хорошая
возможность, а проблема эта достаточная серьезная. Ведь чем комфортнее ребенку в школьном коллективе, тем выше его успехи в обучении . Может я что-то упустила из виду.
Заранее благодарна.
Добрый день Лариса Александровна. Очень правильные рассуждения о том, что дети и их первый учитель должны полюбить друг друга, и таким образом они становятся одним целым. Учителю легче подобрать тонкую психологическую ниточку к с доверию ребенка, а каждый ребенок начинает ходить в в школу с радостью.
Замечательная статья. Вот все бы такие учителя были и так же относились к нашим детям!
Лариса Александровна, спасибо за Ваш труд!
Здравствуйте! После очень неудачного опыта с детским садом, я морально готовилась к "боевым" действиям в школе, куда мой сын должен пойти в будущем году, но прочитав статью, мне немного отлегло от сердца, приятно понимать, что есть педагоги которые слушают и слышат ребёнка, и принимают каждого ребёнка как личность, может своеобразную но личность, мы конечно живём в другом округе и вряд ли попадём к Ларисе Александровне, но очень хочется надеяться, что такие педагоги будут и в нашей школе.
З.Ы. Я до сих пор со слезами умиления вспоминаю свою первую учительницу, и мы были у неё первым выпуском, и очень хочу, чтобы и мои дети с трепетом вспоминали своих педагогов, ведь они нам иногда, заменяют родителей.
Добрый вечер, Светлана Евгеньевна! Спасибо Вам за комментарий. Надеюсь все у вашего ребенка будет хорошо и попадется профессиональный учитель. Удачи Вам и Вашим детям!
Актуально, значимо, доступно, полезно! Автору спасибо и удачи в своем призвании !!!
Здравствуйте, Лариса Александровна. Мне Ваша статья понравилась,обязательно оставлю свой голос. Действительно очень много в классе зависит от учителя, от его настроения , профессионализма и от того как он относится к детям.
Здравствуй, Даша! Спасибо тебе за содержательный комментарий и оценку.
Очень хорошая статья. "Правила поведения в коллективе", "Схема классного самоуправления" и "Обязанности старосты" помогут начинающим учителям в работе. Спасибо!!!
Здравствуйте, Галина Павловна. Спасибо за то, что прокомментировали и оценили статью,очень вам признательна.Надеюсь, что моя работа, на самом деле, станет хорошим подспорьем в воспитании детей для молодых педагогов.
Здравствуйте Лариса Александровна! Я мама Семена. Статья замечательная и очень доступная для понимания . Но самое главное для меня , что Вы на самом деле для наших детей "КЛАССНАЯ МАМА". Очень жаль , что мой младший сын не попадает к Вам. СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ за то, что наши дети всегда могут найти у вас защиту и опору, а так же ответы на свои "почему...что...как..."
Добрый вечер,Елена Николаевна. Спасибо Вам большое, что заглянули, заинтересовались и поддержали меня!
Уважаемая Лариса Александровна!
Очень интересная, познавательная и замечательная статья!
Преклоняюсь Вашей перед Вами и Вашей профессией!
Побольше бы таких преподавателей.
Терпения Вам и всяческих успехов!
Елена Борисовна, здравствуйте. Признательна вам за ваш комментарий.Спасибо.
замечательная статья очень познавательно!!!а самое главное,что это на самом деле так и есть!Вы молодец так держать=)))
Мне очень понравилась статья. Если учитель с детками говорит таким же доброжелательным языком, с замечательной, доброй энергетикой - это прекрасно! Спасибо, 5 баллов!
Олег, Ирина, Марина Юрьевна, спасибо вам, что проявили интерес к моей работе !
Ирина, спасибо большое, что проявили интерес и поддержали. Очень вам признательна!
Замечательная статья! Ум, такт, доброта учителя чувствуются в каждой строчке! Победы Вам, Лариса Александровна!
Лариса Александровна! У Вас получилось просто и доступно рассказать о сложном процессе воспитания школьников. Удачи и успехов автору!
Лариса Александровна, с большим интересом познакомилась с Вашей конкурсной работой, а точнее, с Вашей педагогической деятельностью. Как хорошо, когда педагог считается с мнением ученика, даёт ему право выбора и решает с ним серьёзные вопросы на равных условиях. Дети очень сильно чувствуют фальш и нечестность. В Вас же они видят равноправного партнёра и искреннего человека. Вы удивительно мудрый педагог. Мои искренние пожелания Вам успехов, здоровья, удачи во всём. С уважением, Екатерина Леонидовна.
Екатерина Леонидовна, очень интересно было прочитать ваш комментарий,спасибо Вам большое за оценку моей работы.
«Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя» (Ш. Амонашвили) - очень мудрые слова,не только мы воспитываем детей, но и они нас очень многому учат.
Спасибо за полезные и интересные сведения! Как это сложно и важно - воспитать ответственность за свои поступки и самостоятельность в принятии решений. Успехов!
Ольга Александровна, вам тоже большое спасибо за то, что проявили интерес к моей работе.
Добрый вечер,Лариса Александровна!Замечательная статья!Ваша работа,действительно достойна отличной оценки!И мы рады,что такие учителя работают в наших школах!С Вашей помощью дети открывают этот прекрасный мир и познают многие науки.Желаю Вам удачи во всех ваших начинаниях!(Могильницкая Ю.А.)
Здравствуйте, Юлия! Спасибо вам за проявленный интерес к моей работе.
Доброго времени суток, Ларисик. Так мило всё написано. Если-бы все так делали, то мир можно было-бы изменить. Изменить на добро. Но в жизни присутствует много негатива. Ты одна не сможешь поменять ВСЁ. Дети, приходя домой, окунаются в повседневную жизнь, в которой только есть понятия власть и деньги. Но, это правильная попытка воспитать детей нормально - В лагере за смену или в начальных классах за несколько лет. С уважением.
Вова, спасибо, что зашел,поинтересовался моей статьей и оценил ее.
Детство-это пора, которая не повториться никогда и очень быстро уходит. Что мы заложим в детстве, то и получим в будущем.
ЗЫ: Я думаю, что многие учителя работают таким образом. Да, время у нас сейчас очень тяжелое и слишком много негатива, но настоящие люди еще встречаются. Я надеюсь, что с каждым годом их будет все больше и больше. Главное верить в детей!
Добрый день Лариса Александровна! Замечательная статья, умные и правильные мысли. Как приятно, что есть ещё педагоги, которые "болеют" всей душой за свою работу. Которые живут работой. А в данном случае, работа это наши дети. Да, они все разные, у всех свой характер, свой темперамент, своё воспитание. И как важно не опускать руки, поддержать каждого маленького человечка, дать ему возможность раскрыться и чтобы он придя в школу,не был скован и зажат.Найти к каждому свой подход, дать каждому частичку своего внимания, тепла. Несмотря на то, что у Вас, как и у всех людей, свои проблемы, заботы, семья. Побольше таких педагогов как Вы!!!! Как жаль, что у меня уже большие дети, они закончили начальную школу. Не думая, отдала бы своих детей в Ваш класс. Спасибо Вам !!!! Удачи во всех Ваших начинаниях!!!!
Здравствуйте, Маргарита ! Спасибо Вам за прочтение и оценку моей работы. Очень приятно, что проделанная мною работа не осталась без вашего внимания. Спасибо за добрые пожелания. И вам удачи и счастья! Пусть ваши дети вас никогда не огорчают!
Добрый вечер, Лариса Александровна! Я тоже учитель, только в старших классах. Стаж 32 года. Статья мне понравилась. Сразу видно, что Вы - человек неравнодушный и любите своих детишек. Удачи Вам в конкурсе, здоровья, терпения, счастья!
Здравствуйте, Лора Ивановна! Спасибо за добрые пожелания и оценку моей статьи! Очень приятно, что вам моя статья понравилась!
Лариса Александровна, прекрасная статья, очень познавательная, а главное, искренняя - написана от всего сердца! Уверена, что благодаря таким педагогам, как Вы, наши дети растут добрейшими и честными людьми (хоть это уже считается редкостью в нынешнее время). Удачи Вам и успехов на профессиональном поприще!!!
Добрый вечер, Виктория Игоревна! Очень признательная, что вы нашли время и уделили внимание моей работе. Спасибо Вам за комментарий и оценку моей статьи!
Здравствуйте,Лариса Александровна!Чисто случайно зебрела на этот сайт,т.к. сама педагог, и увидела вашу статью. С большим удовольствием прочитала ее. Профессинально,доступно и очень легко читается. Очень многое взяла на заметку из вашей работы. Надеюсь ваша статья не останется не замеченной. Удачи в конкурсе и победы!
Здравствуйте, Ирина Олеговна! Спасибо Вам,что заинтересовались и уделили внимание моей статье.
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!
Любовь Владимировна, спасибо за поздравления! Вас тоже с Новым годом, пусть сбудутся все заветные мечты и удача сопутствует во всем!
Всех пользователей сайта поздравляю с Новым 2011 годом!
С новым годом, счастьем новым!
Пусть кружится за окном
Лёгкий снег, а праздник снова
Принесёт удачу в дом.
В этот день весёлый, зимний
Все исполнятся мечты!
Добрых дней неповторимых,
И сердечной теплоты!
Здравствуйте, Лариса Александровна. Очень грамотная продуманная конкурсная статья. С интересом прочитала (у самой сейчас 1 класс), многое взяла на заметку. Приглашаю Вас ознакомиться с моей конкурсной работой "Приблизиться к небесам" в номинации "Внеклассная работа". Буду признательна за ее комментарий.
Ирина Владимировна, спасибо за отзыв и интерес к моей работе!
Уважаемая Лариса Александровна, добрый вечер!!! Спасибо огромное за любовь к детям, к своему профессиональному делу!!! Было очень интересно познакомиться с Вашей работой, хоть я и дошкольный работник. ВЫ ПРОСТО - МОЛОДЕЦ!!! Поставила бы Вам 100 баллов. Прошу Вас познакомиться с моей работой - День рождение леса в номинации - Методическая работа в ДОУ.
БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА!!! С уважением Ирина Николаевна
Ирина Николаевна, спасибо большое, что проявили интерес к моей работе!
Лариса Анатольевна! Поздравляю Вас со званием лауреата конкурса! Осталось совсем немного подождать, чтобы узнать победителей. Мы с вами в одной номинации. В любом случае, если вы будете победителем, я буду рада за вас! Удачи в дальнейшей работе!
Здравствуйте, Лариса Анатольевна! Поздравляю Вас с выходом в финал 2-го этапа конкурса "МПИ"! Ваша статья изложена грамотно и логично, Ваши мысли о воспитании, как автора, мне близки. Радует наличие приложений, это повышает практическую значимость Вашей статьи. Большим плюсом стало бы наличие презентации. С уважением и пожеланиями удачи...
Спасибо за поздравления!
Оксана Анатольевна, презентация у меня есть по работе с детьми в 3-ем классе, там отображается вся моя работа,проведенная за год, но она оформлена в виде отчета с фотографиями: куда ездили, что проводил с детьми, в каких конкурсах участвовали и т.д. Если бы я знала, что можно ее приложить, то с удовольствием отправила бы. )
Добрый вечер, Лариса Александровна!
Стать лауреатом всероссийского конкурса - уже победа. Поздравляю Вас! Ваша работа безусловно имеет практическую значимость, материал методически разработан грамотно, но наличие ИКТ...
Желаю Вам вдохновения, новых встреч на портале "Дети-66.ру".
Спасибо за участие в конкурсе.